Особенности связных высказываний у детей с нарушениями интеллекта

Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности.

«Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания» (Рубинштейн С.Л Основы общей психологии). Связная речь проявляется в разных формах: в рассказах об увиденном и пережитом, в описаниях предметов, явлений и процессов, в пересказах прочитанного и т.д. В норме связная речь характеризуется развернутостью, программированностью каждого высказывания и текста в целом, произвольностью, логичностью, непрерывностью. Таким образом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, что возможно лишь при достаточно высоком умственном и речевом развитии. Для правильного построения связного высказывания характерны ясность темы для самого говорящего, умение говорящего сделать вывод или выразить свое отношение к изложенному, четкость и последовательность изложения хода событий и мыслей, логичность и связанность всех частей изложения, оформление речи по грамматическим законам языка.

У детей, страдающих умеренной умственной отсталостью, отмечаются значительные нарушения связной речи, обусловленные, с одной стороны, недоразвитием целого ряда операций порождения речевых высказываний, а с другой стороны – целым комплексом причин, наиболее важными из которых являются недостаточная сформированность диалога, препятствующая развитию связного устного изложения мыслей, слабость и быстрая истощаемость речевой активности, непонимание необходимости последовательно и достаточно полно описывать события и неумение ориентироваться при этом на собеседника.

Умственно отсталые дети долго задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи, переход же к самостоятельным качественным высказываниям осуществляется поздно и с большим трудом. Это происходит потому, что в процессе порождения связных высказываний умственно отсталые дети нуждаются в постоянной стимуляции со стороны и систематической помощи в виде наводящих вопросов или подсказок.

Именно в связных высказываниях детей с умеренной умственной отсталостью наиболее ярко проявляются все нарушения лексико-грамматического строя устной речи.

Довольно часто дети, верно отвечая на вопросы по содержанию, не могут расположить выделенные смысловые элементы в определенной последовательности, то есть создать программу связного текста, что выражается в пропуске смысловых частей и их взаимозамене.

В рассказах, составляемых детьми с умеренной умственной отсталостью, нарушенными оказываются логическая последовательность и связь между частями. Тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого и характеризующихся краткостью и сжатостью.

Наибольшие трудности вызывает рассказ по серии сюжетных картинок. Эти трудности выражаются в несоответствии изображенной ситуации, пропусках и перестановках смысловых звеньев, нарушениях смысловой целостности, в невозможности раскрыть причинно-следственные и временные связи, в пропусках деталей ситуации, добавлениях несуществующих деталей, а также в нарушениях языкового оформления рассказов, связанности и развернутости.

Таки образом, нарушения связной речи у умственно отсталых детей обусловлены многими факторами: недостаточным анализом ситуации, трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных компонентов, нарушением смыслового программирования содержания связного текста, недоразвитием способности удерживать программу, неумением развертывать смысловую программу в виде серий предложений, связанных между собой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: