Раздел 3. Медиа в Украине

3.1 Обзор медиарынка

Пресса. Печатные издания в Украине составляют ключевую долю медиарынка. Из 2 924 печатных СМИ, которые издаются на территории Украины, большую часть составляют издания местной и региональной сферы распространения: работают 861 областных, 887 местных и 122 районных газет и журналов [«Медіакарта українських газет та журналів 2012» // Електронний ресурс: http://www.uapp.org/bases/12514.html].

В течение 2012 года Укргосреестр зарегистрировал 795 печатных изданий. По его данным, на 1 января 2013 в Государственный реестр печатных средств массовой информации внесены 34002 записи о зарегистрированных изданиях, из них 19575 изданий с общегосударственной, региональной и зарубежной формами распространения, 14427 изданий - с местной. В числе 19575 изданий с общегосударственной, региональной и зарубежной формами распространения зарегистрировано: газет - 6012, журналов - 10270, бюллетеней - 559, альманахов - 147, дайджестов - 72, сборников - 1940, календарей – 369, каталогов – 11, других изданий - 195. 62 издания зарегистрировали политические партии, 309 - общественные организации. Также Государственный реестр содержит 304 записи о зарегистрированных информационных агентствах. Из общего количества зарегистрированных изданий регулярно выходят чуть более 4000, из которых около 60% составляют газеты, остальные - журналы. По данным ГП " Пресса", в каталог подписных изданий Украины на 2012 год внесены 2489 украинских изданий, доля газет составляет 35,4%, журналов - 61,3% [Український медіаландшафт: аналітичний звіт / За ред. В.Іванова, О.Волошенюк, А.Кулакова. - К.: ФКА, АУП, 2013; 30].

Со времени образования украинского государства сегмент региональной прессы по сравнению с национальной демонстрирует достаточно высокие темпы роста. Так, за указанный период количество общенациональных печатных СМИ возросло с 22,6% до 28,8%, региональных и местных– з 35,8% до 69,2% [Бебик В. М., Сидоренко О. І. Засоби масової інформації посткомуністичної України. / В. М. Бебик, О. І. Сидоренко. ‑ К.: МАУП, 1996. – 125 с]. А за период с 1993 г. было зарегистрировано 30 482 печатных СМИ, из них в 2010 г. – 2 043, за три месяца 2011 г. – 361 печатное СМИ [Семьоркіна О. М. Друковані засоби масової інформації: проблеми реєстрації// http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=n0025323-11]. На начало 2010 г. в Украине действовало свыше 2 347 газет, при этом наибольшее их количество, кроме г. Киева (303 печатных единиц), было зафиксировано в Днепропетровской (250 печатных единиц), Донецкой (197 единиц), Харьковской (152 единицы). Наименьшим количеством печатных СМИ отличаются г. Севастополь (5 единиц), Закарпатская (37 единиц), Кировоградская (37 единиц) и Тернопольская (36 единиц) области.

По заключению Ассоциации независимых издателей региональной прессы Украины (АНРИУ), на рынке региональной прессы намечается тенденция к оставлению 2-3-х более-менее сильных издательств на регион. Укрупнение и закрытие нерентабельных печатных проектов приводит одновременно к концентрации рынка рекламы.

Еще одна тенденция - активное развитие онлайновых порталов печатных медиа, особенно на региональном уровне и стремительный рост онлайновой аудитории. Во многих случаях онлайновая аудитория успешных изданий превышает тираж и аудиторию одного номера издания [Український медіаландшафт: аналітичний звіт / За ред. В.Іванова, О.Волошенюк, А.Кулакова. - К.: ФКА, АУП, 2013; 30-31].

Если до 2011 года в Украине наблюдалась тенденция к росту подписных тиражей, в 2012 году начался ее спад. Наряду со спадом в 2011 - 2012 годах подписки более 100 общенациональных изданий по разным причинам прекратили существование или закрыли печатную версию. Падение тиражей периодической печати было вызвано не только миграцией пользователей информации в Интернет, но и падением профессиональных стандартов, использованием прессы в политических и рекламных целях, размещением большого количества заказных материалов и снижением доверия к прессе в обществе в целом.

На упадок тиражей ежедневных изданий влияет невозможность системы подписки обеспечить своевременное доставки издания к подписчику, особенно в сельской местности. Еще один фактор падения тиражей - естественное старение (сокращение) читательской аудитории [Український медіаландшафт: аналітичний звіт / За ред. В.Іванова, О.Волошенюк, А.Кулакова. - К.: ФКА, АУП, 2013; 32].

Радио. По критерию охвата аудитории радиоорганизации можно классифицировать таким образом: а) общенациональные (центральные), программный продукт которых употребляет аудитория всей страны или ее большая часть; б) региональные, вещание которых распространяется на территорию регионов и крупных городов страны; в) местные (локальные), которые охватывают ограниченную аудиторию районных центров, городов, поселков и т. Д. По другому типологическому признаку можно выделить три основных типа радиоорганизаций: франчайзийнговые, которые ретранслируют программы общенациональных FМ-станций и придерживаются их информационной политики, местные коммерческие FМ-станции и государственные радиоорганизации, которые входят в состав областных телерадиокомпаний.

На данном этапе в украинском медийном пространстве отмечается тенденция снижения объемов радиовещания. Так, если в 2008 г. среднесуточный объем вещания в стране достиг пика в 435,5 часов, то в 2010 г. этот показатель снизился до 361,8 часов, приблизившись к показателю 2000 г. Региональный срез показывает, что наиболее высокие показатели по радиовещанию демонстрируют Донецкая (16,4 часа в сутки), Полтавская (15,9), Закарпатская (15,2), наименьшие – Ивано-Франковская (1,6) и Львовская (2,1).

Сегодня радиовещательный рынок в Украине подошел к стадии перераспределения прибыли между солидными игроками, прежде радиохолдингами, которые преимущественно политически ангажированы и ориентированы на максимальный охват аудитории. Такие холдинги как «UMH Group» («Украинский медиа холдинг»), в который вошли 4 сетевые радиостанции («Авторадио», «Ретро FM», «Наше радио», «Europa Plus») и 3 локальные («Джем FM» и «Голос Столицы», «Lounge FM») ТАВР с сетевыми «Русское Радио», «Хит - FM», «Kiss FM», «Radio ROKS», «Радио Мелодия» и «Радио Relax»; БРГ («Business Radio Group») с сетевыми «Радио «Шансон», «Радио «Шарманка» и тремя локальными станциями («Бизнес Радио», «Радио «Ренессанс» и «DJFM») в ​​целом разделили отечественную рекламную радиовещательную территорию. Лидер - «ТАВР Медиа» с более чем 20- процентной долей рынка, далее - «Украинский медиа холдинг» и «Business Radio Group». Такое распределение стало результатом «войны контентов», которая будет продолжаться, потому радио мультимедийно активизируется и предлагает рекламодателям мультиплатформенной продажи эфирного времени и веб-пространства [Український медіаландшафт: аналітичний звіт / За ред. В.Іванова, О.Волошенюк, А.Кулакова. - К.: ФКА, АУП, 2013; 36].

Телевидение. Позиции телевидения в современных условиях являются достаточно сильными. Благодаря своим техническим способностям органично соединять текст, изображение и звук, визуализировать события, использовать разнообразные формы подачи сведений широкой тематики, телевидение остается наиболее значимым каналом массовой коммуникации для общества.

В Украине есть три основные платформы, с помощью которых доставляется телевизионный сигнал к зрителю: эфирная, кабельная и спутниковая. По состоянию на I квартал 2012 года, в Украине насчитывалось 16 млн. 585 тыс. домохозяйств, из них 8 млн. используют эфирное вещание, 5 млн. - кабельное и 3,5 млн. - спутниковое. В 2012 году из 295 лицензий, выданных Национальным советом, эфирного вещания касались 56 (из них 28 – переоформление). Вместе лицензии на осуществление спутникового и кабельного вещания составили 43 (из них 16 - переоформление). Однако за последние пять лет происходит постепенное сокращение доставки теле - сигнала на основе эфирного платформы. В частности, в 2012 году по сравнению с 2007 годом доля доставки эфирного телесигнала уменьшилась примерно на 30%. Это происходит из-за увеличения двух других способов доставки - кабельного и спутникового [Український медіаландшафт: аналітичний звіт / За ред. В.Іванова, О.Волошенюк, А. Кулакова. - К.: ФКА, АУП, 2013; 18].

