I. Общие вопросы теории

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛИНГВИСТИКУ

Рекомендовано

Министерством образования

Российской Федерации

в качестве учебника

для студентов

высших учебных заведений,

обучающихся

по филологическим

специальностям

ББК81-923 322

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор А.И. Новиков

доктор филологических наук, профессор Ю.А. Сорокин

Учебная литература

по гуманитарным

и социальным дисциплинам

для высшей школы

и средних специальных

учебных заведений

готовится и издается

при содействии

Института

«Открытое общество»

(Фонд Сороса)

в рамках программы

«Высшее образование»

Редакционный совет:

В.И. Бахмин

Я.М. Бергер

Е.Ю. Гениева

Г.Г. Дилигенский

В.Д. Шадриков

Научная библиотека МГУ

ISBN 5-7281-0282-4

©Залевская A.A., 1999 © Российский государственный гуманитарный университет, 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.... ВВЕДЕНИЕ

0.1. Причины возникновения ПЛ и ее "отраслевая принадлежность"......

0.2. Разные подходы к периодизации развития ПЛ и классификации

ее ведущих научных направлений............................................

0.3. Зависимость динамики ПЛ от разных факторов..........................

0.4. Динамика проблематики ПЛ в контексте развития мировой науки

0.5. Актуальные проблемы ПЛ в текущий период..............................

0.6. Заключение.............................................................................

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ...

9 11 11

13 19 21 24 26 26

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Глава 1 СПЕЦИФИКА ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ

1.1. Четыре аспекта языковых явлений и различия в подходах к ним

с позиций разных наук.................................................................................

1.2. Основные особенности ПЛ подхода к изучению языка

как достояния человека..................................................................

1.3. Роль теории деятельности в формировании ПЛ подхода к анализу

языковых явлений..........................................................................

1.4. Взаимодействие теории и исследовательских процедур

при ПЛ подходе к анализу языковых явлений..................................

1.5. Заключение....................................................................................

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ..........

29 34 37

41 41

Глава 2. ЯЗЫКОВОЙ/РЕЧЕВОЙ МЕХАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ЕГО РАБОТЫ

2.1. Различные трактовки понятия "механизм"................................................... 44

2.2. Фундаментальные механизмы психической деятельности человека...... 45

2.3. Механизмы речевой деятельности..................................................... 47

2.4. Общее понятие языкового/речевого механизма человека

и круг связанных с ним вопросов...........................................

2.5. Основополагающие принципы функционирования

языкового/речевого механизма человека..............................

2.6. Различные подходы к описанию работы языкового/речевого механизма человека...............................................................

2.7. Заключение..........................................................................

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ.

50 52

58 63 63

Глава 3 ВВИДЫ ЗНАНИЙ И НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

3.1. Различные основания для классификации знаний...................................... 66

3.2. Декларативные и процедурные знания при овладении

и пользовании языком..................................................................... 71

3.3. Некоторые особенности процессов функционирования знаний

при овладении и пользовании языком.............................................. 74

3.4. Врожденное и прижизненно приобретаемое в языковом/речевом

механизме человека........................................................................ 79

3.5. Возможности перехода "выученного" знания в "освоенное" знание...... 82

3.6. Интериоризация и экстериоризация знаний........................................ 87

3.7. Разграничение ряда смежных понятий................................................ 90

3.8. Заключение..................................................................................... 95

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ........... 95


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: