Многозадачность и образовательные результаты. Обсуждение

При запуске исследовательских проектов возник многозадачный режим 1) как следствие участия студентов в виртуальном сообществе (когнитивный диссонанс); 2) как результат пребывания в избыточной информационной среде; 3) как следствие попытки осмыслить сложную учебную задачу, не имеющую аналоговых решений для данных студентов. Кроме того, выполненный проект было необходимо представить в виде презентации, что также поставило перед студентами проблему построения иерархии приоритетов.

Наиболее успешные студенты и группы максимально использовали возможности всех членов образовательных сообществ (грамотное распределение привилегий); динамический обмен данными (грамотное распределение приоритетов).

Рассмотрим подробнее причины успешности студентов.

Многозадачность и распределение полномочий требуют выстраивания иерархии привилегий (ролей) внутри группы. Взрослые студенты 22 лет и старше (вечернее отделение) легко разграничивают привилегии, многие из них переносят в аудиторию профессиональные или социальные роли.

Значительно сложнее студентам любого возраста сформировать иерархию заданий, т.е. выделить задания и вид деятельности, выполняющие основные функции, а также задания и вид деятельности, выполняющие вспомогательные функции. Если приоритетность задач не определена, участники вынуждены параллельно выполнять одни и те же действия и постоянно переключаться с одной проблемы на другую. Успешные лидеры использовали ежедневные онлайновые консультации преподавателя для оценки приоритетов. Молодые лидеры всячески уклонялись от консультаций, ссылаясь на стремление к самостоятельности и нехватку времени.

В классическом исследовании многозадачности водителей было показано, что многозадачности, как таковой, не существует, человек всегда использует однозадачность, т.е. раскладывает сложную проблему на составляющие и последовательно решает их одну за другой. Несведущие люди за многозадачность принимают высокую переключаемость внимания. Потери времени и производительности труда составляют в этом случае до 40 %. Подробнее – [1, 3, 11]. Некоторые группы, сформированные студентами вечернего отделения, сумели перевести многозадачность в однозадачный режим и блестяще защитили проекты. Это стало следствием их действий по распределению привилегий и распределению времени. Опытные лидеры (в большинстве случаев старше 28 лет) побуждали членов групп вести на форуме еженедельные, а в некоторых случаях ежедневные дневники. Сообщества, сформированные студентами и бакалаврами дневного отделения, не были столь успешны. Средний возраст групп – 19 лет. Реальный опыт управления, т.е. умение действовать в условиях социальной многозадачности отсутствует.

К концу 12 недели студенты вечернего отделения достаточно легко анализировали причины не успешности других проектов, если таковая была. Это значит, что они могли определить внешние проявления предикторов многозадачности в действиях других. Студенты дневного отделения делали это с большим трудом. Им понадобилось 19 недель.

Мы попытались установить корреляцию между демографическими переменными и успеваемостью студентов (таблица 3). Использовался иерархически выстроенный линейный анализ трех переменных: академическая успеваемость, форма обучения и возраст.

Таблица 3. Успеваемость студентов и возраст студентов

  Успешно справившиеся с многозадачностью Не достаточно справившиеся с многозадачностью Не справившиеся с многозадачностью
Категории студентов Дневное отделение Вечернее отделение Дневное отделение Вечернее отделение Дневное отделение Вечернее отделение
До 20 лет 14 (36%) - 6 (15 %) 3 (3%) 18 (47%) 5 (5%)
Старше 20 лет - 70(70%) - 13 (13,1%) 1 (0,02%) 8(8%)

Источник: данные автора и текущий архив департаментов НТИ (филиал) УрФУ

Сопоставление предикторов многозадачности с успеваемостью студентов (таблица 4) показало, что использование распределения полномочий и распределения времени положительно коррелирует с попытками студентов управлять многозадачностью и влияет на их академическую успеваемость. Студенты могут демонстрировать как все умения сразу, так только одно из них. В случае если студент демонстрирует большее количество умений действовать в режиме многозадачности, можно прогнозировать высокий уровень академической успеваемости и наоборот, если студент не умеет работать в режиме многозадачности или с трудом формирует любой из предикторов многозадачности, можно прогнозировать низкий уровень академической успеваемости.

Таблица 4. Применение студентами технологий многозадачности

(распределения ответственности и распределения времени) и академическая успеваемость

  Высокая успеваемость Низкая успеваемость Неуспеваемость
Параметры многозадачности очное Очно-заочное очное Очно-заочное очное Очно-заочное
Распределение привилегий            
Распределение приоритетности задач            
Распределение времени проекта            
               

Источник: данные автора и материалы форумов виртуальных образовательных сообществ [5].

Выводы:

· Рассмотрено влияние многозадачности на успеваемость при выполнении групповых исследовательских проектов по философии на большой выборке студентов НТИ (филиал) УрФУ (N – 137).

· Многозадачность в учебной деятельности положительно коррелирует с возрастом студента. Можно сделать вывод, что умение студента выстраивать иерархию привилегий положительно коррелирует с возрастом и опытом социальной многозадачности. В целом, опыт социальной многозадачности однозначно нельзя связать с успеваемостью студентов.

· Умение студентов определять приоритетность задач и распределять время не коррелирует с возрастом и зависит от педагогической поддержки их действий в режиме многозадачности.

Библиография:

1. Креншоу Д. (2010) Миф о многозадачности. К чему приводит умение успеть все. М.: Эксмо, 2010 //http://libes.ru/288511.html

2. Лут Р. (2010) То, что вам никто не говорил о многозадачности в Windows /dtf.ru //http://www.dtf.ru/articles/read.php?id=39888

3. Многозадачность: от мифа к реальности (2003) // HR Planet/ http://planetahr.ru/publication/6766. Дата обращения 20.01.2014.

4. Сенчин В. (2009) Вас задерживает многозадачность //http://habrahabr.ru /post/99675/

5. Форумы виртуальных образовательных сообществ (сообщества Игнатовой Н.)/ http://vk.com/nti2013.philosophy, http://vk.com/club58106389, http://vk.com/club58504238, http://vk.com/club58586291, http://vk.com/club58374564, http://vk.com/club58109256

6. Abbot A. (2013)Gaming improves multitasking skills // Nature, 2013, vol. 501http://www.nature.com/news/gaming-improves-multitasking-skills-1.13674 Дата обращения 29.01.2014.

7. Garrett J. (2010) Are We Teaching Attention Skills? // Psychology Today, 2010, № 3 //http://www.psychologytoday.com/blog/track/201003/are-we-teaching-attention-skills. Дата обращения 28.01.2014.

8. Junco R., Cotton S. (2011) Perceived academic effects of instant messaging use/Computers and Education. Vol. 56, Issue 2 http://www.sciencedirect. com/science/article/ pii/ S0360131510002484

9. Kirschner P., Karpinski A. (2009) Facebook® and Academic Performance/ Computers and Education. Vol.26, Issue 6/http://www.sciencedirect. com /science/article/pii/S0747563 210000646

10. Mark G., Voida S., Cardello A. (2012) «A Pace Not Dictated by Electrons»: An Empirical Study of Work Without Email // http://www.ics.uci.edu/~gmark/Home_page/Research_files/CHI%202012.pdf

11. Sanbonmatsu D., Strayer D., Medeiros-Ward N., Watson J. (2013) Who Multi-Tasks and Why? Multi-Tasking Ability, Perceived Multi-Tasking Ability, Impulsivity, and Sensation Seeking. PLoS ONE 8(1) http://www. plosone.org/article/info:doi/10.1371/journal.pone.0054402


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: