Перспективы и проблемы торгово-экономических отношений России с зарубежными странами – членами СНГ и государства Балтии

Несмотря на все трудности и противоречия, сотрудничество России с СНГ продолжается. Более того, с началом нового тысячелетия отношения между некоторыми членами Содружества, в частности, между Россией и странами Центральной Азии, стали улучшаться. Экономическая интеграция в различных формах и масштабах большинству постсоветских республик оказалась необходимой, и, по-видимому, нужда в ней будет только расти. При этом наметилось размежевание между членами СНГ, стремящимися к экономической и политической консолидации вокруг России и государствами, дистанцирующимися от нее, которые могут выйти из Содружества.

Следует учитывать, что странам СНГ в интеграционных процессах нет необходимости проходить все этапы и формы, присущие европейской интеграции – признанному «эталону» в этой области. В отличие от Европы, страны СНГ в относительно недалеком прошлом представляли собой единое экономическое, политическое и культурное пространство, и значительные элементы этого наследства ещё сохраняются. Поэтому речь фактически идет об экономической реинтеграции части постсоветского пространства при условии сохранения политической независимости бывших советских республик и установления между ними рыночных отношений.

По мере того становления собственной государственности у правящих кругов стран СНГ уменьшаются опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв их суверенитета. Возможности расширения поступлений в твердой валюте за счет переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран постепенно исчерпываются. Потенциал же увеличения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности стран СНГ и жесткой конкуренции на мировых рынках. В то же время резервы расширения торговли между странами СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными. Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей инженерной подготовки персонала создают для этого хорошие возможности. Конечно, региональная продукция по качеству и техническому уровню очень часто бывает ниже той, которая продается на мировых рынках, но зато она намного дешевле. Спрос существует не только на высококачественные (а значит, и более дорогие) изделия. Торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств гражданского и военного назначения, легкой, пищевой, а также добывающей промышленности.

Ряд экспертов убеждены, что существенные различия в уровнях социально-экономического развития и в характерах сложившихся хозяйственных механизмов в странах Содружества представляют труднопреодолимое препятствие для интеграции. Однако, как свидетельствует мировая практика, большие различия (например, между Мексикой и США) не помеха интенсивному росту взаимных экономических связей. Конечно, чем более высокоразвитыми и диверсифицированными являются экономики взаимодействующих стран, чем ближе уровни их развития и однотипнее социально-экономические системы, тем больше возможности для интеграции. Поэтому эти возможности шире в Европе, чем в Азии или, тем более, тропической Африке. Но они есть и в Азии, и в Африке, и, безусловно, в регионе СНГ.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, но более всего - от развития российской рыночной экономики и политики России по отношению к странам СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми.

Ответ на вопрос о потенциале сотрудничества России с СНГ во многом зависит от того, что понимать под экономической интеграцией. Экономическую интеграцию следует понимать шире. Это постоянные многосторонние экономические связи между группой стран, базирующиеся на устойчивом и глубоком международном разделении труда, оказывающие серьёзное влияние на экономику и сопровождающиеся в конечном счёте появлением какой-то институциональной и организационной надстройки, которая может быть как развитой, так и весьма слабой.

Основной целью в среднесрочной перспективе является формирование в рамках интеграционных объединений элементов общего (единого) экономического пространства, что, в свою очередь, предполагает создание более благоприятных условий (справедливой конкурентной среды) для деятельности российского бизнеса на этом направлении. Одним из основных вопросов правового обеспечения интеграционных процессов в СНГ, помимо формирования нормативной правовой базы таможенного союза, является завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее её совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО.

Хорошими представляются перспективы двустороннего сотрудничества в атомной сфере: Казахстан входит в тройку лидеров по запасам и добыче урана, а Россия – один из мировых лидеров в атомной энергетике (в т. ч. в производстве топлива для АЭС).

Кооперация, уже происходящая, позволяет обеим странам укрепить свои позиции на мировом рынке. Существуют возможности участия России в строительстве новых АЭС (в Армении, Белоруссии, Казахстане и Украине) и обслуживании действующих АЭС (в Армении, Украине), геологоразведке, добыче и переработке урана (в Армении, Казахстане, Узбекистане).

Реалистичным и уже реализуемым направлением развития сотрудничества России со странами Центральной Азии является участие в осуществлении крупномасштабных инвестиционных проектов сооружения гидроэлектростанций (например, Рогунской ГЭС и Зеравшанской ГЭС в Таджикистане, Нарынской и Камбаратинских ГЭС в Киргизии), строительстве ЛЭП, позволяющих поставлять электроэнергию в Россию и на других направлениях. Наша страна может выступить в качестве инвестора (вместе с международными финансовыми организациями), поставщика оборудования для строящихся объектов, импортера электроэнергии.

Что касается обрабатывающей промышленности, очевидные преимущества имеет кооперация между Россией и Украиной в ряде отраслей машиностроения, прежде всего в производстве железнодорожной техники, горно-шахтного, металлургического и энергетического оборудования, авиастроении. В этих секторах Украина обладает большим производственным потенциалом и уникальными разработками, по ряду параметров превосходя Россию.

Взаимодействие в авиакосмической области – одно из наиболее перспективных направлений сотрудничества России с партнерами по СНГ, обладающими для этого материальными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами. Оно может стать важным компонентом инновационной модернизации национальных экономик этих стран и способствовать укреплению их конкурентных позиций в мировой экономике. Авиационные и космические технологии, по оценкам экспертов, относятся к числу 10–15 макротехнологий из общего их числа примерно в 50, которые Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина способны, при условии координации действий и объединения усилий, предложить мировому рынку.

Перспективы сотрудничества в агросфере видятся в совместном развитии инфраструктуры продовольственного рынка (строительство хранилищ, оптовых рынков, терминалов и других структур), в сокращении числа посредников при продвижении продукции oт производителей к покупателям на основе создания системы регулярных межбиржевых торгов и других форм электронной торговли, а также прямых контрактов между участниками единой товаропроводящей системы аграрного рынка.

Создание такой системы позволит максимально использовать уже существующие и действующие национальные товаропроводящие сети, улучшить снабжение населения качественными продуктами питания по оптимальным ценам, повысить активность субъектов агропродовольственных рынков.

Рассмотрим сотрудничество России с некоторыми странами СНГ в рамках ЕврАзЭС (Евроазиатское экономическое сотрудничество). Прежде всего, говоря об этом объединении внутри СНГ, рассмотрим Казахстан. Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана, двусторонний торговый оборот с которой составляет 18% от всего объема внешней торговли Казахстан. 74 из 88 регионов России имеют торгово-экономические отношения с Казахстаном. За 2010 год товарооборот составил 19,9 млрд. долл. США, увеличившись на 22% по сравнению с 2009 годом. Особое значение в развитии казахстанско-российского сотрудничества в сфере экономики занимают экономические связи между приграничными областями двух стран, где действуют более 3100 совместных предприятий, среди которых такие крупные: «Казросхром», «Коксохим», автомобильный комплекс на базе УралАЗ и Костанайского дизельного завода. В 2004-2006 гг. в республике при поддержке ОАО «КАМАЗ» начали строиться заводы по производству грузовых автомобилей и автобусов. Это выгодный и КАМАЗу, и Казахстану проект. Предприятия нескольких городов Казахстана будут проводить сборку автомобилей и автобусов, изготовлять кузова, рамы, двигатели и другое оборудование и узлы. Ведутся переговоры с другими автомобильными компаниями России (например, с «АвтоВазом»), предполагается наладить сотрудничество с американскими и корейскими автомобильными компаниями. Еще один яркий пример сотрудничества с Россией – пятидесятилетняя аренда Россией космодрома Байконур, что позволяет Казахстану отнюдь не с нуля начать освоение космоса, развитие аэрокосмической отрасли и науки, прежде всего за счет средств, получаемых с Байконура.

Во многом развитие казахстанско-российского приграничного сотрудничества обязано тому вниманию, которое уделяют ему главы двух государств. Свидетельством этого внимания являются регулярно проводимые форумы приграничных регионов Казахстана и России. Казахстан и Россия являются общепризнанными «локомотивами» интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Данная роль во многом обусловлена уровнем их экономического развития, глубиной и успехом структурных преобразований в экономике.

Казахстан и Россия в двустороннем формате решили вопросы разделения шельфа Каспийского моря. Зафиксировано прохождение модифицированной срединной линии, разграничивающей дно Каспийского моря между двумя странами в целях недропользования, а также организации совместной деятельности по разработке структур «Курмангазы», «Центральная» и месторождения «Хвалынское».

На данном этапе переговорного процесса казахстанская сторона выступает за продолжение диалога в различных форматах для выработки взаимоприемлемых формулировок по концептуальным положениям правового статуса, определяющим основные направления взаимодействия государств на море, которые должны отвечать декларируемому стремлению сторон к тому, чтобы Каспий стал морем дружбы, добрососедства и сотрудничества. Эти политические договоренности имеют большое значение для дальнейшего развития казахстанско-российского стратегического партнерства.

Казахстан и Россия, невзирая на объективные и субъективные проблемы, уверенно продолжают непростой путь по углублению региональной интеграции. Руководство обоих стран отдает себе отчет в том, что реальная интеграция – сложный и болезненный процесс, который требует времени, осмысления опыта, накопленных ошибок и их разумного преодоления. Успех в этом деле во многом зависит от развития отношений между теми государствами, которые составляют ядро интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а именно Казахстаном и Россией.

Рассмотрим теперь сотрудничество России и Белоруссии. Россия является ведущим торговым партнером Белоруссии. В 2010 г. товарооборот между Россией и Белоруссией достиг 26 млрд. долл. Российский экспорт в Белоруссию составил 18 млрд. долл., импорт из Белоруссии – 7 млрд. долл. В общем объеме товарооборота Белоруссии на долю России приходится порядка 50%, а в российском на долю Белоруссии – около 6%.

Структура торговых поставок между двумя странами существенно не меняется уже длительное время. В российском экспорте в Белоруссию преобладают энергоресурсы (40,6%), машины, оборудование и транспортные средства (16,2%), черные и цветные металлы и изделия из них (16,4%), продукция химической промышленности (10,7%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (7,3%).

Основными статьями белорусского экспорта в Россию являются машины, оборудование и транспортные средства (36,9%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (16,1%), продукция химической промышленности (11,1%), черные и цветные металлы и изделия из них (10%).

Россия наряду с США, Нидерландами и Германией является основным инвестором в белорусскую экономику. Объем российских капиталовложений составляет около 3 млрд. долл. Крупнейшие российские проекты в Белоруссии - газопровод «Ямал-Европа», создание сети сотовой связи МТС-Белоруссия, реконструкция Мозырского нефтеперерабатывающего завода. Белорусские инвестиции в России превышают 1 млрд.долл.

На дальнейшее развитие экономических связей нацелены принятые совместные экономические программы в области автомобилестроения, приборостроения, нефтегазопереработки, выпуска и ремонта военной техники, финансирование которых частично ведется из бюджета Союзного государства. С участием российских и белорусских предприятий зарегистрированы и активно действуют шесть крупных финансово-промышленных групп – «БелРусавто», «Межгосметиз», «Формаш», «Электронные технологии», «Оборонительные системы» и «Аэрокосмическое оборудование».

Ведется работа по углублению валютной интеграции, в рамках которой продолжается реализация Плана совместных действий правительств и центробанков двух стран по введению единой денежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведение структурных преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютного регулирования.

В развитии торгово-экономических отношений двух стран весьма значительна роль регионов. Активные торгово-экономические связи с Белоруссией поддерживают более 80 российских областей и республик. Основными формами межрегионального сотрудничества являются торговые связи, производственная кооперация, оказание услуг в области транспорта, строительства, информационных технологий. Его правовая база включает сегодня более 210 договорных документов.

Говоря о перспективах ЕврАзЭс, прежде всего нужно сказать, что ЕврАзЭс – это ядро складывающейся интеграции на постсоветском пространстве. Создание ЕврАзЭс решает такие задачи, как проведение согласованной структурной перестройки экономик, создание общей платежной системы, формирование Таможенного союза и ЕЭП и т.д. Россия здесь пытается усилить свои позиции в Средней Азии с тем, чтобы более успешно конкурировать на соответствующих рынках, прежде всего с производителями из стран, не входящих в ЕврАзЭС. Речь здесь идет, прежде всего, о конкуренции с транснациональными компаниями, которые проявляют достаточно серьезный интерес к региону. Примечательно, что в России в последнее время крупные объединения предпринимателей достаточно активно продвигают идею о необходимости способствовать созданию крупных российских корпораций, которые могли бы на равных конкурировать с ТНК.

Вместе с тем, учитывая реальную ситуацию в регионе, лидерство России в новом объединении нельзя считать безусловным. И хотя сегодня все члены ЕврАзЭС заявляют о том, что объединение преследует, прежде всего, экономические интересы, вопросы безопасности также входят в повестку дня. Формирование ЕврАзЭС является удобным поводом попытаться без излишней политической ангажированности проанализировать природу и закономерности интеграционных процессов, разворачивающихся на территории СНГ. В то же время, если говорить о ЕврАзЭС, очевидны неопределенность статуса и видов решений органов ЕврАзЭС и их места в иерархии правовой системы ЕврАзЭС и национальных правовых системах государств-членов. Это обусловлено развивающейся международной правосубъектностью международной организации Евразийское экономическое сообщество и действующим международным характером решений органов ЕврАзЭС, относящихся к нормам «международного мягкого права» рекомендательного характера.

Эффективность ЕврАзЭС обусловлена, в первую очередь, созданием четкой институциональной и правовой системы. Именно на решении этих принципиальных вопросов необходимо сконцентрировать усилия на современном этапе развития правовой системы Сообщества. Первостепенное значение имеет определение статуса, видов и иерархии правовых актов ЕврАзЭС, построение четкой правовой системы Сообщества.

Для этого также необходимо однозначно определить статус органов ЕврАзЭС, их полномочия и взаимоотношения между собой и с органами государств - членов ЕврАзЭС, установить способы и механизмы реализации международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС, и решений органов ЕврАзЭС в законодательстве государств-членов, формы контроля за их исполнением и ответственность за неисполнение. Кроме того, следует четко регламентировать соотношение правовых актов Сообщества с нормативными правовыми актами национальных законодательств государств - членов ЕврАзЭС.

Решение этих вопросов позволит создать эффективный механизм координации деятельности органов ЕврАзЭС и органов государственной власти каждого государства - члена ЕврАзЭС в процессе приведения актов национального законодательства в соответствие с правовыми актами Сообщества и гармонизации национальных законодательств государств - членов ЕврАзЭС.

В конечном итоге, оценивая перспективы сотрудничества России со странами СНГ и перспективы ЕврАзЭС, можно сказать, что большинство членов СНГ, скорее всего, станут на путь усиления взаимного сотрудничества при условии соответствующей политики России. И связанно это прежде всего с тем, что страны-участницы СНГ и ЕврАзЭС в первую очередь сами заинтересованы в развитии интеграционных процессов и сотрудничества на основе сложившихся хозяйственных взаимосвязей, доставшихся от СССР.

Динамика развития торгово-экономических отношений России со странами Балтии показывает, что они испытывали и испытывают на себе воздействие как минимум трех факторов:

- во-первых, Россия являются для государств Балтии важнейшим источником топлива и других энергоносителей и полезных ископаемых. За счет ввоза из России удовлетворяется, например, 93% потребностей Латвии в топливе, 50% - в электроэнергии, 90% - в цветных металлах, 80% - в сырье для химической промышленности. В отраслях, связанных с поставками российского сырья, сосредоточены и российские инвестиции в Балтийских государствах, участие российского капитала в акционировании балтийских предприятий, имеющие важное значение для последних;

- во-вторых, обслуживание транзита из России является важной статьей доходов Балтийских государств;

- в-третьих, сбыт в Россию продукции сельского хозяйства.

Несмотря на существенный вклад указанных факторов в процесс развития торгово-экономического сотрудничества России и стран Балтии, переход нашей страны к масштабному сотрудничеству с Балтийскими государствами пока по-прежнему невозможен. Вместе с тем перспективы активного сотрудничества имеются. Кратко их можно сформулировать как сотрудничество на базе экономических интересов.

Экономические аспекты отношений России со странами Балтии являются мощнейшим фактором сближения. Необходимо стимулировать обоюдный экономический интерес, который выступает гарантией реализации значительной зависимости балтийских соседей от российского транзита и торговли.

Важнейшим направлением политики российского бизнеса должно стать максимальное проникновение на рынки Балтийских государств, создание сети совместных предприятий, которые в дальнейшем могли бы обеспечить беспрепятственный доступ к рынкам ЕС.

Не менее перспективным направлением является стимулирование движения в страны Балтии российского капитала и одновременный приток западного капитала. Равнозначное присутствие этих экономических факторов на рынках Балтии с учетом интересов национального капитала послужили бы мощнейшим стабилизирующим фактором в российско-балтийских отношениях.

Постепенно, по мере возникновения экономических возможностей, происходит диверсификация транспортных путей российского экспорта, идущего в Европу. Строятся и вводятся в эксплуатацию новые порты (Приморск, Усть-Луга, Батарейная, Высоцк, Ломоносов, Выборг) и нефтяные терминалы, что повышает конкурентоспособность России и снижает ее зависимость от транзитной и тарифной политики Балтийских государств. Эти шаги также достаточно красноречиво показывают, что на Северо-Западе Россия выбрала путь диверсификации транспортных потоков и снижения зависимости от транзитных посредников (Вентспилс, Рига, Лиепая, Таллинн, Клайпеда). В тех же случаях, когда у транзита нет альтернативы (Калининград - Литва), Россия в лице частного российского капитала берет порты под свой контроль (ЮКОС - Бутинге) и на таких условиях обеспечивает их загрузку.

Следует учитывать и то обстоятельство, что Балтия является транзитным коридором для России в Европу, так же как и Россия является для них транзитным маршрутом в Азию и на восток в целом.

Узким местом наших отношений продолжают оставаться связи и контакты между общественными, научными и деловыми кругами двух стран с привлечением к совместной деятельности всех государств, выходящих на Балтийское море, с организационным центром в Санкт-Петербурге.

Нерешенные проблемы в гуманитарной сфере оказывают существенное воздействие на экономические отношения. Гуманитарные проблемы относятся в первую очередь к вопросам определения в странах Балтии статуса русскоязычного населения, русского языка и культуры. Эти проблемы являются эпицентром напряженности между Россией и странами Балтии.

Таким образом, сегодня российско-латвийские отношения представляют собой сложный симбиоз, в котором тесно взаимоувязаны проблемы и интересы политического, экономического, общественного, правового, исторического, общечеловеческого свойства. В нашем понимании, для того, чтобы взять и удерживать продуктивное направление действий надо достичь согласия по ряду принципиальных моментов. Прежде всего, необходимо реалистическое осознание тесной взаимосвязи внешней и внутренней политики, а также политики и экономики.

В перспективе, развивая экономическое сотрудничество со странами Балтии, Россия должна внимательно отслеживать, как в этом процессе обеспечиваются не только ее экономические, но общегосударственные интересы.

Страны СНГ и Содружество в целом являются для внешней политики России стратегическим приоритетом. От того, как складываются отношения с ними, во многом зависит прочность международного положения нашего государства. Более того, развитие двусторонних отношений является непременным условием укрепления самого СНГ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: