Роль образных связей во взаимоотношении речевого и перцептивного опыта

X. Велтен связывает развитие всей лингвистической системы ребенка с развитием числа дифференциальных признаков предметов [Velten 1943]. Можно думать, что развитие знаний о предметном мире оказывает вначале большое влияние на формирование называ­ния, а затем его роль постепенно уменьшается. Прямой перенос зна­ний предметного мира на речевую практику свойствен только доста­точно ранним этапам развития ребенка. Большая же часть лингвис­тической системы ребенка формируется тогда, когда у ребенка в запасе большой опыт предметных действий н он в состоянии перей­ти к достаточно сложным игровым действиям | Гинзбург и др. 1971].

Однако нет сомнения в том, что речевой опыт связан и с пер­цептивным. В опытах Г. JI. Розенгарт показано, что дети при разви­той номинации легко удерживают образ предмета и выбирают его из ряда других [Розенгард-Пупко 1948]. По-видимому, такое удержание возможно постольку, поскольку есть объединение в сознании образа слова и предмета. На примере этих опытов еще раз видно, как взаи­мосвязаны предметные действия, образ предмета и образ слова. Ре­бенок раннего возраста судит о действии по продукту. При этом продукт действия и само действие сливаются в сознании ребенка в единый моторно-перцептивный образ. Предметные действия спо­собствуют, как писал еще И. М. Сеченов, переведению отраженной действительности в форму образов. Образы, сформированные в ре­зультате предметных действий, помогают в свою очередь развитию словесного наименования предметов.

О том, что удаление слова от предмета сопровождается разви­тием представлений о действиях, может свидетельствовать пример, приводимый М. Люисом. На вопрос: «Где мячик?» ребенок в разном возрасте реагировал по-разному. В 0.9.14 прижимался к мячу, в 0.10.29 - глядел на мяч, но не касался его, в 1.1.05 - полз к мячу, если находился от него далеко. Действие, которое вызывалось рань­ше самим предметом, теперь вызывается только названием этого предмета [Lewis 1951: 150].

Можно выделить такую цепь в развитии речевой деятельности и предметной деятельности: предметные действия - представление - наименование.

Отсюда видно, что представление (образ) стоит между дейст­виями и названиями предметов и способствует развитию номинации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: