Билет №18

1. Изучение порядка разработки и утверждения межгосударственного стандарта.

Разработку межгосударственных стандартов (далее - стандартов) осуществляют, как правило, в следующем порядке:

1-я стадия - организация разработки стандарта;

2-я стадия - разработка первой редакции проекта стандарта и рассылка ее на отзыв

* Дату введения стандарта в действие на территории государств устанавливают их национальные органы по стандартизации.

** Порядок разработки, принятия и применения межгосударственных нормативных документов в строительстве, а также порядок внесения в них изменений и прекращения применения устанавливает Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве [ 1 ].

*** В государстве - разработчике стандарта могут быть проведены дополнительные (предшествующие) стадии разработки стандарта, которые настоящий стандарт не регламентирует.

3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и рассылка ее на рассмотрение и голосование;

4-я стадия - принятие стандарта и его регистрация.

В обоснованных случаях допускается совмещение стадий разработки проекта стандарта или введение дополнительных стадий его разработки (второй и последующей редакций).

3.1.2. Разработку стандартов осуществляют в соответствии с программой работ по межгосударственной стандартизации или в инициативном порядке.

3.1.3 При разработке стандартов следует руководствоваться ГОСТ 1.0.

При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ; результаты патентных исследований; международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; прогрессивные национальные стандарты государств - участников Соглашения и других стран, а также иную информацию о современных достижениях науки, техники и технологии.

В качестве основы для проекта межгосударственного стандарта может быть предложен действующий или разрабатываемый (на любой стадии) национальный стандарт государства-разработчика, другого государства - участника Соглашения или иной страны; действующий или разрабатываемый (на стадии окончательной редакции) международный или региональный стандарт (при наличии соответствующих международных, региональных соглашений или с разрешения соответствующих организаций), если требования этого стандарта удовлетворяют целям межгосударственной стандартизации по ГОСТ 1.0 (раздел 4).

При применении в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта международного или регионального стандарта используют правила и методы, установленные ГОСТ 1.3.

ГОСТ 1.3 также можно применять при разработке межгосударственного стандарта в случаях использования в качестве основы для его проекта национального стандарта, в том числе национального стандарта государства-участника Соглашения, если для этого не приемлемы правила, установленные в 3.2.8.

3.1.4 Построение, изложение, оформление и обозначение стандартов - по ГОСТ 1.5 с учетом ГОСТ 1.3 (в случае применения в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта международного или регионального стандарта).

3.1.5 Пересылку документов в процессе разработки, принятия и регистрации стандартов рекомендуется осуществлять с использованием электронной почты соблюдая порядок обмена документами в электронном формате, установленный Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации [ 7].

При получении документов рекомендуется направить соответствующее уведомление по электронной почте в адрес отправителя. Требования, устанавливающие необходимость направления уведомления о получении проекта стандарта, приведены в 3.2.3.2, 3.2.4.4 и 3.2.6.2. Контроль за соблюдением этих требований возложен на Бюро по стандартам. При отсутствии электронной почты у получателя проекта стандарта уведомление следует направить факсом, телефонограммой, телеграммой или иным способом, обеспечивающим оперативность его доставки.

2. Сертификация в США.

В США действуют многочисленные законы по безопасности различных видов продукции, которые и служат правовой основой сертификации соответствия. Наиболее широким диапазоном действия отличается Закон о безопасности потребительских товаров.

Согласно этим законам обязательной сертификации подлежит продукция, на которую принят государственный стандарт, а также закупаемая государством на внутреннем и внешнем рынках. Обязательная сертификация контролируется государственными органами.

Добровольная сертификация проводится по заявлению потребителей или изготовителей продукции на соответствие предлагаемым ими нормативным документам.

В стране действуют три основные категории программ сертификации, которые утверждает Федеральное правительство:

• 1-я категория — сертификация товаров и услуг на безопасность. Все эти программы носят обязательный характер;

• 2-я категория — программы по проверке образцов продукции и производств, заменяющие сплошной контроль;

• 3-я категория — программы оценки качества и условий производства до поступления продукции в торговлю.

По программам 1-й категории, как правило, проводится обязательная сертификация такой продукции, как автомобили, контейнеры (в том числе для сельхозпродуктов), суда, магистральные трудопроводы и т.п. Программы 2-й и 3-й категорий используют для обязательной и добровольной сертификации.

Программы Управления по безопасности пищевых продуктов и лекарств охватывают продукцию не только для человека, но и для животных, и испытания проводятся не только на безвредность, но и на эффективность действия.

В соответствии с программами 2-й категории сертифицируются такие виды товаров, которые потребляются в государственных учреждениях (Департамент обороны, Департамент торговли, Управление сельской электрификации и пр.), а сертификация обязательна, если продукция закупается правительственными организациями на государственные средства.

Программы 3-й категории в основном добровольные, за исключением тех, которые предусматривают сертификацию отдельных видов продовольствия (например, яйцо, табак и др). Наибольшее количество программ разработано Департаментом сельского хозяйства и Департаментом торговли. По результатам сертификации пищевых продуктов их подразделяют на "отборные" (Choice) и "сорт A" (Trade A).

Кроме утвержденных правительством, в США есть программы сертификации, которые организуются в частном секторе. Их услугами пользуются не только фирмы США, но и экспортеры из других стран.

Нормативной базой сертификации являются стандарты, которые разра-

• Американским обществом по испытаниям материалов (ASTM) — для широкого диапазона потребительских товаров;

• Национальной ассоциацией изготовителей электрооборудования (NEMA) — для электротехнических товаров и электрооборудования;

• Комиссией по безопасности товаров широкого потребления (CPSC) - для товаров широкого потребления;

• Федеральным агентством по защите окружающей среды (ЕРА) — для сертификации различных производств, двигателей внутреннего сгорания, наземного, водного и воздушного транспорта и т.п.;

• правительственным органом по стандартизации — Национальным институтом стандартов и технологий, который разрабатывает обязательные стандарты. Общее руководство сертификацией в стране осуществляет Сертификационный

комитет, действующий в составе NIST, который также координирует работы по стандартизации и представляет США в ИСО, МЭК и других международных организациях.

В функции Сертификационного комитета входит одобрение и регистрация программ по сертификации, правил проведения сертификации, проверка компетентности органов по сертификации (наличие надлежащего оборудования, уровень квалификации персонала и т.п.).

В сертификационных работах участвует более 2000 испытательных лабораторий. В их число входят крупные лаборатории общенационального значения, лаборатории научно-исследовательских институтов и страховых компаний и независимые лаборатории институтов и университетов. Наиболее известны общенациональные лаборатории — Национальной ассоциации изготовителей электрооборудования, Американской ассоциации по газу, Национальной ассоциации по защите от пожаров, Управления по безопасности пищевых продуктов и медикаментов и др.

В США нет единой системы аккредитации испытательных лабораторий, их действует около 100. Наиболее авторитетными считаются система Американской ассоциации по аккредитации лабораторий (AALA) и Национальная добровольная программа аккредитации лабораторий (NULAP). AALA проводит аккредитацию лабораторий, которые испытывают оптику и фотометрию, проводят такие виды испытаний, как акустические, вибрационные, биологические, химические, тепловые, механические, электрические и не разрушающие. Критериями аккредитации служат положения руководств ИСО/МЭК. Бюджет организации складывается из вкладов частных лиц, взносов организаций-членов и оплаты испытаний заявителем. NULAP была организована под эгидой Министерства торговли, которое и дотирует ее работу в дополнение к взносам за аккредитацию. В этой системе проводится аккредитация лабораторий, которые испытывают текстиль, стекло, цемент, инструменты для научных исследований.

Аккредитация лабораторий, занимающихся анализом мяса животных и птицы, находится в руках Службы продуктов питания Департамента сельского хозяйства, который и финансирует эту деятельность.