Если пресса и радио в основном сосредоточены на реализации таких базовых функций, как информационная, просветительская и развлекательная, то функции телевидения, которое стремится подавать информацию в доступной, «легкой» форме, более широки. На первые план выходят информационная функция, функция ориентации граждан в общественно-политической жизни. Телевидение в большей мере за счет своих аудиовизуальных возможностей принимает участие в формировании города, региона, страны в целом.

По состоянию на конец декабря 2012 года, в Государственный реестр телерадиоорганизаций Украины внесены данные о 1622 телерадиоорганизациях. Из общего количества лицензиатов по форме собственности: 352 - коммунальной, 37 - государственной; 1233 - других форм собственности. В течение 2012 года Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания провел почти 400 плановых и внеплановых проверок лицензиатов, к 70 телерадиокомпаниям применены санкции; лицензии еще двух телерадиоорганизаций аннулированы.

На государственном уровне абсолютный лидер по покрытию среди телеканалов - «Первый национальный» - общенациональный канал, техническое покрытие которого составляет 98%, он входит в государственный медиахолдинг Национальной телекомпании Украины (НТКУ). Ему принадлежит украинская версия телеканала «Euronews», Спутниковый канал «Первый Ukraine», а также ресурсы 1tv.com.ua и firstua.com. Кроме того, к государственной форме собственности принадлежат 24 областные государственные телерадиокомпании, государственная телерадиокомпания «Крым», а также региональные телерадиокомпании в городах Киев и Севастополь [Український медіаландшафт: аналітичний звіт / За ред. В.Іванова, О.Волошенюк, А.Кулакова. - К.: ФКА, АУП, 2013; 19].

В 2011году, по сравнению с предыдущими годами, в Украине начали стремительно развиваться нишевые телеканалы. В тоже время, с 2012 года среди таких телеканалов начал выделяться ярко выраженный детский продукт, что привело к созданию нескольких детских телеканалов.

Среди других последних телевизионных трендов - создание собственных телевизионных проектов (телесериал, шоу), и развитие телеканалами возможностей доступа аудитории к собственному продукту (в частности, теленовостей) с телефонов, смартфонов и планшетов, издание специализированных печатных изданий, продвигают определенный формат или передачу.

Интернет-СМИ. К перечню Интернет-СМИ относятся: 1) Интернет-плееры теле- и радиоканалов; 2) сервисы, предоставляющие возможность просматривать телепрограммы в записи (LiveInternetTV, WorldTVpc); 3) видеосервисы (YouTube, Hulu); 4) блоги та мини-блоги (LiveJournal, Twitter); 5) социальные сети (Myspace, Facebook, VKontakte, Odnoklassniki); 6) он-лайн медиа-плееры; 7) порталы гражданской журналистики; 8) веб-сайты традиционных СМИ и другие.

Ключевыми чертами интернет-СМИ являются ориентация на узкие кластеры аудитории, значительно большие технические возможности (скорость, оперативность трансляции информации одновременно с более гибким подходом к ее фиксированному выходу и обновлению), особенный ареал распространения информации по сравнению с традиционными СМИ (Интернет-СМИ глобализированны с точки зрения широты охвата аудитории и локализированы с позиций возможности доступа к малым социальным группам, рассредоточенных по различным территориям и предпочтениям), расширенные возможности соединения в работе принципов универсализма и специализации [Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. /М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. — М., 2005. — 87 с., с. 43].

В течение последних пяти лет Интернет - аудитория в Украине постоянно растет, в 2012 году достигнув доли 50% населения в возрасте от 15 лет. Как сообщает Интернет ассоциация Украины, исследование, проведенное компанией «InMind», показало, что количество пользователей Интернетом старше 15 лет достигло 19,7 миллиона человек. Эта цифра касается сентября 2012 года. Это составляет примерно 50% молодых и взрослых граждан Украины. Среди этих пользователей, 17,9 миллиона пользуются Интернетом хотя бы раз в неделю, 13,3 миллиона - ежедневно.

Данные Интернет ассоциации Украины свидетельствуют о том, что в течение последних двух лет количество пользователей Интернета увеличилось на половину - с 33% населения в третьем квартале 2010 года до 50% в третьем квартале 2012 года. Наибольшую долю пользователей интернета в собственной возрастной группе составляют лица в возрасте от 15 до 29 лет - 43%. Второе место занимает группа пользователей в возрасте от 30 до 44 лет - 35%, третье - 45 и более лет - 23%. Гендерный баланс пользователей Интернета в Украине почти равен: мужчины - 51% и женщины - 49%.

Самая значимая тенденция 2012 года - возросшее количество пользователей, которые живут в сельской местности. В течение девяти месяцев 2012 года их относительное количество выросло на 53%. Доступ к Интернету в Украине продолжает оставаться одним из самых дешевых в мире [Украинский медиаландшафт: аналитический отчет / Под ред. В. Иванова, О.Волошенюк, А. Кулакова. - М.: ФКА, АУП 2013; 39].

Ведущие Интернет-медиа можно классифицировать по двум основным критериям. Первый - источник финансирования. Второй - тип собственности. В зависимости от источника финансирования интернет - медиа можно разделить на три основные категории:

• коммерческие медиа - прибыль поступает от продажи рекламы и других бизнес операций: pravda.com.ua, korrespondent.net, forbes.ua;

• медиа, работающих за счет спонсоров - деньги предоставляют политики или экономические магнаты, заинтересованные в продвижении своих политических / бизнес интересов благодаря изданиям. Такие медиа не с\придерживаются этических стандартов и искажают принципы журналистики: вagnet.net;

• медиа, которые частично поддерживаются международными фондами и программами международной технической поддержки, как USAID, NED, МФВ: svidomo.org, ostro.org, sumynews.com.

Существуют также смешанные типы СМИ. Такие могут быть успешны в коммерческом смысле, но при этом связаны с политическими партиями, таким образом отстаивая больше политические, чем общественные интересы: segodnya.ua.

По типу собственности Интернет - медиа могут функционировать как предприятия, которыми руководят лица/ редакции: express.ua, day.kiev.ua.

Также медиа могут быть частью медиахолдинга. Медиа в индивидуальной собственности должны прилагать больше усилий, чтобы достичь успеха в конкурентной борьбе в своей сфере, тогда как медиа, которые являются частями холдингов, имеют долгосрочные инвестиции и пользуются партнерскими медиа для продажи рекламы.

Главные медиахолдинги, работающих в украинском Интернете:

1. Украинский Медиа Холдинг: korrespondent.net, focus.ua, kp.ua, vgorode.ua, focus.ua, dengi.ua, bigmir.net

2. "Украинская правда": pravda.com.ua, epravda.com.ua, champion.com.ua, istpravda.com.ua

3. "1 +1": tsn.ua, unian.net, glavred.info, 1plus1.ua, glavport.net

4. "Inter Media Group": podrobnosti.ua, inter.ua, ukranews.com

5. РИА: 20minut.ua, ria.ua, vsim.ua

6. "CitySites": 048.ua, 057.ua, 061.ua, 0322.ua, 0632.ua

7. "Люкс": zaxid.net, 24tv.ua, lux.fm

8. "Evolution Media": comments.ua, phl.ua, weekly.ua

9. "Sanoma Media Ukraine": cosmo.com.ua, story.com.ua, menshealth.com.ua. [Данные предоставлены Bigmir: http://top.bigmir.net/holding по украинскому медиаландшафт: аналитический отчет/ Под ред. В. Иванова, О.Волошенюк, А.Кулакова. - М.: ФКА, АУП 2013; 41].

Об эффективности деятельности Интернет-СМИ сегодня свидетельствует значительное усиление асимметрии в потреблении медиапродукции аудиторией разных видов СМИ, в частности, сокращение длительности чтения прессы по сравнению с увеличением обращений за информации к веб-ресурсам. Если в начале 2008 г. украинцы проводили 217 минут за чтением газет и журналов, то уже в начале 2011 г. – только 167 минут, то есть на 25% меньше [«Украинцы резко сокращают количество времени на чтение газет и журналов» (16 июня 2011 р.) // www.uapp.org/pub_analitics/11265.html.]. В целом же переход аудитории и масс-медиа в Интернет-среду является мощным трендом, который приводит к серьезным последствиям для дальнейшего социального и экономического становления медийной системы Украины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: