ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛИНГВИСТИКУ
Рекомендовано
Министерством образования
Российской Федерации
в качестве учебника
для студентов
высших учебных заведений,
обучающихся
по филологическим
специальностям
ББК81-923 322
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор А.И. Новиков
доктор филологических наук, профессор Ю.А. Сорокин
Учебная литература
по гуманитарным
и социальным дисциплинам
для высшей школы
и средних специальных
учебных заведений
готовится и издается
при содействии
Института
«Открытое общество»
(Фонд Сороса)
в рамках программы
«Высшее образование»
Редакционный совет:
В.И. Бахмин
Я.М. Бергер
Е.Ю. Гениева
Г.Г. Дилигенский
В.Д. Шадриков
Научная библиотека МГУ
ISBN 5-7281-0282-4
©Залевская A.A., 1999 © Российский государственный гуманитарный университет, 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.... ВВЕДЕНИЕ
0.1. Причины возникновения ПЛ и ее "отраслевая принадлежность"......
0.2. Разные подходы к периодизации развития ПЛ и классификации
ее ведущих научных направлений............................................
|
|
0.3. Зависимость динамики ПЛ от разных факторов..........................
0.4. Динамика проблематики ПЛ в контексте развития мировой науки
0.5. Актуальные проблемы ПЛ в текущий период..............................
0.6. Заключение.............................................................................
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ...
9 11 11
13 19 21 24 26 26
I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Глава 1 СПЕЦИФИКА ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ
1.1. Четыре аспекта языковых явлений и различия в подходах к ним
с позиций разных наук.................................................................................
1.2. Основные особенности ПЛ подхода к изучению языка
как достояния человека..................................................................
1.3. Роль теории деятельности в формировании ПЛ подхода к анализу
языковых явлений..........................................................................
1.4. Взаимодействие теории и исследовательских процедур
при ПЛ подходе к анализу языковых явлений..................................
1.5. Заключение....................................................................................
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ..........
29 34 37
41 41
Глава 2. ЯЗЫКОВОЙ/РЕЧЕВОЙ МЕХАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ЕГО РАБОТЫ
2.1. Различные трактовки понятия "механизм"................................................... 44
2.2. Фундаментальные механизмы психической деятельности человека...... 45
2.3. Механизмы речевой деятельности..................................................... 47
2.4. Общее понятие языкового/речевого механизма человека
и круг связанных с ним вопросов...........................................
2.5. Основополагающие принципы функционирования
языкового/речевого механизма человека..............................
|
|
2.6. Различные подходы к описанию работы языкового/речевого механизма человека...............................................................
2.7. Заключение..........................................................................
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ.
50 52
58 63 63
Глава 3 ВВИДЫ ЗНАНИЙ И НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
3.1. Различные основания для классификации знаний...................................... 66
3.2. Декларативные и процедурные знания при овладении
и пользовании языком..................................................................... 71
3.3. Некоторые особенности процессов функционирования знаний
при овладении и пользовании языком.............................................. 74
3.4. Врожденное и прижизненно приобретаемое в языковом/речевом
механизме человека........................................................................ 79
3.5. Возможности перехода "выученного" знания в "освоенное" знание...... 82
3.6. Интериоризация и экстериоризация знаний........................................ 87
3.7. Разграничение ряда смежных понятий................................................ 90
3.8. Заключение..................................................................................... 95
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ........... 95