Вопрос. 7.2. Социальная эффективность природоохранных издержек

Социальная эффективность – это экономическая эффективность природоохранных затрат на предотвращение потерь чистой продукции вследствие заболеваемости, снижения выплат из фонда социального страхования, сокращение расходов общества на лечение трудящихся по причинам загрязнения окружающей среды и т. д.

Социальная эффективность – это та часть затрат, которая отражает результативность затрат, связанных с экологической нормализацией условий жизнедеятельности человека. Показатель социальной эффективности Эс определяется, как и общая экономическая эффективность, в виде отношения годового эффекта Э (в данном случае – социального) к совокупным экологическим затратам:

Эс = .

Общий социальный экономический эффект от сокращения заболеваемости населения определяется как сумма следующих эффектов:

Э = Эч.п. + Эс.с. + Эз.л. + Эп.т.,

где Эч.п - эффект от предотвращения потерь чистой продукции вследствие заболеваемости трудящихся из –за загрязнения окружающей среды; Эс.с. – эффект от сокращения выплат из фонда социального страхования (по больничным листам) в результате тех же причин; Эз.л. – эффект от сокращения затрат на лечение трудящихся в результате тех же причин; Эп.т. – эффект от повышения производительности труда вследствие нормализации экологической обстановки.

Эффект от предотвращения потерь чистой продукции в результате заболеваемости из-за загрязнения среды определяется как:

Эч.п = Б х Пч1 – Р2),

где Б – число больных; Пч – чистая продукция на один человеко – день работы; Р2 и Р1 – соответственно количество человеко – дней работы на одного работника до и после проведения природоохранного мероприятия.

Эффект от сокращения выплат из фонда социального страхования определяется по формуле:

Эс.с. = Б х Вп1 – Р2),

где Вп – средний размер пособия (оплата больничного листа) га одного заболевшего.

Эффект от сокращения затрат государства на лечение трудящихся рассчитывается следующим образом:

Эз.л. = (Ба х Да х За + Бс х Дс х Зс) - (Ба х Да х За + Бс х Дс х Зс),

где Ба и Бс – число больных, лечившихся соответственно амбулаторно и в стационаре от заболеваний, вызванных загрязнением среды; Да и Дс – среднее количество дней лечения одного больного соответственно в поликлинике и стационаре; За и Зс – средние затраты на лечение одного больного соответственно в поликлинике и стационаре.

Можно определить также эффект Эп.т. от роста производительности труда вследствие нормализации экологической обстановки. Он рассчитывается по приросту чистой продукции в отраслях материального производства (определяется по формуле, как ΔД), а в непроизводственной сфере – по сокращению затрат на обслуживание.

Расчет социального эффекта природоохранных мероприятий представляет известные сложности, поскольку на состояние здоровья, помимо загрязнителей среды обитания, влияют и другие факторы, поэтому трудно выделить «вклад» загрязнения в ухудшение здоровья населения. Тем не менее, по экспертным оценкам, каждый занятый в общественном производстве болеет в среднем в течение 10 дней в год по причинам, связанным с неблагополучной экологической обстановкой.

Эффекты природоохранных мероприятий можно рассчитать и на уровне предприятия.

Так, общая эффективность дополнительных капвложений на природоохранные мероприятия для предприятия исчисляется по формуле:

Эф = ,

где Д – дополнительный доход, возникший в связи с мероприятием.

Можно рассчитать также эффекты от улучшения использования трудовых ресурсов, материалов и оборудования.

Общий эффект от лучшего использования оборудования, вследствие улучшения среды, определяется приростом чистой продукции, связанным с сокращением простоев оборудования в ремонте и увеличением фонд машинного времени, уменьшением затрат на ремонт и обслуживание, ростом производительности труда.

Производственный (хозрасчетный) эффект рассчитывается по приросту прибыли от сокращения затрат на ремонт и от увеличения срока службы оборудования:

Э = (И1 – И2) – ФКр2 – Т1),

где И1, И2 – затраты на ремонт до и после проведения мероприятия; Ф – среднегодовая стоимость оборудования (основных фондов); Кр – коэффициент рентабельности основных фондов; Т1 и Т2 – продолжительность службы оборудования до и после проведения мероприятия.

Таким образом, в связи со сложностью определения суммарного эффекта единовременных и текущих издержек, а также в интересах оценки эффективности издержек на тот либо другой вид природоохранной деятельности с учетом специфики компонента окружающей среды рассчитываются частные характеристики эффективности экологических издержек различного назначения и направления.

Определение суммарного эффекта, включает следующие эффекты: экологический (улучшение свойства компонента природной среды, понижение отходов, утрат и загрязнения и др.), социальный (улучшение здоровья и условий труда и отдыха, рост, продолжительности жизни др.), а также экономический (понижение материалоемкости производства, издержек на добычу минеральных и др. ресурсов, на хранение отходов и их обезвреживание и др.), что является нужной предпосылкой оценки эффективности природоохранных издержек.

Изменение издержек экологического назначения и их эффективность определяется внешними, по отношению к природопользователю, и внутренними (производственными) факторами. К внешним факторам относятся общественная экономическая и экологическая ситуация, проведение комплекса средозащитных мероприятий, улучшающих общую экологическую ситуацию, изменение численности населения, развития науки и техники, в том числе природоохранной промышленности и др. К внутрипроизводственным фактором относятся степень безотходности применяемых технологий и экологической чистоты производства, количество отходов производства, загрязнения компонентов окружающей среды и их уровень по сравнению с ПДК и др.

Система характеристик результатов природоохранной деятельности обязана быть дополнена показателями социально-экономических результатов, если от природоохранных издержек достигнут не лишь экологический эффект, который является главной целью данной деятельности, но и экономический, и социальный, которые в данной деятельности являются постоянными «побочными» её эффектами, сбрасывать которые со счетов при оценки эффективности природоохранных издержек нельзя.

Наряду с обобщающим показателем эффективности экологических издержек (Э), рассчитываемым как отношение суммарного экологического результата (Рэколог), экономического результата (Рэконом) и общественного результата (Рсоц) к вызвавшим их экологическим затратам (З), рассчитываются характеристики каждого составляющего, т.е.:

Ээк= Рсоц/ ЗЭэк= Рэкон / ЗЭэкон=Рэк / ЗЭэк.

Экологическая эффективность средозащитных издержек определяется методом отнесения величины экологических результатов к вызвавшим их затратам. Экологические результаты рассчитываются по разности характеристик состояния окружающей среды до и после проведенных мероприятий. Их черта в стоимостном выражении связана с решением заморочек экономической оценки природных ресурсов.

Социальная эффективность средозащитных издержек измеряется отношением обобщенного показателя, выражающего социальный эффект, к затратам, обеспечившим его достижение. Социальный итог определяется по разности характеристик, характеризующих конфигурации в социальной сфере в итоге воплощения средозащитных мероприятий.

Экономическая эффективность определяется отношением достигнутого экономического эффекта к размеру природоохранных издержек.

Экологический и социальный эффекты (результаты) употребляются для определения фактического уровня и нормативов характеристик издержек, нужных для заслуги установленной величины понижения вредных выбросов и поддержания заданного состояния окружающей среды, а также для расчета эффектов в денежном выражении (предотвращения загрязнения, сохранение генетического фонда животных и растений; сохранение эстетической ценности природных ландшафтов, памятников природы и т.п.). Примером достигнутого комплексного экономического и общественного эффектов может служить понижение заболеваемости населения в регионе в итоге проведения природоохранных мероприятий.

Незапятнанный экономический эффект определяется сопоставлением средозащитных издержек с затратами, которые предотвращаются благодаря ликвидации либо уменьшению загрязнения окружающей среды, а также со стоимостью дополнительно получаемой продукции (для многоцелевых средозащитных мер).

Общий эффект включает в себя частные, как эффект по увеличению производительности труда работников в условиях улучшенного состояния природной среды, а также в итоге сохранения эстетической ценности природного ландшафта, улучшения эстетической ценности природного ландшафта, улучшения состояния рекреационной зоны; эффект от предотвращения (сокращения) утрат сырья, топлива, главных и вспомогательных материалов, жестких отходов и т.д.; эффект от более продуктивного использования основного производственного оборудования в условиях усовершенствованной природной среды и многие остальные. Частные экономические эффекты, в свою очередь, определяются рядом характеристик, часть из которых связана с природоохранной деятельностью опосредованно, что затрудняет выражение таковой связи количественно.

4. Государственный экологический контроль

Задачей государственного экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов – прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Соответственно подразделению органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный (надведомственный). Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный – органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

Государственный экологический контроль проводится на определенных принципах. Основные из них – законность, объективность, разделение хозяйственных и контрольных функций. Принцип законности проявляется в том, что такой контроль могут проводить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами. Объективность основывается на достоверных данных о деятельности контролируемого объекта. Принцип разделения хозяйственных и контрольных функций характерен лишь для специально уполномоченных органов государственного экологического контроля. Он носит в основном доктринальный характер и в законодательстве прямо не закреплен. Его суть заключается в том, что функция проведения специального государственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы.

Правовые основы организации и осуществления государственного экологического контроля установлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов.

Государственный общий экологический контроль проводится Президентом России, Федеральным Собранием РФ, представительными органами субъектов РФ, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Государственный специальный (надведомственный) экологический контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, а также граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых, между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

Круг органов, уполномоченных на проведение государственного надведомственного экологического контроля, широк. В систему таких органов входят специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов:

Министерство природных ресурсов РФ;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Федеральное агентство водных ресурсов;

Федеральное агентство лесного хозяйства;

Федеральное агентство по недропользованию.

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме предупредительного и текущего. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии со ст. 65 ЛК РФ места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы. К специфическим способам осуществления предупредительного экологического контроля относится также проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, что представляет собой проверку ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству (ст. 80 ВК РФ).

Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы призваны осуществлять государственный контроль не только за охраной окружающей среды, но и за рациональным использованием природных ресурсов и охраной отдельных природных ресурсов.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы. Наиболее важные их правомочия предусмотрены Федеральным законом «Об охране окружающей природной среды».

Помимо специально уполномоченных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, специальными функциями по осуществлению экологического контроля и надзора наделены функциональные министерства и ведомства. Так, например, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России) через свои департаменты по управлению охотничьими ресурсами и рыболовству проводит государственный контроль за использованием и охраной охотничьих животных и ведением охотничьего хозяйства; осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных в РФ. Минсельхозпрод России осуществляет также государственный контроль за охраной и использованием водных биологических ресурсов; контролирует: целевое использование рыбохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности выделяемых им государственных средств; работу рыбопропускных и рыбозащитных сооружений; выполнение обязательств по межправительственным соглашениям, конвенциям и другим договоренностям в области регулирования рыболовства, охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Должностные лица органов государственного экологического контроляимеют право в установленном порядке[2]:

посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необ­ходимыми для выполнения их служебных обязанностей;

проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;

выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;

устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;

назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;

требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;

привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства;

принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Решения указанных органов обязательны для исполнения. Они могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Важным видом государственного экологического контроля является экологический мониторинг. Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами (Законом «Об охране окружающей природной среды», Лесным, Водным, Земельным кодексами, законами о недрах, о животном мире и т. д.) и другими актами экологического законодательства. Отраслевой мониторинг осуществляется специально уполномоченными органами государственного экологического управления по отдельным видам природных ресурсов.

5. Космический мониторинг состояния окружающей среды.

Мониторинг антропогенных изменений. Принципы ведения мониторинга. Пример мониторинга: территория прилегающая к г.Ухта.

Мониторинг антропогенных изменений является частным случаем покомпонентного мониторинга. При его проведении нас в первую очередь интересуют изменения происшедшие на местности за некоторый период, которые могли возникнуть как следствие антропогенного воздействия на окружающую среду. Подготовка и проведение такого мониторинга складывается из нескольких этапов. Первым этапом является выполнение исследований с целью определить: перечень изменений и их характерных размеров и других характеристик, которые могут быть зафиксированы из космоса. На основе этих исследований разрабатывается структура картографического банка данных (цифровой карты), а так же легенды печатных карт, посредством которых будут представлены результаты мониторинга. Далее должна быть выполнена разработка технологии мониторинга, включающей детальное описание технологии проведения мониторинга. И, наконец осуществляется разработка организационной схемы его проведения, обучение специалистов и т.п.

Проведение мониторинга с использованием панхроматической съемки может помочь в определении изменений связанных с преобразованием объектов, которые ведут к изменению их интегрального альбедо. Это в первую очередь такие изменения как: нарушение растительного покрова (в т.ч. на болотах); заболачивание земель; осушение земель; изменение береговой линии водных объектов и т.п. Мониторинг с использованием спектрозональной съемки позволяет не только выявить факт изменений, на так же определить характеристики этих изменений. Так например может быть определена степень нарушенности растительного покрова. Мониторинг с использованием панхроматических снимков, в силу их большей разрешающей способности является более чувствительным к величине пространственных изменений. Так, с использованием снимков со спутника SPOT точность может достигать 10 м. В то же время не все изменения на местности связаны с изменением интегрального альбедо, или его изменения является незначительным и не может быть значимо зарегистрировано по панхроматическим снимкам. Так например, усыхание растительности связано со значительным изменением отражательной способности листа в ближнем инфракрасном диапазоне (0.9-1.1 мкм). Большинство изменений на территории РК связано с освоением новых территорий и эксплуатацией природных ресурсов (вырубкой леса, добычей полезных ископаемых и т.п.). При этом происходят хорошо различимые изменения растительного покрова: либо его полное уничтожение, либо существенное изменение сомкнутости. Мониторинг растительного покрова является важной составляющей мониторинга компонентов окружающей среды.

Рассмотрим, в качестве примера, иллюстрирующего приведенные выше положения, проведение мониторинга территории, прилегающей к г. Ухта.

Для выполнения мониторинга использовались два сканерных космических снимка, полученных со спутника SPOT в 1995 г. (18 мая) и 1997 г. (12 августа). Таким образом, период мониторинга составил 2 года. Для решения задачи поиска изменений как визуальным, так и автоматическим способом необходимо определенным образом «совместить» изображения как по пространственной составляющей, так и по радиометрической. Т.е. таким образом, чтобы два снимка как можно более совпадали друг с другом. Различия могут появиться как следствие нескольких причин, основными из которых являются:

§ Сезонные и квазирегулярные природные процессы (смена времен года; засуха и т.п).

 Катастрофические природные процессы (пожары, наводнения и т.п.)

 Антропогенные причины (освоение новых территорий и природных ресурсов)

Для того, чтобы в максимальной степени устранить влияние данных причин (особенно первой из них, вносящей наибольший вклад) необходимо для сравнения брать снимки примерно одного времени года (лучше всего максимума вегетации, т.е. июля-августа), а кроме того, еще и одинаковой динамики погодных условий (например при стационарном антициклоне). Ландшафтный мониторинг, как уже отмечалось, в некоторой степени свободен от данного недостатка, т.к. в нем исследуются геосистемы, которые могут находится в различных состояниях не изменяя своих внутренних и внешних связей.

При соответствующем опыте, можно научиться отличать сезонные изменения растительности, от вызванных техногенными причинами (см Рис. I‑18).

Подготовка изображения для визуального поиска изменений может проводится несколькими способами. Для построения изображений, приведенных ниже использовалась следующая последовательность действий.

1. Привязка космического снимка 1995 г. к цифровой топографической карте по контрольным точкам, с точностью 20-60 м.

2. Привязка снимка 1997 г. к снимку 1995 г, по контрольным точкам с использованием полиномиальных преобразований 4-ой степени, с точностью до пикселя (10-15 м).

3. Построение 2-х цветной модели (RGB) где снимок 1995 г. помещен в R и B-канал, а снимок 1997 г – в G канал. Таким образом, все изменения которые есть на снимке 1995 г и отсутствуют на снимке 1997 г. окрашены в зеленый цвет, а те изменения которые появились на снимке 1997 г, но отсутствуют на снимке 1995 г, окрашены в фиолетовый цвет. Таким образом изменения регистрируются по изменению интегрального альбедо, и чем больше величина изменения тем более глубокий оттенок соответствующего цвета имеют изменившиеся участки. Участки, не подвергнувшиеся изменению будут иметь серый цвет (пример, см рис 200).

Рассмотрим как данная схема реализуется применительно к растительному покрову (лесам) и приведем описания наиболее типичных изменений растительного покрова, происходящих вблизи крупного города, на примере г. Ухта.

Все обнаруженные изменения можно свести к нескольким основным типам:

Изменения растительного покрова на сельхозугодьях. Исследуя закономерности изменения можно проследить характер использования данного земельного участка (пример на Рис. I‑19).

Сезонные изменения растительности. Исследование характера сезонных изменений растительности позволяет выявить характер лесовосстановления на вырубках и, в частности, оценить количество елового подроста под пологом лиственного леса (пример на Рис. I‑20).

Антропогенные изменения растительного покрова. Данные изменения служат основным источником информации о техногенных изменениях, связанных со строительством, разработкой общераспространенных полезных ископаемых и т.п. (пример на Рис. I‑21).

Изменения береговой линии водных объектов и цвета водной поверхности. Береговая линия может изменяться вследствие многих причин: наводнений, высыхания водоемов, подъем уровня водохранилищ и т.п., которые могут быть вызваны причинами как природного так и антропогенного характера (пример на Рис. I‑22). Изменение цвета водной поверхности может служить индикатором загрязнения (в т.ч. эфтрофикации).

Билет № 28

1. Гамма-излучение представляет собой электромагнитное излучение высокой энергии и обладает наибольшей проникающей способностью. Соответственно, защита от внешнего гамма-излучения представляет наибольшие проблемы.

Бета-излучение имеет корпускулярную природу и представляет собой поток отрицательно заряженных частиц (электронов). Бета-излучение обладает меньшей проникающей способностью. Защититься от этого излучения при внешнем источнике можно сравнительно легко. В принципе, бета-частицы задерживаются неповрежденной кожей. Однако при поступлении внутрь организма бета-активные радионуклиды испускают хорошо поглощаемые тканями организма бета-частицы. Возникающие при этом в организме разрушения значительно превосходят таковые, производимые гамма-излучением.

Альфа-излучение представляет собой поток, положительно заряженных частиц с зарядом 2 и массой, равной 4, (по существу — ядра гелия). Этот вид излучения легко поглощается любой средой. Защититься от него можно буквально листом бумаги. Однако, поступление альфа-излучателя внутрь организма может вызвать трагические последствия.

Процесс радиоактивного распада (перехода радиоактивного элемента в другой химический элемент) сопровождается излучением одного или нескольких видов. В соответствии с тем, какой вид излучения характерен для радиоактивного распада данного изотопа, выделяют гамма-активные изотопы (например, цезий-137), бета-излучатели (например, стронций-90) и альфа-излучатели (например, большинство изотопов плутония).

2. 1. Сущность использования компостов

Компостирование - биотермический процесс минерализации и гумификации обычно двух органических компонентов (иногда с добавками минеральных), уменьшающий потери питательных элементов одних (навоз, жижа и стоки, фекалии, помёт птиц, ОСВ и др.) с одновременным ускорением разложения других (торф, солома, опилки, бытовой мусор и др.) и переводом в доступные для растений формы. При компостировании органических отходов происходит биотермическое обеззараживание, компост нагревается до 600С, что убивает яйца и личинки мух и гельминтов, а также болезнетворные неспоровые микроорганизмы.

В органических компостах один из компонентов выступает в роли поглотителя влаги, аммиака, диоксида углерода и без компостирования слабо разлагается (торф, бытовой мусор, дерновая земля, солома), а другой (навоз, его жижа, фекалии, птичий помёт и др.) обогащён микрофлорой и содержит значительные количества легкоразлагающихся азотистых и безазотистых органических соединений.

Важны и часто необходимы и органо-минеральные компосты, которые повышают усвояемость растениями питательных элементов их компонентов, обогащают недостающие элементы, устраняют кислотность удобрения, предотвращают потери.

Компоненты компостов смешивают и выдерживают до тех пор, пока содержимое их не превратится в однообразную рассыпчатую массу.

2.4 Компосты из бытовых отходов и отходов с/х-го производства

2.4.1 Компостирование промышленных и бытовых отходов

В связи с возрастающими требованиями к охране окружающей среды и ростом количества бытовых отходов в городах всё более широкое распространение получают промышленные методы биотермического обеззараживания отходов и приготовления из них компостов. В пригородных хозяйствах городской мусор используют как биотопливо в парниках. Из промышленных отходов наибольшее значение для приготовления компостов имеют следующие: отходы боен и кожевенных заводов, отходы табачной, шерстяной, рыбной, маслобойной, сахарной, костяной промышленности и различные шлаки металлургических заводов. Немаловажную роль как сырьё для компостов имеют фекалии муниципальных канализаций.

Барьером для использования мусора городских свалок и предприятий является наличие в нём стекла, железа, костей и др. предметов, требующих удаления из компостируемого материала путём просеивания и прочих видов сортировки. Большой проблемой являются токсичные отходы, опасные для здоровья человека и почв, поскольку способны привносить с собой тяжёлые металлы, химикаты, токсины, которые очень сложно удалять из почвы. Эти компоненты делают её непригодной для сельскохозяйственного использования.

По действию на урожай заводской компост из бытовых отходов не уступает в эквивалентных дозах навозу и при наличии соответствующего сертификата качества может применяться с агрохимическим контролем под различные культуры.

2.4.2 Компостирование отходов сельскохозяйственного производства

Во многих районах нашей страны, особенно в лесостепной и степной зонах, часто большие количества соломы, мякины, половы и других отходов полеводства остаются неиспользованными. Из этих отходов можно приготовлять высококачественные удобрения.

Особенно ценно использование соломы для подстилки в пастбищный период на временных полевых загонах скота. Для этого полевую стоянку скота покрывают слоем соломы 20-30 см. Солома смачивается мочой, перемешивается с калом животных и хорошо уплотняется. Благодаря атмосферным осадкам и влаге, которая подтягивается к слою навоза из почвы, солома начинает быстро разлагаться, и в течение 1,5-2 месяцев на загоне образуется хороший, полноценный навоз. Перед сменой стоянки скота навоз укладывают в хорошо уплотнённый штабель, где навоз дозревает быстро и без больших потерь азота.

Сельскохозяйственной наукой разработаны приёмы приготовления из соломы так называемого искусственного навоза. На специально приготовленной площадке закладывают слой соломы (лучше в виде резки) шириной 3-4 м, толщиной 80-100 см, длина зависит от количества соломы. При укладке солому равномерно посыпают азотными минеральными удобрениями, после этого равномерно смачивают водой в 3-4 приёма (через каждые 10-12 часов), чтобы вода не вытекала из-под соломы, а целиком ею впитывалась (на каждую тонну заложенной соломы – 0,5 т воды). Только после того, как начинается брожение первого слоя соломенной резки и температура в нём поднимается до 50-600С, следует закладывать второй слой соломы, потом третий и т.д., пока высота штабеля не поднимется. Вместо минерального азота и воды можно использовать навоз и навозную жижу.

Приготовлять искусственный навоз из соломы злаковых и бобовых культур, не пригодной на корм половы, мякины и других отходов можно непосредственно в поле, на месте использования его на удобрение.

3. Экономическая оценка природных ресурсов

С расширением масштабов производства, процесс обмена веществ между обществом и природой достигает таких размеров, а природные ресурсы эксплуатируются столь интенсивно, что уже не обеспечивается их естественное само(возобновление), и становится необходимым проведение экономической оценки этих ресурсов, с тем чтобы иметь возможность в наиболее полном объеме вовлечь их в процесс воспроизводства.

Кроме того, если природные ресурсы вовлечены в хозяйственный оборот, то они должны быть оценены, как и любой другой товар.

Экономическая оценка природных ресурсов должна обеспечивать рациональное регулирование комплекса взаимосвязей, направленное на обеспечение устойчивого развития.

Экономическая оценка природных ресурсов – это отображение полезных потребительских свойств отдельного природного ресурса в денежном выражении. Она может быть осуществлена различными методами, учитывающими способы освоения определенного природного ресурса, его местоположение, динамику спроса и получаемую выгоду от эксплуатации.

Плата за ресурсы – издержки предприятия, связанные с использованием ресурсов. Всю совокупность ресурсов можно разделить на три группы:

─ закупаемые у кого – либо;

─ изымаемые из природы непосредственно;

─ являющиеся собственностью производителя.

Ресурсы первой группы оцениваются ценой предприятия, продающего их. Ресурсы второй группы оцениваются издержками на добычу и специальными выплатами (налогами). Ресурсы третьей группы (отходы, вода замкнутого цикла, собственная земля и т. д.) могут оцениваться: по нулевой цене; исходя из издержек на доставку и подготовку к использованию; по вытесняемым затратам за счет замены первичного ресурса.

И, следовательно, рыночные цены на природные ресурсы не всегда в полной мере отражают общественные издержки, давая неточные показатели стоимости.

Наиболее общим подходом к оценке природных благ является альтернативная стоимость, предполагающая учет тех упущенных доходов и выгод, которые возможно было бы получить при использовании природного актива иным образом. Это позволяет сделать вывод о целесообразности того или иного использования.

В настоящее время экономическая оценка природных ресурсов осуществляется с помощью трех основных методов:

─ затратного;

─ рентного;

─ смешанного.

Затратный метод – это способ оценки природных ресурсов с помощью учета затрат на их освоение (разведку и подготовку к использованию).

Экономическая оценка земли, например, может быть определена по формуле:

,

где К – стоимость освоения 1 га земли в современных условиях (средняя по стране); - отношение урожайности к затратам на производство земледельческого участка и в среднем по стране.

В рамках затратного подхода можно учитывать затраты на восстановление утраченных или ухудшенных источников ресурсов (например, затраты на рекультивацию земель). К этой же группе относится и метод «компенсационных затрат». В этом случае экономическая оценка ресурсов определяется величиной предполагаемых дополнительных затрат, связанных с ликвидацией ресурсов вообще (например, затраты на создание искусственного субстрата почвы).

Рентный метод – это способ экономической оценки природных ресурсов на основании получаемого эффекта от эксплуатации конкретного природного ресурса.

Выделяют следующие виды экономической ренты:

─ чистая экономическая рента, получаемая независимо от качества фактора, только в силу его ограниченности (предложение такого фактора в долговременном периоде неэластично, например, земля);

─ дифференциальная рента, связанная с качеством ресурса, а в сельском хозяйстве с продуктивностью земельных участков;

─ инфрамаржинальная рента, связанная с меньшими альтернативными издержками у получателя ренты, чем у других (альтернативные издержки – издержки производства товаров и услуг, измеряемые стоимостью наилучшей упущенной возможности иного, более эффективного использования затраченных на это производство факторов). Инфрамаржинальной рентой называют также излишек потребителя и производителя.

В общем виде, Кулагина Г. Д. предлагает находить зависимость между рентной оценкой природного ресурса и ее параметрами следующим образом:

,

где R – экономическая оценка природного ресурса;

Z – замыкающие затраты (затраты на худшем участке в регионе) на продукцию, получаемую при эксплуатации природного ресурса, исчисленные как общественно оправданные пределы затрат на прирост данного вида продукции;

S – индивидуальные затраты (затраты на оцениваемом участке) на продукцию, получаемую при эксплуатации при эксплуатации природного ресурса;

q – коэффициент ресурсоемкости продукции, производимой при эксплуатации природного ресурса;

a – коэффициент, учитывающий динамику показателей Z, S, q.

Плату за природные ресурсы можно рассчитывать двумя способами:

1. Как дополнительный доход от использования природного ресурса повышенной продуктивности.

2. На основе издержек замещения этого ресурса.

Следует отметить, что рента еще не показатель стоимости, а лишь база ее исчисления. С учетом того, что эксплуатируемый природный ресурс имеет возможность возобновления своих основных свойств, то владелец данного ресурса постарается подсчитать доход, который он смог бы получить за все время распоряжения объектом. Для этого необходимо полученную сумму умножить на дисконтный множитель. Формула оценки, в этом случае будет иметь вид:

Р = ,

где Rt – рента, приносимая природным ресурсом в году t;

Р – цена природного ресурса (объекта);

n – коэффициент дисконтирования, показывающий степень обесценения будущих доходов по отношению к базовому моменту времени.

Уровень, на котором установится величина коэффициента дисконтирования, определяет рынок заемных средств, т. е. он равен ставке ссудного процента.

В случае когда ресурс может использоваться неограниченное количество времени и ежегодная рента – величина неизменная, формула упрощается до вида:

Р = .

Смешанный метод – это способ экономической оценки природных ресурсов с учетом затрат на их освоение, а также эффекта получаемого от их эксплуатации.

С помощью смешанного подхода Кулагина Г. К. предлагает определять экономическую оценку природных ресурсов следующим образом:

,

где Ц – оценка единицы природного ресурса, извлекаемого из месторождения;

Z – полные затраты, или оценка месторождения ресурсов по смешанной методике;

n – величина запасов месторождения в натуральном выражении (т, кг и т.д.);

З1 – средства, затраченные на поиск, освоение менее богатых, расположенных в худших условиях месторождений;

З2 – затраты на разработку способов удовлетворения потребности в дефицитных ресурсах за счет вторичной переработки отходов и комплексного использования ресурсов;

З3 – затраты на исследование возможности воспроизводить ресурсы искусственным путем, либо, если это возможно, создать их заменители;

t – время, через которое возникает потребность в затратах З1, З2, З3.

Существуют также понятия текущей и долгосрочной оценки природных ресурсов.

Текущая – ежегодный эффект воспроизводства, основывающийся на методике определения абсолютной эффективности капитальных вложений (экологических инвестиций). Под экологическими инвестициями следует понимать экономический показатель, учитывающий величину затрат на охрану, расширение, обновление объекта.

Долгосрочная – представляет сумму текущих оценок за период нахождения в народнохозяйственном обороте. Рассчитывается по формуле:

Од = ,

где То – текущая оценка земли;

Ен – нормативный коэффициент эффективности, дифференцированный в зависимости от объекта оценки и его средозащитной ценности.

4. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы *15)

1. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *15.1)

2. Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, формирование экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждение ее персонального состава осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; дополнен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

Эксперт государственной экологической экспертизы

1. Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; дополнен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

2. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.

3. Эксперт государственной экологической экспертизы участвует в ее проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием, выданным федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; дополнен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

4. Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:

заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; дополнен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ - см. предыдущую редакцию);

формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

5.Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:

осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативно-техническим документам и представлять заключения по таким материалам (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;

соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;

участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

5. Биоиндикационные методы контроля состояния окружающей и природной среды

Составной частью экологического мониторинга явля­ется мониторинг биологический, т. е. система наблю­дений, оценки и прогноза любых изменений в биоте, вызванных антропогенными факторами. Задача такого мониторинга — обнаружение, идентификация и опреде­ление концентраций загрязняющих веществ в биоте с ис­пользованием индикаторных организмов. Химические и физико-химические методы анализа не в состоянии охва­тить все многообразие загрязняющих веществ, которые претерпевают в окружающей среде сложные трансфор­мации, образуя подчас более токсичные соединения. Количественный анализ какой-либо примеси сам по се­бе не дает ответа на вопрос о ее биологической опаснос­ти. Поэтому необходимы методы интегральной оценки качества среды, такие как биотестирование и биоинди­кация.

Биоиндикация - это метод обнаружения и оценки воздействия абиотичееких и биотических факторов на живые организмы при помощи биологических систем.

Обычно живые организмы в той или иной степени реагируют на изменения окружающей среды, но в ряде случаев это нельзя выя­вить физическими или химическими методами, т. к. разрешающие возможности приборов или химических анализов ограничены. Эти­ми методами может быть обнаружен, например, эффект биологи­ческого накопления отдельных токсических веществ в организмах растений и животных. Чувствительные же организмы-биоиндикаторы реагируют не только на малые дозы экологического фактора, но и дают адекватную реакцию на воздействие комплекса факто­ров, выявляя синергизм, эмерджентность, ингибирование

Возможны следующие уровни биоиндикации::

1) Биохимические и физиологические реакции (изменение различных процессов и накопление определенных токсикантов в органах);

2) Анатомические, морфологические, биоритмические и пове­денческие реакции;

3)Флористические, фаунистические изменения.

Следующие три уровня (ценотический, биогеоценотический, ландшафтный) являются предметом более длительных полевых исследований.

Существуют два основных метода биоиндикации: пассивный и активный.

В первом случае исследуют видимые или незаметные повреждения и отклонения от нормы, являющиеся признаками не­благоприятного воздействия, во втором используют ответную реак­цию наиболее чувствительных к данному фактору организмов (биотестирование). Это может быть как один фактор (сернистый газ), так и многокомпонентная смесь (выхлопные газы автотранспорта).

Биоиндикация может проводиться на уровне макромолекул, клетки, организма, популяции, сообщества и экосистемы. В прак­тикум включены работы только на первых четырех уровнях.

Существует биоиндикация специфическая (реакция только на один фактор) и неспецифическая (одна и та же реакция на многие факто­ры). Чувствительными биоиндикаторами могут служить как отдель­ные процессы в клетке и организме (изменение ферментативной активности, накопление аминокислоты пролина, изменения в пигмен­тном комплексе, накопление серы в листьях), так и морфологические изменения (изменения формы и размера листовой пластинки, появле­ние асимметрии, хлорозы и некрозы, уменьшение продолжительности жизни хвои, снижение линейного и радиального приростов).

В порядке возрастания толерантности к загрязнениям раститель­ные организмы располагаются в следующий ряд: грибы, лишайни­ки, хвойные, травянистые растения, листопадные деревья. Среди сельхозкультур наиболее чувствительны салат, люцерна, злаковые, крестоцветные, а к нечувствительным видам относят кукурузу, ви­ноград, розоцветные, подорожник (Рамад, 1981). Следует отметить, что указанные градации не являются одинаковыми для всех видов загрязнителей среды, т. к. их воздействие разное и выявление спе­цифических биоиндикаторов на тот или иной фактор придает само­му методу новый научный аспект, который дает возможность сделать его более точным и информативным.

Методы биоиндикации должны отвечать следующим требованиям: относительная быстрота проведения инди­кации, получение достаточно точных и воспроизводимых результатов, наличие, пригодных для индикации объектов в большом количестве.

Устройство для экспресс-определения токсичности воды «Биотоке»

Назначение прибора

Устройство «Биотоке» предназначено для контроля качества питьевой воды; для экологического мониторинга промышленных предприятий, использующих воду и/или имеющих промышленные стоки; для контроля почв и продукции сельскохозяйственного производства.

Устройство прибора

Устройство «Биотоке» представляет собой портатив­ный биолюминометр; с помощью биосенсора «Эколюм» он позволяет производить определение индекса общей химической токсичности водных образцов, включая тя­желые металлы, пестициды, гербициды, минеральные удобрения, препараты бытовой химии и пр.

Технические характеристики прибора:

— допускаемая относительная суммарная погрешность результата измерений (в единицах цифровой индикации) интенсивности биолюминесценции — 10% при довери­тельной вероятности 0,95%;

— время измерения одного анализа — не более 10 мин;

— необходимое количество водного раствора образца без дополнительной подготовки — 1 мл;

— диапазон температур — 15—25 °С;

— время активации биосенсора «Эколюм» — 30 мин (дистиллированная вода);

— срок хранения в сухом виде — не менее 6 месяцев (ТУ 6-09-20-236-93).

Билет № 29

1. Методы защиты окружающей среды от акустического загрязнения.

Акустическое загрязнение окружающей среды можно снизить следующим образом:

- заменить шумные источники и технологии на малошумные;

- применить меры защиты агрегатов транспортных средств, которые генерируют шум;

- снизить шум на пути его распространения;

- предусмотреть архитектурно- планировочные мероприятия при жилой застройке;

- провести ряд организационных мероприятий;

- улучшить качество воспринимаемого звука;

- применить новые акустические технологии.

Шум, генерируемый шинами при движении автомобиля, может быть снижен на 3-4 дБА при замене асфальта и бетона специальными покрытиями, содержащими резину.

Снижение шума машин, агрегатов и других устройств достигается установкой глушителей аэродинамического шума, нанесением вибродемпфирующих и звукопоглощающих покрытий на вибрирующие поверхности, установкой звукоизолирующих капотов на источники шума, применением акустических экранов вблизи источников шума.

Акустические экраны изготавливаются из бетона, стекла, кирпича, дерева, металла, старых покрышек и др. материалов. Акустические экраны могут выполнится в виде стенок, насыпей, комбинированными.

Не следует забывать и о звукоизоляции. Во всем мире устанавливают окна с тройными стеклами, что обеспечивает снижение внешнего шума на 35-45 дБА.

К архитектурно- планировочным мероприятиям относится создание в больших городах спальных районов, использование шумозащищённых домов в качестве акустических экранов, вынос шумных производств за городскую черту.

К организационным мероприятиям относятся рациональная организация движения транспортных потоков, ограничение скорости движени

2. Обезвреживание и захоронение токсичных отходов

Обезвреживание и захоронение токсичных промыш­ленных отходов является экологической необходимостью. Это сложное дело, требующее больших капитальных и эксплуатационных затрат. В развитых странах количество токсичных отходов на одного человека в год составляет 70 кг, а стоимость обезвреживания 1т — 500 долларов. Обезвреживание и захоронение токсичных отходов про­изводят на специальных полигонах, наличие которых предусматривается при разработке планов и проектов тер­риторий, расположенных вблизи крупных городов. На рис. 1.15 показана схема захоронения твердых отходов и рекультивации земли.

троительство полигонов следует осуществлять на ос­нове долевого участия предприятий и организаций, име­ющих отходы. Размеры долевого участия определяются пропорционально затратам на уничтожение и захороне­ние отходов.

Заказчиком полигона является предприятие, отходы которого требуют наибольших затрат на обезвреживание и захоронение. Построенные полигоны передают для экс­плуатации соответствующим коммунальным хозяйствам. К сожалению, процент использования отходов и особен­но процент их полного обезвреживания в настоящее вре­мя крайне низки (в 1996 г. они составили соответственно 61 и 2%).

Строительство и эксплуатацию полигонов осуществля­ют в соответствии с «Санитарными правилами проекти­рования, строительства и эксплуатации полигонов за­хоронения неутилизируемых отходов» и СНиП 1.02.28—85 «Основные положения по составу проекта полигона по обезвреживанию и захоронению токсичных промышлен­ных отходов».

