X. Велтен связывает развитие всей лингвистической системы ребенка с развитием числа дифференциальных признаков предметов [Velten 1943]. Можно думать, что развитие знаний о предметном мире оказывает вначале большое влияние на формирование называния, а затем его роль постепенно уменьшается. Прямой перенос знаний предметного мира на речевую практику свойствен только достаточно ранним этапам развития ребенка. Большая же часть лингвистической системы ребенка формируется тогда, когда у ребенка в запасе большой опыт предметных действий н он в состоянии перейти к достаточно сложным игровым действиям | Гинзбург и др. 1971].
Однако нет сомнения в том, что речевой опыт связан и с перцептивным. В опытах Г. JI. Розенгарт показано, что дети при развитой номинации легко удерживают образ предмета и выбирают его из ряда других [Розенгард-Пупко 1948]. По-видимому, такое удержание возможно постольку, поскольку есть объединение в сознании образа слова и предмета. На примере этих опытов еще раз видно, как взаимосвязаны предметные действия, образ предмета и образ слова. Ребенок раннего возраста судит о действии по продукту. При этом продукт действия и само действие сливаются в сознании ребенка в единый моторно-перцептивный образ. Предметные действия способствуют, как писал еще И. М. Сеченов, переведению отраженной действительности в форму образов. Образы, сформированные в результате предметных действий, помогают в свою очередь развитию словесного наименования предметов.
|
|
О том, что удаление слова от предмета сопровождается развитием представлений о действиях, может свидетельствовать пример, приводимый М. Люисом. На вопрос: «Где мячик?» ребенок в разном возрасте реагировал по-разному. В 0.9.14 прижимался к мячу, в 0.10.29 - глядел на мяч, но не касался его, в 1.1.05 - полз к мячу, если находился от него далеко. Действие, которое вызывалось раньше самим предметом, теперь вызывается только названием этого предмета [Lewis 1951: 150].
Можно выделить такую цепь в развитии речевой деятельности и предметной деятельности: предметные действия - представление - наименование.
Отсюда видно, что представление (образ) стоит между действиями и названиями предметов и способствует развитию номинации.