Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Кафедра социологии знания
Маликова Наиля Рамазановна
СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ПЕРЕГОВОРАХ:
ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС И УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ
Москва- 2013 |
Учебно-методический комплекс
Направление подготовки - 040100 Социология
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр/магистр
Учебная программа «Социальный менеджмент переговоров»/«Переговорный процесс и управление конфликтами» адресована бакалаврам и магистрантам, обучающимся по направлениюподготовки 040100 «Социология» и- 081100 «Государственное и муниципальное управление» и «Международные отношения». Программа органично связана с содержанием дисциплин базовой части социально-гуманитарного модуля подготовки бакалавров, специалистов и магистров, а также тесно взаимодействует с другими гуманитарными дисциплинами, интегрируя, прежде всего достижения социальной психологии, социологии коммуникации, менеджмента, культурологии, этнологии, социально-культурной антропологии, социологии международных отношений», этнической социологии.
В основу курса положены инновационные технологииинтерактивного обучения, с разбором актуальных кейс – стадии на международных переговорах, с привлечением методов «ивент - анализа», сравнительно - исторической кампаравистики. Представлена в авторской разработке визуальная презентация всех лекций в программе “Microsoft PowerPoint”. Предполагается проведение практических занятий/практикума в форме тренинг – семинара, способствующего с помощью ролевых, деловых, имитационных игр овладению и развитию навыков и компетенций участия в организационном менеджменте подготовки эффективных переговоров.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на развитие общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК)
а) общекультурные компетенции:
· развитие культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
· владение культурой речи, умением логически верно, аргументировано и ясно излагать позицию в устной и письменной речи (ОК-2);
· готовность к кооперации (ОК-3);
· способность находить решения в нестандартных ситуациях, готовность к ответственности (ОК-4);
· умение анализировать содержание нормативных правовых документов (ОК-5);
· стремление к саморазвитию, повышению компетенции (ОК-6);
· навыки критического мышления, способность к конструктивной критике и самокритике (ОК-7);
· осознание социальной значимости успешной социальной и межкультурной коммуникации (ОК- 8);
· способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук в деловом общении (ОК-9);
· способность анализировать социально-значимые проблемы (ОК-10).
б) профессиональные компетенции (ПК):
· способность применять знания и навыки по организации социального взаимодействия в процессе непосредственного и опосредованного общения с участниками переговоров (ПК-1);
· способность самостоятельно формулировать наличие проблемной ситуации в переговорном процессе (ПК-2 формируется частично);
· готовность участвовать в публичной полемике (ПК-3 формируется частично);
· знание возможностей аргументации и отстаивания позиции, деловых, корпоративных, национальных, социальных интересов в переговорном процессе, участия в экспертной и аналитической деятельности в процессе подготовки и во время проведении переговоров (ПК-4 формируется частично);
· знания и представления о потребностях, позициях и интересах всех сторон, участвующих в переговорах по урегулированию конфликтов (ПК-5 формируется частично);
· знание элементарных основ социальных технологий по согласованию социальных интересов и способов урегулирования межличностных, организационных, международных конфликтов (ПК-6 формируется частично);
· умение анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8 формируется частично);
· готовность участвовать в обеспечении связей с общественностью в процессе переговоров (ПК-9 формируется частично);
· знание функций посредника (медиатора) в переговорах в рамках конфликтных отношений.
В результате изучения дисциплины бакалавр / магистрант должен:
Знать:
· основные понятия социального менеджмента и социальных технологий переговорного процесса и урегулирования конфликтов в сфере государственного и муниципального управления;
· основы дипломатического протокола, межкультурной и межличностной коммуникации, этикета;
· специфику подготовки в рабочих группах процедурного соглашения по организации переговорного процесса;
· роль основных каналов информации и коммуникации в обеспечении переговорного процесса и управления конфликтами;
· основные виды стратегии и тактические приемы ведения эффективных переговоров по урегулированию конфликтов;
· этнокультурную, конфессиональную специфику общения и этнопсихологические ресурсы позиционирования участников переговоров из разных стран и регионов мира;
· основные способы достижения консенсуса, модели и средства урегулирования конфликтов, достижения взаимовыгодных интересов в переговорном процессе.
Уметь:
· использовать в процессе подготовки и проведения переговоров основные разновидности, каналы и средства коммуникации по обеспечению связей с общественностью;
· анализировать и верифицировать получаемую информацию и адекватно использовать ее для отстаивания интересов своей делегации на переговорах;
· согласовывать личные, корпоративные и национальные интересы, работая в команде/делегации;
· способствовать позитивному восприятию личного имиджа, имиджа организации, страны, которую представляет в переговорном процессе;
· следовать статусно - ролевым нормам представительства, предписаниям этикета в процессе переговоров;
Владеть:
· основными навыками эффективной организации и ведения переговорного процесса;
· процедурами обмена, верификации информации, согласования и обеспечения мер конфиденциальности в процессе деловых переговоров и управления конфликтами;
· основными навыками участия в переговорах и урегулирования конфликтов, усваивая их в учебно-образовательном процессе, в дискуссиях, деловых, имитационно- ролевых играх;
· компетенциями по обеспечению и фиксации всех видов деловой коммуникации с партнерами: горизонтальных рабочих контактов и переговоров в процессе общения по служебным телефонам, мобильному телефону, переписки по электронной почте, факсу, телексу;
· навыками организации переговоров, в соответствии с правилами делового общения и элементами дипломатического протокола;
· навыками единой евроатлантической субкультуры ведения переговорного процесса и представлениями о специфических проявлениях национальных, региональных, этнокультурных стилей и различий в поведении участников переговоров.