Полигоны для обезвреживания и захоронения токсич­ных промышленных отходов являются природоохранны­ми сооружениями. Они предназначены для регулярного централизованного сбора, удаления, обезвреживания и захоронения неиспользуемых токсичных отходов и не­кондиционных продуктов (веществ) промышленных пред­приятий и научно-исследовательских организаций и уч­реждений, расположенных в одной или нескольких про­мышленных зонах.

Полигон должен включать в себя три основные груп­пы объектов:

1. Завод (или ряд установок по обезвреживанию ток­сичных промышленных отходов), предназначенный для сжигания или физико-химической переработки отходов с Целью их полного обезвреживания или снижения токсич­ности (класса опасности), перевода в нерастворимые формы, обезвоживания и сокращения объема отходов, Подлежащих захоронению. Участок для захоронения отходов, представляющий
собой специально выбранную и подготовленную террито­рию, на которой располагают оборудованные котлованы,
где складируют группы токсичных твердых отходов.

2. Гараж специализированного парка автомашин, пред­назначенных для транспортировки токсичных отходов.

Полигон размещают в обособленных, свободных от за­стройки, хорошо проветриваемых местах так, чтобы мож­но было легко осуществить мероприятия, исключающие загрязнение окружающей среды населенных пунктов, зон массового отдыха людей и источников питьевого водо­снабжения (открытых водоемов, водохранилищ и подзем­ных вод).

При сооружении полигона особое внимание уделяют проектированию дождевой и хозяйственно-бытовой кана­лизации, а также дренажа. Общая система канализации полигона должна быть бессточной. На полигон не прини­мают вещества, которые можно обезвредить средствами предприятия, радиоактивные отходы (для них существу­ют специальные хранилища) и нефтепродукты, которые можно регенерировать.

Способ обезвреживания и захоронения отходов зави­сит от агрегатного состояния, водорастворимости и клас­са опасности веществ и их соединений. Токсичность (класс опасности) отходов, подлежащих захоронению, оп­ределяется в соответствии с методическими рекоменда­циями, разработанными Минздравом РФ. По общепри­нятой классификации существует четыре класса опаснос­ти загрязняющих веществ: первый класс — чрезвычайно опасные, второй — высокоопасные, третий — умеренно опасные, четвертый — малоопасные.

К первому классу отнесены такие вещества, как сулема, бенз-а-пирен, хром, оксид мышьяка, цианистый калий, треххлористая сурьма. Ко второму хлористая медь, азотнокислый свинец, трехокись сурьмы. Третий класс составляют оксид свинца, никель, сульфат меди, четырех-хлористый углерод. Четвертый класс сульфат марган­ца, фосфаты, хлориды.На все отходы, ввозимые на полигон, должен быть представлен паспорт с указанием состава отходов и крат­ким описанием требований безопасности при обращении с ними на полигоне (захоронении или сжигании). На по­лигоне взвешивают отходы и отбирают пробы для опреде­ления их состава. На контрольном талоне паспорта ставят штамп «Отходы приняты». Контрольный талон возвраща­ется на предприятие, а паспорт остается на полигоне как документ для финансовых расчетов и статистический ма­териал для определения количества и состава принятых отходов.

Схема работы полигона должна предусматривать сле­дующие основные мероприятия, позволяющие регулярно и организованно, с соблюдением мер безопасности уда­лять неутилизируемые токсичные отходы, обезвреживать их и надежно захоранивать, обеспечивая защиту окру­жающей среды:

— организацию сбора неутилизируемых токсичных отходов на предприятиях-поставщиках;

— организацию транспортировки токсичных отходов на полигон;

— организацию приема токсичных отходов на полиго­не, их обезвреживание и захоронение.

Наиболее распространенными методами обезврежива­ния токсичных отходов в настоящее время являются:

для отходов органического происхождения — сжигание при высоких температурах (при снижении тем­пературы процесса возможно выделение суперэкотокси-
катов);

для неорганических отходов — физико-химическая обработка в несколько стадий, которая приводит к обра­зованию безвредных, в большинстве случаев нейтральных
и нерастворимых в воде соединений.

Захоронение является наиболее распространенным и дешевым способом ликвидации твердых отходов. В мес­тах их захоронения происходят различные процессы рас­пада вредных веществ под воздействием микроорганиз­мов.превращается в отходы, утилизируется, потребляется (исклю­чение составляют памятники культуры и природы, которые необходимо сохранять).

Содержащиеся во вторичном сырье вещества могут быть использованы после их регенерации, т. е. восста­новления первоначальных качеств.

Использование вторичного сырья (или изделий из него) в качестве сырья для нового производства называ­ют рециклингом. Например, регенерировать различные смазочные масла можно путем устранения из них неже­лательных веществ. Вторичное использование в произ­водстве макулатуры или бывших в употреблении пласт­масс также дает представление о рециклинге — возвра­щении отходов в сферу производства..

3.. Виды затрат на природоохранные мероприятия

Затраты на природоохранные мероприятия – это вся совокупность денежных средств государства, предприятий, учреждений и организаций, распределенная на природоохранные и природовосстановительные мероприятия.

Целью затрат на охрану окружающей среды является осуществление природоохранных мероприятий.

Затраты, направленные на природоохранные мероприятия, включают в себя:

─ затраты на строительство объектов природоохранного назначения, а также на их реконструкцию;

─ затраты на создание и развитие малоотходных технологий;

─ затраты на снижение загрязнения окружающей среды вредными веществами или на полное их предотвращение;

─ затраты на наиболее рациональное и комплексное использование природных ресурсов.

Финансирование затрат на природоохранные мероприятия осуществляется из средств экологического фонда.

Экологические фонды – это денежные средства, используемые на мероприятия природоохранного


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: