Неврастения - наиболее распространенный вид невроза. В переводе означающий «нервная слабость». Вызывается таким общераспространенным в рабочей среде причинами, как переутомление от чрезмерных нервных и психологических перегрузок и недосыпания. Основной симптом, который медики называют «раздражительной слабостью», проявляется, в первую очередь, в резкой возбудимости и повышенной истощаемости человека. Из наиболее значимых поведенческих проявлений можно выделить такие:
- быстрая утомляемость и хроническая усталость,
- слезотечения, блеск глаз,
- несдержанность,
- нарушение сна,
- упадок аппетита. Вегетативные проявления:
- вазомоторы: внезапное покраснение/побледнение лица,
- повышенная потливость/сухость кожи, слизистых оболочек
- повышенный тремор кончиков пальцев. Мимика: маска растерянности и беспомощности. Речь: прерывистая.
Дыхание: учащенное, отрывистое.
Мыслительная деятельность: низкопродуктивная, расконцентрированность внимания.
Эмоциональные реакции:
- резкие кратковременные перепады,
- внутреннее напряжение.
Что необходимо при работе с личностью с наклонностью к неврастении или откровенным неврастеником?
1. При работе с объектом - неврастеником невозможно прогнозирование его эмоциональной реакции. Нельзя применять при совместной работе эмоциональную стимуляцию.
2.При любом незначительном изменении ситуации такой человек напря гается. Можно использовать для этого обострение ситуации. Ее весьма не значительное отклонение от штатного режима может достаточно взрыхлить работника для насаждения вашего решения.
3.В работе объекту-неврастенику свойственен «наскок». При отсутствии возможности объекта сконцентрироваться на вопросе можно предложить ему на выбор несколько решений, устраивающих руководство. Одно из них будет принято неврастеником «с ходу».
4.Нетерпеливость неврастеника дает карты в руки для организации блиц кригов. Быстро разыгрывая требуемую ситуацию или решение, можно эксплуатировать свойства неврастении. Неврастеник, нетерпелив, реакция же даже может быть взрывоподобной. Поэтому любые задержки по вине управленцев могут привести к мгновенному краху.
5.Неплоха стимуляция с предоставлением медицинских и оздоровительных услуг личного плана. Особенно из сферы лечения неврозов и кардиологии.
6.Неизменный «конек» в разговоре - состояние собственного здоровья работника. Легко можно войти в доверие, переведя разговор в это русло.
Поддерживать его не придется, однако надо быть внимательным при выходе из него.
7. Необходимо быть предельно осторожными с работником- неврастеником. У него очень легко возникают патологические условные связи. Один незначительный прокол может не только вызвать ураганную негативную реакцию, но, что еще хуже, «плохое» руководство надолго за помнят в качестве злостно неприятного типа. Если такая ситуация уже произошла - можно больше не стараться. Скорее всего, все усилия будут напрасны.
8. Если удалось захватить настроение такого работника, то можно заме тить, как он мгновенно преобразится. Для установления доверительного контакта может быть достаточно сформировать положительную реакцию на самого себя, руководителя, менеджера. Этот человек станет для такого работника всегда желанным гостем, если будет постоянно захватывать его внимание. Но не стоит переусердствовать - эффект краткосрочен.