Совет директоров Американского общества по испытаниям материалов, изучив положение с аккредитацией в стране, пришел к заключению о целесообразности создания единой национальной системы аккредитации. В работе задействованы 15 технических комитетов ASTM, которые за основу взяли систему аккредитации Австралийской национальной ассоциации испытательных служб (NATA). NATA —

акционерное общество с ограниченной ответственностью, которое на 50% финансируется правительством и субсидируется дотациями аккредитованных лабораторий. Во главе ассоциации стоит Совет, в состав которого включаются представители федерального правительства и правительств штатов, промышленности, профсоюзов и Ассоциации по стандартизации. Совет назначает консультативные комитеты, которые разрабатывают рекомендации для конкретных лабораторий. Аккредитация в Австралии предоставляется на неограниченный срок, а сотрудники лаборатории через каждые два года проходят переаттестацию. Лаборатории по пищевым товарам переаттестовываются каждые полгода. Между NATA и правительством Австралии подписан Меморандум о взаимопонимании, одним из положений которого является обязательство проводить свою работу в соответствии с международными стандартами и Кодексом ГАТТ/ВТО по стандартизации, обеспечивать международную совместимость методов испытаний.

3. Гармонизация стандартов.

Гармонизация стандартаэто приведение его содержания в соответствие с другим стандартом для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. В такой же степени гармонизация может быть отнесена и к техническим регламентам.

Гармонизованные (эквивалентные) стандарты могут содержать некоторые различия: по форме, в пояснительных примечаниях, в отдельных специальных указаниях и т.п. В связи с этим Руководство 2 ИСО/МЭК предлагает термины:

идентичные стандарты и унифицированные стандарты. Идентичные стандарты — гармонизованные стандарты, полностью идентичные по содержанию и по форме. Нередко это точный перевод стандарта (международного, регионального), принятого в национальной системе стандартизации. Эти стандарты могут отличаться лишь обозначением (шифром, кодом).

Унифицированные стандарты — это гармонизованные стандарты, которые по содержанию идентичны, но отличаются по форме представления.

В зависимости от нормативного документа, по отношению к которому гармонизуется стандарт, различаются уровни гармонизации. Стандарты, гармонизованные на международном уровне — гармонизованы с международным стандартом. Стандарты, гармонизованные на региональном уровне — гармонизованы с региональным стандартом. Гармонизация нередко проводится в рамках двусторонних или многосторонних соглашений. Стандарты, гармонизованные на многосторонней основе — гармонизованы тремя или более органами по стандартизации.

Стандарты, гармонизованные на двусторонней основе — гармонизованы двумя органами, занимающимися стандартизацией.

Следует иметь в виду, что гармонизованные стандарты не аналогичны односторонне согласованным и сопоставимым стандартам.

Согласованный стандарт (односторонне согласованный стандарт) — это нормативный документ, согласованный с другим стандартом таким образом, чтобы продукция, процессы, услуги, испытания и информация, представляемые в соответствии с первым стандартом, отвечали требованиям второго, но не наоборот.

Сопоставимые стандарты — это нормативные документы на одну и ту же продукцию (процессы, услуги), утвержденные различными органами по стандартизации. Они содержат различные требования, но относящиеся к одним и тем же характеристикам (свойствам) объекта стандартизации, которые оцениваются с помощью одних и тех же методов. Это позволяет сопоставить различия в требованиях. Неодносторонне согласованные, несопоставимые стандарты не являются гармонизованными (эквивалентными), так как не обеспечивают взаимозаменяемость продукции (услуги) и др.

Гармонизация стандартов имеет важнейшее значение для расширения взаимовыгодного обмена товарами (услугами), заключения соглашений по сертификации, развития и углубления промышленного сотрудничества и совместного решения научно-технических проблем, повышения и обеспечения качества продукции, оптимизациизатрат материальных и энергетических ресурсов, повышения эффективности мер по безопасности труда и защитеокружающей среды


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: