Современное состояние взаимных экономических связей. Выбор модели экономических взаимосвязей

Внешнеэкономические связи играют важную и все возрастающую роль в развитии российской экономики. От взаимодействия с зарубежными партнерами в решающей мере зависит модернизация российской экономики, развитие ряда базовых отраслей и экономики в целом. Поэтому оптимизация внешнеэкономических связей, обеспечение максимально возможных выгод от участия в международном разделении труда» повышение эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности выдвигаются ныне в число ключевых задач, стоящих перед страной.

Особое место во внешнеэкономических связях России занимает взаимодействие со странами СНГ, объявленное ныне приоритетным направлением ее внешней политики. Значение сотрудничества с партнерами по Содружеству определяется не только тесной взаимозависимостью экономик России и стран-партнеров (в том числе наукоемких высокотехнологичных отраслей и производств) и важностью рынка СНГ для подъема российской экономики, но и тем, что успешное развитие сотрудничества и развертывание интеграционных процессов в отношениях со странами Содружества должно способствовать более эффективному включению России в мировое хозяйство, уменьшению негативных последствий глобализации и упрочению международных позиций России.

Важной чертой торгово-экономических отношений в рамках СНГ является их преференциальный (льготный) характер по сравнению с отношениями с государствами «дальнего зарубежья».

При этом, наряду с таможенно-тарифными преференциями, предоставляемыми на взаимной основе странами СНГ в соответствии с подписанными в рамках Содружества соглашениями о свободной торговле, Россия как экономически наиболее мощное государство СНГ предоставляет странам-партнерам и иные льготы с целью активизации торгово-экономического сотрудничества с ними, имеющего для нашей страны жизненно важное значение.

Предоставление Россией торгово-экономических преференций странам Содружества неоднозначно по своим последствиям для экономики РФ и ее отношений с партнерами. Наряду с выгодами, многие из которых могут стать осязаемыми лишь в перспективе, преференциальный режим экономических отношений с государствами СНГ несет с собой (особенно на начальном этапе сотрудничества) и существенные потери для России с учетом того, что фактически преференции, предоставляемые Россией странам СНГ, значительно больше по объему, чем преференции, предоставляемые ей этими странами. В последнее время необходимость предоставления преференций партнерам по Содружеству все чаще ставится под сомнение (особенно в периодической печати РФ).

Содружество Независимых Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций - глобализации и регионализации.

Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами - участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.

Содружество Независимых Государств обладает значительным ресурсным потенциалом. Оно занимает 16,4% мировой территории, на которой проживает примерно 4,4% мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20% мировых запасов нефти, 40% природного газа, 25% угля, 10% производства электроэнергии, 25% мировых запасов леса, почти 11% мировых возобновляемых водных ресурсов и 13% пахотных земель. Транспортно-коммуникационные системы государств - участников СНГ играют все большую роль в мировых транспортных связях.

В 2010 году в СНГ было произведено 3,1% мирового валового внутреннего продукта (по курсам национальных валют к доллару США), а экспорт товаров из государств - участников СНГ составлял 3,6% общемирового показателя.

Имеющийся значительный потенциал является достаточной основой для увеличения объемов производства, обеспечения экономической устойчивости и повышения благосостояния граждан государств - участников СНГ.

Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в первую очередь машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и стран-партнеров.

К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит:

- продолжать работу по совершенствованию нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной торговли;

- предложить странам Содружества эффективные антикризисные программы, а возможно и антикризисные кредиты, направленные на минимизацию последствий влияния кризиса на реальный сектор экономики, финансовую и банковскую сферы;

- активизировать участие российских предпринимателей в приватизационных процессах в странах СНГ, в том числе в Украине, Белоруссии (промышленные и сельскохозяйственные предприятия), Казахстане (главным образом, организации банковской сферы), и с этой целью обеспечить отечественному бизнесу всестороннюю поддержку;

- сформировать более активную экономическую повестку двусторонних отношений, в том числе заседаний межправительственных комиссий со странами СНГ (поддержка реализуемых и намечаемых проектов с участием российского бизнеса, создание выгодных условий для участия российского бизнеса в процессах приватизации и конкурсах по госзакупкам и др.);

- эффективно использовать как важное конкурентное преимущество транспортный и транзитный потенциал Содружества Независимых Государств, обусловленный во многом выгодным географическим положением. Речь идет о развитии системы трубопроводного транспорта для расширения рынка сбыта энергоносителей, о создании международных транспортных коридоров для приближения регионов, в первую очередь приграничных, к международным рынкам сырья, товаров и услуг;

- приступить к разработке и реализации крупных инвестиционных проектов в области энергетики, в том числе атомной, транспорта, исследований космоса, нацеленных на реализацию конкурентных преимуществ России и государств-участников СНГ. Обозначить лидирующую роль России в их финансировании.

Приоритетные направления развития взаимодействия:

- развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной;

- взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;

- углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;

- формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего продвижению научно-технических разработок и изобретений;

- создание эффективных платежно-расчетных механизмов и более широкое использование фондового рынка для взаимного перетока капиталов;

- развитие частного сектора, основанного на расширении экономических свобод, укрепление прав собственности и законности, развитие государственно-частного партнерства.

Мировой финансовый и экономический кризис оказал существенное негативное влияние на экономическую ситуацию в странах СНГ, которые вплоть до последнего времени были одним из самых динамично развивающихся регионов мира. Сила воздействия кризиса на экономику стран СНГ проявился по-разному в зависимости от степени их интеграции в глобальную экономику, состояния финансовой и банковской систем, фондового рынка. К концу 2008 года экономика ряда стран Содружества в полной мере ощутила влияние мирового финансово-кредитного кризиса - особенно заметным оно было в странах с относительно более высоким уровнем интеграции в мировую экономику.

Как и в других государствах, в странах СНГ от кризиса страдают реальный сектор экономики, государственные финансы, фондовый рынок, валютная и банковская сферы. Негативное воздействие на основные отрасли экономики стран СНГ оказало снижение мировых цен на нефть, металлы, зерно, а также сокращение внешнего спроса на ряд экспортируемых странами Содружества товаров.

Максимальное содействие российскому бизнесу в развитии торговли, инвестиционного сотрудничества, реализации проектов со странами СНГ - одна из важнейших задач Минэкономразвития России. Регулярные консультации с отечественными предпринимателями ведутся по линии созданного при Минэкономразвития России Совета по внешнеэкономической деятельности.

Важнейшими показателями, характеризующими степень эффективности интеграционных процессов во взаимной торговле, являются объём и динамика внешнеторгового оборота.

По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2010 году составил 106,5 млрд. долларов США и вырос по сравнению с 2009 годом на 29,0%, в том числе экспорт - 69,9 млрд. долл. США (рост на 32,7%), импорт - 36,6 млрд. долл. США (рост на 22,5%).

Для торговли России практически со всеми странами СНГ характерно значительное положительное сальдо (по итогам 2010 года размер сальдо вырос на 10,5 млрд. долл. США или на 46,0% к 2009 году).

Крупнейшим экономическим партнером на протяжении многих лет остается Украина, доля которой в товарообороте России со странами СНГ в 2010году составила 37,4%. Также основными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Белоруссия и Казахстан. На их долю в 2010 году приходилось более половины российского товарооборота со странами СНГ (соответственно - 32,1% и 18,5%).

В целом структура внешней торговли России со странами СНГ, в отличие от торговли с ЕС (основным торговым партнером), носит более рациональный характер. Хотя объем торговли России с Евросоюзом в целом существенно превышает товарооборот со странами СНГ, по отдельным товарам рынки стран Содружества более значимы. Так, наряду с продукцией ТЭКа (около 47% общего объема российского экспорта в СНГ), важными экспортными позициями являются поставки машинно-технической продукции в страны СНГ (18%) - по стоимости они в три раза превышают объемы экспорта аналогичной продукции в Евросоюз.

Взаимная торговля товарами

Роль стран СНГ как торговых партнеров России

За последние полтора десятилетия роль стран СНГ во внешней торговле России заметно снизилась: если в 1994 г. на них приходилось 24 % товарооборота, то в 2010 г. – только 14,6 %.

В то же время три наших главных контрагента из этой группы стран– Белоруссия, Украина и Казахстан – продолжают входить в число важнейших торговых партнеров России. В 2009 г. Белоруссия занимала 5-е место, Украина – 6-е, Казахстан – 13-е. Торговля России со странами СНГ в последние несколько лет развивалась теми же темпами, что и со странами дальнего зарубежья, поэтому в 2005–2009 гг. колебания их удельного веса в общем товарообороте не превышали 1 %.

Несмотря на снижение удельного веса стран СНГ в экспорте России с 18–22 % в 1990-х гг. до 14–16 % в 2000-х гг., сейчас они имеют существенно большее значение для многих российских экспортеров. Дело в том, что указанное снижение произошло главным образом из-за переориентации поставок энергоносителей на рынки дальнего зарубежья в условиях быстрого роста мирового спроса и цен на топливо. Если в 1992–1994 гг. на СНГ приходилось 40 % суммарного российского экспорта энергоресурсов в натуральном выражении, то в 2007–2010 гг. – 14,7 % (в 2009 г. – 15,9 % из-за увеличения поставок газа в Украину по причине аварии на туркменском участке газопровода и последовавшего прекращения отгрузок газа из Туркмении).

В середине 1990-х гг. в страны СНГ шло 15 % нашего экспорта без учета минерального сырья, а в 2009 г. этот показатель превысил 25 % (в 2010 г. – 23 %). Еще большее значение страны СНГ имеют в экспорте продукции обрабатывающей промышленности (без учета товаров с высокой сырьевой составляющей – нефтепродуктов, удобрений, пиломатериалов и т.п.): в 2000 г. этот показатель равнялся 31 %, а в 2010 г. – 55 %. В частности, на страны СНГ приходится 70–80 % российского экспорта автомобилей, готовых химических товаров, лекарств, продуктов питания, текстиля и одежды, продукции промышленности строительных материалов, более 50 % поставок продукции общего машиностроения и металлообработки, 30–40 % экспорта готовой сталепродукции, бумаги и картона, древесных плит и изделий из дерева.

За 2000-е гг. отмечено существенное повышение доли Содружества по широкому кругу промышленной продукции глубокой переработки, многим видам машин и оборудования.

Важной характеристикой российского экспорта в СНГ, тесно связанной с его товарной структурой, является существенноболее высокая степень диверсификации товарных поставок по сравнению с экспортом в дальнее зарубежье. Самый высокий показатель диверсификации по экспорту России в двенадцать крупнейших контрагентов в 2010 г. был зафиксирован для Украины (195 позиций с величиной экспорта свыше 10 млн. долл. по4-значным кодам ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности), за исключением закрытых групп – драгоценных камней и металлов, вооружений и др.). Далее следовали Белоруссия (191 позиция), Казахстан (188) и с большим отрывом– Германия, КНР, Турция, Финляндия, Нидерланды, Италия, США, Польша, Великобритания. Причем степень диверсификации экспорта в указанные три страны СНГ устойчиво растет. А если взять только продукцию машиностроения, то степень диверсификации российских поставок в Украину, Белоруссию и Казахстан разительно отличается в их пользу от ситуации с экспортом в дальнее зарубежье.

В импорте России доля стран СНГ неуклонно снижается: в 1990-е гг. она достигала 30 % и более, а к 2010 г. сократилась до 13 %. Это обусловлено тем, что РФ активно развивала импорт высококачественных товаров как инвестиционного, так и потребительского назначения, которые государства Содружества чаще всего не в состоянии предложить. Кризис еще более снизил конкурентоспособность продукции из СНГ на российском рынке.

Импорт из СНГ по значению для российской экономики делится на три основные группы товаров:

- сырье и полуфабрикаты, дефицитные в России (марганцевая руда, хромиты, глинозем, хлопок, бахчевые и т.д.) или более выгодные для использования в отдельных регионах по сравнению с российской продукцией (например, уголь и железная руда из Казахстана на Урале);

- готовая продукция, дополняющая внутренний рыноки умеренно конкурирующая с отечественной продукцией(например, сортовой прокат, железнодорожная техника);

- готовая продукция, занимающая существенную долюна внутреннем рынке и в некоторых случаях вытесняющаятовары отечественных производителей (например, тракторы,молочная продукция).

Страны СНГ обеспечивают основную часть потребностей России в импорте минерально-сырьевых товаров (руд и концентратов металлов, строительного сырья). На использование сырья изСНГ ориентированы многие технологические цепочки в цветной и, в меньшей степени, черной металлургии. Россия эффективно использует возможность импорта дешевого топлива из Казахстана (прежде всего угля), высвобождая тем самым дополнительные ресурсы для экспорта. Страны СНГ являются главными поставщиками хлопка – основного сырья для российской легкой промышленности, играют равнозначную странам дальнего зарубежья роль в снабжении России дефицитной плодоовощной продукцией (правда, большая часть импорта которой носит неорганизованный характер).

Вместе с тем, многие промышленные товары из СНГ вступают в прямую конкуренцию с российской продукцией, имея дополнительные преимущества в виде мощной государственной поддержки (в первую очередь, это товары из Украины и Белоруссии). По ряду важных видов промышленной продукции страны

СНГ занимают на российском рынке более прочные позиции, чем отечественные производители.

Роль России как торгового партнера стран СНГВ 2000-х гг. не удалось преодолеть тенденцию ухудшения позиций России на рынках стран СНГ. Среди главных причин этого: низкая конкурентоспособность отечественных обработанных изделий(за немногими исключениями) по сравнению с аналогами, импортируемыми из дальнего зарубежья; неготовность нашей страны удовлетворить растущий инвестиционный и потребительский спрос государств Содружества на качественные товары с высокими технико-экономическими свойствами; отсутствие действенных финансовых и иных механизмов стимулирования экспорта.

Создание в странах СНГ новой транспортной инфраструктуры(прокладка трубопроводов, строительство дорог и других коммуникаций) и возможность диверсификации поставок углеводородов на внешний рынок, расширение привлечения прямых иностранных инвестиций (обычно стимулируют экспортно-импортные потоки),а также кредитов международных организаций и нерегиональных стран, либерализация условий хозяйственного сотрудничества

СНГ с остальным миром – все это усиливает процессы переориентации государств Содружества на рынки дальнего зарубежья.

В числе других причин, оказывающих сдерживающее влияние на торгово-экономические отношения России и стран СНГ, можно отметить: весомые транспортные издержки взаимных связей, обусловленные большими расстояниями; неизбежность использования при многих сообщениях транзита; плохую техническую оснащенность пограничных пунктов пропуска; более высокие, по сравнению с внутренними, международные транспортные тарифы; периодически вводимые взаимные ограничения для поставок отдельных товаров на рынки друг друга с целью защиты национальных производителей.

Средневзвешенная доля России в экспорте стран СНГ уменьшилась с 42 % в 1995 г. до 28 % в 2000 г. и до 15–16 % в 2009–2010 гг., в импорте – с 48 % до 45 % и до 32,5–33 % соответственно.

Однако, следует учитывать, что бурное развитие экспорта нефти из Казахстана и Азербайджана и нефтепродуктов из Белоруссии на фоне быстрого повышения мировых цен существенно искажает долю России в экспорте указанных стран и СНГ в целом в меньшую сторону – за вычетом энергоносителей снижение было не столь велико.

Несмотря на снижение роли России во внешней торговле стран СНГ, почти для всех из них Россия продолжает оставаться одним из важнейших торговых партнеров. В 2010 г. Россия занимала 1-е место среди партнеров по экспорту Армении, Белоруссии, Киргизии, Туркмении и Украины, а по импорту – у всех стран СНГ, кроме Грузии и Молдавии.

При общем падении доли нашей страны в суммарном экспорте государств Содружества по широкому кругу товаров, не входящих в группу сырья и первичных промышленных полуфабрикатов, сохранилась и даже усилилась ориентация поставщиков из СНГ на российский рынок.

Особенно чувствительной является зависимость аграрного сектора стран СНГ от поставок в Россию, выступающую в качестве главного экспортного рынка для сельхозпродукции большинства государств Содружества и значительно опережающую в этом отношении третьи страны. В середине 2000-х годов доля России в общем аграрном экспорте СНГ достигала 40–50 %,в 2010 г. – более 30 % (некоторое снижение данного показателя обусловлено расширением вывоза пшеницы из Казахстана и Украины в дальнее зарубежье). По многим видам экспортируемого странами СНГ продовольствия сохраняется исключительно высокая ориентация на российский рынок: в 2010 г.99 % всего экспорта говядины из Украины направлялось в РФ,95 % – томатов, 85 % – консервированных уксусом овощей и фруктов, 82 % – сыров и творога и т.д.. Поставки белорусских продовольственных товаров в Россию в 2009 г. составили более 82 % всего экспорта республики этой категории продукции, в том числе российский рынок поглотил 99,5 % всего белорусского экспорта мяса и субпродуктов, 92 % – молока и молочных продуктов, 77 % – готовой или консервированной рыбы (в 2010 г. в России было реализовано свыше 76 % белорусского продовольственного экспорта).

Помимо продукции сельского хозяйства, на российский рынок ориентирована значительная часть (во многих случаях львиная доля) поставок из стран СНГ обработанных изделий, прежде всего машин и оборудования. Особенно большое значение наш рынок имеет для Белоруссии и Украины.

Так, в 2010 г. Белоруссия поставила в Россию дорожной техники – около 89 % от общего экспорта, тракторов – свыше 49 %,грузовых автомобилей – 70 %, седельных тягачей – 78 %, частейи принадлежностей для автомобилей и транспорта – 71 %, двигателей внутреннего сгорания – 85,5 %, холодильников и морозильников – 77 %, металлообрабатывающих станков – 92 %,трансформаторов электрических – более 93 %, телевизоров – 98 %,обуви – 73 %, шин – 56 %, мебели – 78 %.По ряду чувствительных товаров поставки на российский рынок являются критически важными не только для белорусского экспорта, но и для внутреннего производства в целом. Из всего объема произведенных в Белоруссии в 2004–2010 гг. грузовых автомобилей и тракторов в Россию вывезено 37 %, телевизоров– более 48 %, холодильников – 70 %.

Не менее сильной является зависимость украинских обрабатывающих производств от российского рынка. Причем эта зависимость охватывает значительную часть товарной номенклатуры, включая бытовую химию, полимеры, изделия из пластмасс, бумагу и картон, обои, тару, синтетические нитки, ковры, изделия из бетона, плитку, стекло, прокат, изделия из черных металлов, печи и радиаторы, котлы, турбины, краны, погрузчики, сельхозтехнику, двигатели и генераторы, трансформаторы и аккумуляторы электрические, железнодорожный подвижной состав, тракторы, легковые автомобили, осветительное оборудование. Только по группе железнодорожного оборудования поставки в Россию из Украины в 2010 г. превысили 2 млрд. долл., или почти 80 % всех продаж (прежде всего, железнодорожные вагоны грузовые, части для железнодорожных локомотивов, тепловозы).

В целом, жизнедеятельность и выживание большого числа отраслей и подотраслей экономик стран СНГ по-прежнему в высокой степени зависят от возможностей сбыта продукции на российском рынке.

Падение доли России в импорте СНГ было менее выраженным, нежели в экспорте. Важную роль сыграл энергетический фактор.

С одной стороны, из-за переориентации на дальнее зарубежье российских поставок энергоносителей, составлявших почти 50 % всего стоимостного объема импорта Содружества из РФ, темпы развития торговли СНГ с Россией стали отставать от динамики ввоза товаров из третьих стран. В результате позиции России в импорте СНГ ослабли.

С другой стороны, вследствие роста цен на поставляемые Россией в СНГ энергоносители, а также сохранявшейся высокой зависимости государств Содружества от российских энергоресурсов снижение нашей роли в импорте стран СНГ было в целом умеренным. Россия обеспечивает примерно треть импортных потребностей Содружества (в том числе около 2/3 импорта минеральных продуктов, включая до 70 % закупок топлива, почти 50 % суммарного ввоза металлов и изделий из них, лесобумажных товаров) и остается его главным торговым партнером.

Прогноз взаимной торговли России и стран СНГ

Согласно сделанным в самое последнее время российским расчетам и прогнозным оценкам взаимной торговли стран СНГ и Таможенного союза (ТС), при инерционном развитии ситуации, т. е. без учета возможного стимулирующего эффекта последовательного углубления интеграции в рамках ТС и формируемого единого экономического пространства, значимость взаимной торговли для постсоветских государств, в первую очередь для России, в лучшем случае сохранится на прежнем уровне или будет падать. Удельный вес Нидерландов в экспорте России (12 % в 2010 г.) уже значительно больше, чем стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) (9,6 %), а доля Китая в импорте РФ (13,6 %) превосходит суммарный вес всех государств СНГ (13 %).

Удельный вес стран Содружества в экспорте России, составивший в 2010 г. 15,5 %, и в базисном, и в оптимистическом (предполагающем благоприятную мировую конъюнктуру и прогрессивные структурные сдвиги в экономике) прогнозных сценариях к началу 2020-х гг. не превысит 16–17 %. По импорту ситуация хуже: доля СНГ в обоих сценариях упадет с нынешних 13 % до менее 10 %.ѓ

По имеющимся оценкам, стоимостные объемы экспорта России в СНГ достигнут максимума 2010 г. в базисном варианте только к 2016 г., а в оптимистическом – к 2013–2014 гг. Физические объемы экспорта в СНГ к началу 2020-х гг. превысят уровень 2008 г. в базисном варианте лишь на 5–10 %, а в оптимистическом – на 13–18 %. Стоимостные объемы российского импорта из СНГ восстановятся на уровне 2008 г. не ранее 2018–2019 гг. в базисном и не ранее 2017 г. в оптимистическом варианте. Физические объемы ввоза из СНГ выйдут на предкризисные показатели только к началу 2020-х гг. в обоих сценариях. Товарная структура экспорта и импорта России из СНГ в ближайшие пятнадцать лет не претерпит существенных изменений: основной статьей российского экспорта в СНГ останутся энергоносители (41–45 % в начале 2020-х гг.), импорта – машины и оборудование (29–39 %).

Оценки экспертов также показывают, что современная интенсивность торговли между Россией, Белоруссией и Казахстаном уже выше, чем средний расчетный уровень для стран, находящихся в одном таможенном союзе. Это объясняется в том числе инерцией традиционных хозяйственных связей в рамках бывшего СССР, но одновременно свидетельствует о высокой степени реализованности потенциала взаимной торговли. Иными словами, для России, Белоруссии и Казахстана фактические объемы двусторонней торговли превышают не только значения, характерные для мировых торговых отношений, но и объемы торговли для стран на данном уровне развития, состоящих в одном таможенном союзе.

Дальнейший рост возможен только на пути углубления интеграционных процессов в СНГ, сопровождающихся модернизацией экономик стран-участниц. В противном случае значимость стран ТС и СНГ в целом как торговых партнеров друг для друга будет снижаться.

Взаимная торговля услугами

Важной составляющей внешнеторгового обмена России со странами СНГ является торговля услугами. По итогам 2010 г. доля услуг в суммарном обороте товаров и услуг составила 16,7 %.

С начала десятилетия и до конца 2010 г. отмечалось устойчивое расширение взаимной торговли услугами России и стран Содружества: с 2000 г. обмен услугами увеличился в 3,4 раза. 2009 и 2010 гг. характеризовались беспрецедентно высокими темпами прироста взаимной торговли услугами – на уровне 30 % ежегодно. Экономический подъем в России и странах СНГ стимулировал расширение продаж и закупок услуг, в первую очередь, по таким статьям, как «Транспорт», «Поездки», «Строительные услуги», «Прочие деловые услуги».

Российский экспорт услуг в СНГ, начиная с 2003 г., развивался быстрее импорта, в том числе за счет заметного увеличения поступлений от предоставления транспортных и строительных услуг, услуг по статье «Поездки», тесно связанной с трудовой миграцией, а также различных профессиональных и технических услуг. Его стоимостный объем в 2001–2010 гг. вырос в 4,7 раза (импорт увеличился в 2,4 раза). Вследствие более высоких темпов расширения российского экспорта по сравнению с динамикой импорта с 2006 г. торговля услугами со странами СНГ (в отличие от дальнего зарубежья) является доходной статьей платежного баланса России: профицит в торговле услугами в 2010 г. достиг 3,8 млрд. долл. против 0,8 млрд. долл. в 2006 г. Вместе с тем, снижение деловой активности в России и странах СНГ в условиях мирового финансово-экономического кризиса обусловило сокращение стоимостных объемов взаимной торговли услугами в 2010 г. против 2009 г. на 4,2 млрд. долл. при сохранении ощутимого торгового профицита в пользу России – на уровне 1,9 млрд. дол.

Отраслевая структура российской торговли услугами со странами СНГ слабо диверсифицирована и за последние годы мало изменилась. В российском экспорте преобладают традиционные виды услуг – «Транспорт» и «Поездки» (4/5 всех продаж). Обращают на себя внимание небольшие суммы продаж наукоемких и интеллектуальных услуг в страны СНГ (792 млн. долл. в 2009 г. и 669 млн. долл. в 2010 г.) по сравнению с общим объемом российского экспорта этих услуг (7,4 млрд. долл. и 6,7 млрд. долл. соответственно). Скромная доля Содружества в экспорте наукоемких услуг из РФ (10–11 %) связана, главным образом, с меньшими объемами участия российских компаний в экономическом и производственном сотрудничестве со странами ближнего зарубежья по сравнению с дальним.

К наукоемким и интеллектуальным услугам в данном случае отнесены услуги космического транспорта, телекоммуникационные услуги, компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные платежи, услуги в области исследований и разработок, инженерные услуги, услуги в технических областях, включая техническое содействие в модернизации и строительстве объектов, кооперацию в информационно-коммуникационной сфере.

В структуре импорта услуг из СНГ в 2000-х гг. ощутимо выросла доля транспортных услуг, обеспечивавших растущие перевозки российских внешнеторговых грузов. Удельный вес наукоемких и интеллектуальных услуг в импорте выше, чем в экспорте, что связано с закупками Россией телекоммуникационных, а также инженерных и технических услуг.

Усиление российского присутствия на рынке наукоемких и интеллектуальных услуг СНГ возможно прежде всего за счет расширения технического содействия в сооружении и модернизации инфраструктурных и производственных объектов, развития научно-технического и производственно-технологического сотрудничества, которое бы привело к росту обмена результатами научных исследований и технологиями.

Взаимовыгодным является сотрудничество России и Казахстана в сфере освоения минеральных ресурсов. Казахстан обладает крупными запасами разнообразных полезных ископаемых, однако большая отдаленность от важнейших региональных рынков и морских путей делает экспорт многих видов сырья неконкурентоспособным. РФ, располагающая значительными перерабатывающими мощностями и имеющая дефицит по некоторым видам сырья, выступает для Казахстана важным рынком сбыта.

В силу географического положения России и стран СНГ все более актуальным становятся углубление сотрудничества в сфере транспорта, поиск механизмов согласования интересов в данной области. В настоящее время Россия и другие страны

Содружества сталкиваются с растущими транспортными ограничениями развития взаимных торгово-экономических связей, а также связей с третьими странами, с проблемами использования и наращивания своего транзитного потенциала. Основными направлениями сотрудничества являются совместное развитие транспортной инфраструктуры и, в частности, создание на основе современных технологий международных транспортных коридоров (МТК), формирование общего транспортного пространства, которое пока не перешло в практическую плоскость из-за существующих трудностей в согласовании интересов между государствами СНГ, ограниченных финансовых возможностей стран-участниц.

Существует достаточно высокая степень взаимозависимости России и стран СНГ в транспортной сфере, что создает как благоприятные возможности, так и риски для совместной работы.

В частности, обладая развитой трубопроводной системой и реализуя новые проекты в этой области, Россия в состоянии обеспечивать удобный транзит нефти и газа из центральноазиатских республик на мировой рынок (прежде всего в Европу).

Через Украину и Белоруссию осуществляется 2/3 нашего экспорта газа. Высокая транзитная зависимость провоцировалаи провоцирует необоснованные претензии стран-транзитеров, уже обернувшиеся для России значительными убытками. Решение данной проблемы возможно, помимо развития минующей эти страны экспортной инфраструктуры, посредством получения доступа к их газотранспортным системам, в т. ч. через совмест-ные (международные) управляющие структуры. В свою очередь, при существенной роли этих же государств в обеспечении российского экспорта нефти и нефтепродуктов наличие у России целого ряда альтернативных маршрутов не позволяет им оказывать какое-либо ощутимое давление в этой области.

Значительны перевозки российских экспортных грузов через страны СНГ по железным и автомобильным дорогам. Через Белоруссию и, в большей степени, Украину осуществляются масштабные поставки на европейский рынок минерального сырья, топлива, черных и цветных металлов и другой продукции. Кроме того, в украинских портах ежегодно происходит перевалка до 40 млн. т российских экспортных грузов (10 % от перевалки в портах России), предназначенных для всех региональных рынков.

В частности, в Украине располагается специализированный терминал Южный (конечный пункт аммиакопровода Тольятти–Одесса), через который переваливается 60 % экспортируемого Россией аммиака. В России подобные терминалы до сих пор отсутствуют. Через территорию Казахстана осуществляются экспортные поставки в Центральную Азию и Западный Китай.

В настоящее время назрела потребность в разработке инвестиционной стратегии России в СНГ, определяющей ключевые, стратегически важные для функционирования отечественных отраслей и производств активы в СНГ, а также тактику, механизмы и инструменты налаживания взаимовыгодного сотрудничества в управлении такими активами. Это важно и для выстраивания эффективных цепочек приращения стоимости во главе с российскими компаниями, и для стимулирования интеграционных процессов за счет развития производственно-технологической и сбытовой кооперации.

Важной составляющей торгово-экономических отношений России со странами СНГ и показателем эффективности интеграционных процессов является инвестиционное сотрудничество.

Инвестиционное сотрудничество России со странами СНГ хотя и расширяется, но его общие размеры настолько малы, что позволяют говорить о сколько-нибудь существенных взаимовлиянии и взаимной заинтересованности только применительно к отдельным странам и секторам. В силу незначительных объемов взаимных инвестиций (прежде всего прямых) не развиты механизмы и инструменты межгосударственного регулирования инвестиционных потоков, поощрения и взаимной защиты капи таловложений. Это сильно осложняет деятельность более мощных в финансовом отношении российских инвесторов в странах СНГ, ведет к непредсказуемости результатов приватизационных и иных инвестиционных сделок по важным для России активам.

По данным Центрального Банка (ЦБ) РФ, накопленные прямые инвестиции России в экономику стран Содружества увеличились с 1,54 млрд. долл. на начало 2001 г. до 12,9 млрд. долл. на начало 2010 г. Доля же СНГ в общем объеме накопленных прямых инвестиций РФ за рубежом снизилась за 2001–2010 гг. с более 8 % до 6 %.

За тот же период удельный вес России в суммарных накопленных прямых иностранных инвестициях в СНГ несколько вырос с менее 7 % до 9 % (напомним: в импорте товаров государствами Содружества доля РФ достигает 1/3). Однако, за средним показателем скрываются серьезные упущения на ключевых рынках. Так, к началу 2010 г. по размеру накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике Казахстана Россия с долей в 1,4 % даже не входила в список десяти крупнейших зарубежных партнеров, занимала шестое место в таком списке в Азербайджане с 1,7 % (на середину 2009 г.) и четвертое место в украинской экономике с 6,7 % (при этом около 80 % иностранных инвестиций в Украину приходилось на страны ЕС).

Вместе с тем, значительно выше среднего по СНГ показатель инвестиционной активности России в Белоруссии – 40 % валового притока прямых инвестиций из-за рубежа за 2007–2010 гг., в том числе 58 % в 2010 г. Бóльшая часть российских прямых инвестиций в экономику Белоруссии представлена платежами «Газпрома» в связи с приобретением пакетов акций белорусско-российского совместного предприятия на базе собственности ОАО «Белтрансгаз», а также вложениями в уставные капиталы белорусских банков.

Накопленные прямые инвестиции из СНГ в экономику России, хотя и увеличились за 2001–2010 гг. в 7 раз, по-прежнему очень малы – 880 млн долл., или 0,4 % ко всем таким иностранным инвестициям в РФ (0,2 % до переоценки активов из-за кризиса). Некоторое усиление инвестиционной активности в России в предкризисный период наблюдалось со стороны корпоративных структур из Казахстана и Украины. Белорусские прямые инвестиции в РФ в чистом виде составили немногим более 20 млн. долл. за три последних года.

Если инвестиции из государств Содружества являются малозначимым ресурсом для российской экономики, то активная инвестиционная позиция в СНГ, адресная работа по стратегически важным для нашей страны активам в этом регионе представляют одно из ключевых условий устойчивого, поступательного развития отечественного хозяйства.

Объем накопленных российских инвестиций в странах СНГ на конец 2009 года превысил 4,0 млрд. долл. США, а объем накопленных инвестиций стран СНГ в экономику России составил около 1,8 млрд. долл. США.

Российский бизнес занимает довольно значительные позиции на пространстве Содружества. Российская Федерация входит в десятку крупнейших инвесторов Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана и Украины. Более 4 тысяч предприятий в странах СНГ с участием российского капитала действуют в различных сферах производства, банковском секторе, торговле и сфере услуг, транспорте, строительстве, агропромышленном комплексе.

Российские компании задействованы в реализации крупных проектов в нефтегазовой, металлургической, химической и пищевой промышленности стран Содружества, в производстве строительных материалов, они активно присутствуют на рекламном рынках. Телекоммуникационные компании работают в Армении, Белоруссии, Казахстане, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине. Серьезные инвестиции сосредоточены в банковской сфере.

Важным направлением экономического сотрудничества России со странами СНГ продолжает оставаться развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами. Для таких отраслей промышленности как машиностроение, металлургия и некоторых других, в которых поставки по кооперации занимают значительный удельный вес, поддержание кооперации критически необходимо для разработки, производства и реализации продукции.

Государства-участники СНГ вложили в 2010г. в экономику России 4,7 млрд. долларов США инвестиций (4,1% иностранных инвестиций в российскую экономику), что на 49,0% больше по сравнению с 2009 годом.

В общем объеме инвестиций из государств-участников СНГ наибольшая доля приходилась на добычу полезных ископаемых - 32,6% (1,5 млрд.долларов США); производство кокса и нефтепродуктов - 30,0% (1,4 млрд.долларов США), что составило соответственно 11,1% и 10,7% от общего объема поступивших инвестиций из-за рубежа в 2010г. в эти виды экономической деятельности.

Наибольшая доля поступления иностранных инвестиций из государств-участников СНГ в 2010г. приходилась на Беларусь - 41,1%, Казахстан - 31,7%, Украину - 12,3%. При этом, в 2010г. по сравнению с 2009г. поступление инвестиций из этих стран возросло соответственно на 25,7%, на 94,6%, на 92,2%.

Таблица 1. Инвестиции из России в государства-участники СНГ

(тыс. долл. США)

  Накоплено на конец 2010г. В том числе Справочно направлено в 2010г.
Всего в % к итогу прямые портфельные прочие
Всего инвестиций            
из них: Азербайджан   1,2        
Армения   19,9   -    
Беларусь   42,8        
Казахстан   4,7        
Киргизия   1,0        
Республика Молдова   2,5        
Таджикистан   3,1        
Туркмения   0,0   -    
Узбекистан   9,0        
Украина   15,8        

Таблица 2. Инвестиции государств-участников СНГ в Россию

  Накоплено на конец 2010г. В том числе Справочно поступило в 2010г.
Всего в % к итогу прямые портфельные прочие
Всего инвестиций            
из них: Азербайджан   8,6        
Армения   4,0        
Беларусь   4,3        
Казахстан   69,6        
Киргизия   0,9        
Республика Молдова   0,9        
Таджикистан   0,3        
Туркмения   0,0        
Узбекистан   0,7        
Украина   10,7        

В современных условиях и на перспективу динамичное развитие экономических отношений России со странами СНГ приобретает особую значимость, определяя в немалой степени ее геостратегические позиции на постсоветском и евразийском пространстве, а также в глобализирующемся мире в целом. Отношения эти претерпели существенные метаморфозы с момента распада СССР.

Развитие торгово-экономических связей со странами СНГ основано на межгосударственных договоренностях, определяемых в основном политическими и оборонными интересами РФ. На основе таких договоренностей Россия экспортирует энергоносители в СНГ по ценам ниже мировых, осуществляет льготное кредитование стран-должников, предоставляет финансовые средства для поддержки сложившихся в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР кооперационных связей в отраслях обрабатывающей промышленности.

Более высокая доля машинотехнических товаров во взаимной торговле России со странами СНГ (по сравнению с вывозом в дальнее зарубежье) объясняется сохраняющимися производственными связями, применением стандартов и технических условий СССР, низким платежеспособным спросом населения, а также доброжелательным отношением населения стран Содружества к привычным товарам.

Таким образом, содействие российскому бизнесу в развитии торговли, инвестиционного сотрудничества, реализации проектов со странами СНГ являются основными задачами Минэкономразвития России, так же остается актуально развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами.

Последовательно решая задачи по дальнейшему развитию взаимодействия в области экономики, государства - участники СНГ будут расширять сотрудничество в следующих основных сферах.

Важнейшим критерием экономической интеграции является рост взаимной торговли. Совместные усилия будут направлены на создание необходимых условий для всемерного наращивания взаимного товарооборота, равных условий конкуренции и на обеспечение преимущественного действия рыночных факторов.

Государства - участники СНГ признают необходимым в целях расширения взаимной торговли создать условия для обеспечения в рамках Содружества Независимых Государств свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В максимальной степени будут использованы потенциальные возможности производственной специализации и кооперирования в целях увеличения объемов производства конкурентоспособных отечественных товаров и услуг для поставки на внутренний рынок и рынки третьих стран.

Государства - участники СНГ примут меры по совершенствованию тарифного и нетарифного регулирования, анализу практики применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, применяемых государствами - участниками СНГ во взаимной торговле, подготовке предложений по их минимизации.

Стратегической целью в сфере промышленной политики являются сближение экономических и правовых основ развития промышленности государств - участников СНГ, формирование на этой основе приоритетов развития отдельных отраслей с учетом кооперационных связей, отраслевой специализации и мировых тенденций развития.

Достижение указанной цели будет осуществляться поэтапно, начиная с выработки общих экономических и правовых основ, оценки уровня участия отдельных государств в их реализации и формирования программ развития.

Основными направлениями промышленной политики являются:

- ускорение институциональных преобразований в промышленности;

- совершенствование структуры промышленного производства;

- усиление инновационной направленности развития промышленности;

- усиление кооперационных связей.

Представляются актуальными следующие шаги по развитию промышленных и кооперационных связей:

- выявление причин и факторов, тормозящих производственное сотрудничество;

- создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп;

- разработка и совместное внедрение высоких технологий, что будет способствовать производству продукции, конкурентной на внутреннем и мировом рынках;

- подготовка межгосударственных программ в областях, представляющих взаимный интерес;

- проведение как общих для всех государств - участников СНГ, так и региональных экономических форумов, конференций, ярмарок и выставок.

Развитие военно-экономического сотрудничества заинтересованных государств будет осуществляться путем взаимодействия национальных оборонно-промышленных комплексов при разработке, производстве, модернизации, ремонте, обеспечении эксплуатации и утилизации продукции военного назначения, а также диверсификации и конверсии военного производства.

В сфере топливно-энергетического комплекса взаимодействие государств - участников СНГ будет осуществляться по следующим направлениям:

- сотрудничество государств - участников СНГ в области производства, транзита и реализации энергоресурсов путем проведения согласованных мер;

- развитие и укрепление технологической основы функционирования электроэнергетики на базе параллельно работающих энергосистем государств - участников СНГ;

- формирование общего электроэнергетического рынка государств - участников СНГ;

- развитие транснациональных транспортных энергетических сетей;

- развитие малой гидроэнергетики с учетом мирового опыта;

- разработка перспективной программы взаимодействия в развитии атомной энергетики, предусматривающей оценку потенциальных возможностей атомной энергии как альтернативного источника энергии в системе общего энергопотребления в государствах - участниках СНГ; создание условий безопасной эксплуатации АЭС, добыча и производство топлива, утилизация радиоактивных отходов, вывод установок из эксплуатации, радиологическая защита; анализ инвестиционных возможностей в рамках частного и государственного партнерства в развитии атомной энергетики;

- проведение согласованных мер, направленных на обеспечение энергетической безопасности и взаимодействие государств - участников СНГ в случае возникновения кризисных ситуаций в топливно-энергетическом комплексе;

- расширение взаимовыгодного сотрудничества в освоении месторождений углеводородного сырья на территории государств - участников СНГ и создание соответствующей инфраструктуры для его переработки и транспортировки;

- согласование действий экспортеров, транзитеров и импортеров топливно-энергетических ресурсов;

- разработка и осуществление международных проектов в области диверсификации источников получения углеводородного сырья;

- наращивание технических возможностей использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, создание условий для производства соответствующего оборудования на предприятиях государств - участников СНГ;

- совершенствование производственной базы топливно-энергетического комплекса, создание новых энергетических мощностей.

Ставится задача определить новые подходы к взаимодействию в области повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на основе применения мирового опыта. Будут актуализированы национальные энергетические программы государств - участников СНГ в части повышения их эффективности и энергосбережения, использования альтернативных видов энергетических ресурсов и решения экологических проблем.

В агропромышленной сфере государства - участники СНГ активизируют работу по формированию общего аграрного рынка в целях обеспечения населения продовольствием, дальнейшего развития взаимной торговли продовольствием, сельскохозяйственным сырьем, техникой и оборудованием.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития валютно-финансового сотрудничества государств - участников СНГ являются:

- создание правовых основ взаимного допуска банков-резидентов государств - участников СНГ на валютные рынки друг друга в целях проведения конверсионных операций для обслуживания взаимных внешнеэкономических связей;

- разработка и реализация основных принципов политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ для сближения их национального валютного законодательства с учетом международной практики;

- разработка и осуществление мер по либерализации рынка финансовых услуг в целях предоставления хозяйствующим субъектам и финансовым учреждениям свободного доступа на рынки финансовых услуг государств - участников СНГ;

- определение и принятие порядка согласования основных макроэкономических показателей развития экономики государств - участников СНГ, первоначально предусматривающего рекомендательный характер его применения;

- развитие взаимодействия в области информационно-аналитического и консультативного сотрудничества между центральными (национальными) банками;

- повышение роли Межгосударственного банка, в том числе за счет ориентации его деятельности на финансирование программ развития в государствах - участниках СНГ;

- совершенствование надзора за деятельностью банков и иных кредитно- финансовых организаций;

- дальнейшее расширение использования национальных валют государств - участников СНГ в практике взаимных трансграничных расчетов;

- создание условий для функционирования надежных и эффективных механизмов денежных переводов граждан государств - участников СНГ с использованием широкой сети корреспондентских отношений между коммерческими банками государств - участников СНГ, международных систем переводов и других современных информационных технологий.

Сотрудничество таможенных органов государств - участников СНГ предполагается развивать по следующим основным направлениям:

- поэтапное сближение таможенного законодательства государств - участников СНГ на базе требований Всемирной таможенной организации;

- гармонизация таможенного законодательства государств - участников СНГ на базе вступивших в силу и действующих либо готовящихся к вступлению в силу новых таможенных кодексов, положения которых основаны на мировом опыте и положениях международных договоров, в том числе Киотской конвенции;

- инвентаризация международно-правовой базы СНГ в таможенной сфере;

- устранение барьеров при транзите грузов, содействие внедрению современных информационных технологий для предварительного декларирования грузов и транспортных средств.

Межгосударственное инновационное сотрудничество государств - участников СНГ является объективной необходимостью и предполагает:

- создание межгосударственного инновационного пространства, объединяющего ресурсы национальных инновационных систем, придающего системный характер инновационному развитию и способствующего использованию научно-технических разработок и изобретений;

- усиление инновационной компоненты экономического роста на основе формирования национальных инновационных систем и межгосударственных инновационных проектов;

- осуществление мер по созданию импортозамещаемых производств в отдельных сегментах экономики;

- увеличение доли отраслевой, академической и вузовской науки в формируемых системах научно-технических и инновационных фондов;

- формирование полноценного рынка нано- и биохимической продукции, новых материалов и лекарственных средств.

Сотрудничество в сфере информатизации предполагает создание программы сотрудничества, которая будет осуществляться через целевые программы международного сотрудничества по согласованным сферам деятельности. Получит дальнейшее развитие комплекс мер по проведению согласованной научно-технической, организационно-правовой и экономической политики в этой области.

В целях развития торгово-экономических отношений и повышения эффективности взаимодействия в экономической сфере будет проводиться работа по созданию постоянно действующих выставок государств - участников СНГ. Таким образом, к сферам совместной деятельности государств-членов относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Таким образом, России нужно развивать связи с СНГ, также, как и СНГ нуждается в России. Содружество для России -- это жизненно необходимое пространство для сохранения статуса великой державы и для обеспечения собственного устойчивого развития. Умело налаженные связи со странами Содружества, могут принести России существенные выигрыши в виде доступа к минерально-сырьевой базе стран СНГ для укрепления собственной ресурсной базы; расширения рынка сбыта российской продукции; доступа к избыточной дешевой рабочей силе стран СНГ; помогут избежать нерациональной конкуренции со странами Содружества в торговле сырьевой продукцией через реализацию совместных проектов в области переработки первичных ресурсов. Страны Содружества, в свою очередь, остро нуждаются в финансовом донорстве России и преференциальном доступе на российский рынок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: