Коррекция

1. Феноменология нарушения: не узнает изображения.

Возможные причины: нарушение зрительного восприятия.

Рекомендации. Развитие зрительного восприятия начинается с произвольной фиксации взгляда и слежения. Для ребенка со слабым зрением или сниженной активностью с этой целью можно использовать разноцветные фонарики или лампочки, слежение за движением предмета. Одним из существенных моментов в развитии дифференцированного восприятия является обучение вычленению в предметах их существенных признаков: цвета, формы, размера и т. д., благодаря чему у ребенка формируется целостное представление о предмете, а также овладение рядом мыслительных операций: сличением, подбором по размеру, сравнением по форме, цвету, классификации.

Упражнения. Подбор предметов по цвету. Перед ребенком лежат ку-бики (или шарики, палочки, карандаши, полоски цветной бумаги, ленточ-ки разных цветов). Ребенка просят: «У меня в руке красный кубик. Найди и дай мне красный кубик». Следует помнить, что начинать обучение дифференцированному восприятию следует с одного цвета, например, красного, затем двух цветов – красного и синего, потом добавить третий цвет, например, желтый, сочетая сначала синий и желтый, затем красный и желтый, а потом можно переходить сразу к трем цветам – красному, синему, желтому. Аналогично добавляют следующие цвета.

Формирование дифференцированного восприятия и понятий «боль-шой-маленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низ-кий». Для того чтобы сформировать, например, понятия «большой-ма-ленький» можно воспользоваться бытовыми предметами, матрешками, кружкáми от пирамидки. Сначала ребенку предлагают различить два предмета с выраженными отличиями – самая большая матрешка и самая маленькая. Постепенно разницу в размерах следует уменьшать.

Подбор предметов по форме (круги, квадраты, треугольники и др.). Все эти фигурки можно вырезать самостоятельно из плотной бумаги.

Игры. Лото (карточки с изображением по горизонтали геометрических фигур, по вертикали – цветов. Задача ребенка – разложить разноцветные геометрические фигурки по карточкам лото).

Мозаика.

Игры можно придумывать самим, например, из цветной бумаги выре-зают квадраты изучаемых цветов и выполняют с ними следующие зада-ния: разложить картинки с изображением предметов на две-три группы, например: огурец, горох, зеленое яблоко; морковь, апельсин, помидор. Ребенок должен разложить по цвету.

Игры «Отыщи различия», «Что здесь лишнее?». Это, как правило, два рисунка с некоторыми различиями в деталях.

2. Феноменология нарушения: не может называть изображения, забывает названия предметов.

Возможные причины: амнестическая афазия.

Рекомендации. Дефект вызван нарушением связи между зритель-ным восприятием объектов и запоминанием (припоминанием) названия этого объекта. Упражнения и занятия должны быть направлены на развитие (или восстановления) этой связи. Это могут быть игры или упражнения, направленные на развитие памяти: игры на узнавание объектов с заучиванием их названий.

Упражнения. Перед игрой или упражнением ребенку демонстрируют предметы и называют их. Затем просят ребенка подобрать предметы по названию, например: «Выбери только треугольники (круги, любые другие классы: птицы, цветы, машины и пр.)». Ребенок должен брать предмет в руки и называть его вслух. Если с первого раза не все получается у ребенка, не огорчайтесь, продолжайте занятия. Если ребенку удалось запомнить хотя бы один объект, постарайтесь проверить на следующий день, помнит ли об этом ребенок. Повторите игру или занятия еще раз. Подходящей игрой яв-ляется любое предметное лото.

Игры. Лото.

3. Феноменология нарушения: не называет и не указывает объектов, расположенных слева, игнорирует левую сторону.

Возможные причины: односторонняя пространственная агнозия.

Рекомендации. При поражении моторного аппарата левого глаза может наблюдаться своеобразное нарушение – односторонняя пространственная агнозия. В этих случаях ребенок привычно игнорирует левое поле зрения: он не достраивает части фигуры слева, рисует и пишет только на правой стороне листа, при рассматривании картинки видит только изображение справа, то же самое происходит и при чтении. В ходе обучения грамоте у ребенка могут возникать существенные затруднения, особенно при чтении.

С таким ребенком необходимо как можно раньше начинать специаль-ные упражнения по развитию движений глазных яблок и укреплению мышц глаза. Для этого используют звучащие игрушки, располагая их в направлении наиболее дефектного движения, всячески стимулируя развитие этого движения. Необходимо проводить серии упражнений в прослеживании игрушки во всех направлениях, добиваясь плавности и возможности переключения с одного движения на другое. Подобного рода нарушения могут наблюдаться у детей с дефектами зрения.

Упражнения. Целью упражнений и игр должно стать расширение поля зрения. Для этого, постепенно перемещая предмет, определяют границу поля зрения, т. е. зону, когда предмет еще воспринимается ребенком. Располагая предмет на границе поля зрения, предлагают ребенку ощупать его, опознать и постепенно перемещают его в зону с отсутствием восприятия. Затем ребенка просят ощупать предмет, вспомнить его название, описать, как он выглядит. Снова следует предмет переместить на границу восприятия, т. е. туда, где ребенок видит предмет. Упражнение необходимо повторять, замечая, происходит ли расширение поля зрения возле границы видимости. Подобные упражнения способны расширить поле видимости у ребенка при условии множественных повторений.

4. Феноменология нарушения: называет предметы в обратной по-следовательности, справа налево.

Возможные причины: зеркальность восприятия.

Рекомендации. Важным на занятиях с детьми является правильная ориентировка в пространстве. Требуется выработать у ребенка устойчивое представление о понятиях «слева», «справа», «вверху», «внизу», «сзади», «спереди», «сбоку», «между», необходимо развитие устойчивой ориентировки в схеме тела (правая рука, левая нога и пр.). С этой целью полезно проводить специальные физкультурные упражнения, на которых учат ребенка различать правую и левую сторону, верх, низ.

Упражнения. Упражнения по ориентации в пространстве. Вначале взрослый выполняет упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: «мяч вправо, влево, вверх». Ребенок, следя за взрослым, копирует движения перед зеркалом молча, затем копирует движения и проговаривает их. И, наконец, ребенок выполняет упражнения один по словесной инструкции.

На полу рисуют линии мелком справа налево, спереди назад. Ребенок передвигается в указанных направлениях по команде взрослого. Затем в той же последовательности эти линии рисуют на доске, и ребенок пальцем, затем мелком ведет по этим линиям и проговаривает направление движения.

Игры. Игра «Зеркальные спички». Тот, кто начинает игру, произвольно кладет спичку относительно невидимой линии, разделяющей стол. Второй игрок кладет свою спичку относительно той же невидимой линии, но с условием, что его спичка – всегда «отражение» спичек первого игрока.

Игра «Угадай букву». Взрослый рисует буквы неправильно, в зеркальном отображении, а ребенок должен написать ее так, как нужно. Буквы можно рисовать не только на бумаге, но и на снегу, на запотевшем стекле.

5. Феноменология нарушения: не может воспринять всю изображенную ситуацию, упускает фрагменты, элементы, не может соединить в целое.

Возможные причины: фрагментарность восприятия.

Рекомендации. Детей с подобным нарушением восприятия нужно учить различать объемное пространство и его изображение на плоскости (например, изображение комнаты на рисунке), т. е. на листе бумаги, на доске, и уметь соотносить их. Одним из важных направлений в работе по развитию зрительного восприятия является создание целостного образа предмета. Для этого необходимы игры и упражнения, направленные на формирование подражания действию с предметом, описание свойств предмета (форма, цвет, размер). Ребенок должен научиться выделять отдельные предметы и узнавать их в реальности, затем те же предметы научиться узнавать в изображениях на картинках, следить за перемещением предметов. Ребенку необходимо продемонстрировать действия с предметами, затем он сам должен произвести эти действия, если это возможно (например, девочка пьет из чашки) или проговорить их (дети пошли гулять). Фор-мированию целостного восприятия способствует складывание фигур из частей, например, плоскостных домиков, кубиков по картинке-образцу, сборно-разборных игрушек (машины, самолеты и пр.).

Упражнения. Лепка, аппликация, рисование.

Игры. Разрезные картинки, кубики.

6. Феноменология нарушения: дает импульсивные оценки, называет объект по отдельной детали, не стремится к коррекции указанных ошибок.

Возможные причины: инактивность восприятия.

Рекомендации. Развитие восприятия тесно связано с уровнем активности ребенка. Побуждая ребенка к действию, вы способствуете развитию зрительного восприятия. Необходимо не только знакомить ребенка с предметом, важно продемонстрировать ему этот предмет, показать, что с ним можно делать, описать основные свойства предмета (размер, форма, цвет), затем следует попросить ребенка повторить это описание свойств предмета, произвести действия с предметом. Чтобы научить ребенка выделять новое качество в окружающих предметах, необходимо обращать внимание на выбор способа обследования. Так, для определения прозрачности предмета нужно посмотреть через него, а чтобы определить мягкость и пушистость – погладить рукой и т. д.

Игры. Суть игр состоит в следующем: на первом этапе по различным признакам ребенок должен угадать объект, на втором этапе – описать различные признаки объекта. Например: «Круглый, похлопаешь ладошкой – скачет. Что это?» (мячик). Ребенок должен угадать и выбрать мячик из трех-четырех предметов; на следующем этапе ребенок может попробовать самостоятельно придумать загадки.

Игра «Что голубого цвета?». Назвать предметы указанного цвета.

Игра «Чем они похожи?». Определить общий признак для разных предметов.

7. Феноменология нарушения: не может определить пол и возраст персонажей на картинке.

Возможные причины: нарушение лицевого гнозиса.

Упражнения. Ребенка сажают перед зеркалом и говорят: «Посмотри и потрогай глаза, нос, лоб..». Затем выполнение этих действий переносится на взрослого: «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, рот, ушки». Затем ребенок закрывает глаза и повторяет все эти упражнения. При выполнении упражнений ребенок должен назвать ту часть лица, до которой дотрагивается он сам или взрослый, или, наоборот, взрослый называет часть лица, а ребенок должен до нее дотронуться. Эти упражнения следует повторить на кукле, мишке и других игрушках. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит пальцем контур лица, глаз, носа, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, на картинке. Постепенно он обучается рисованию изображения на доске, на бумаге, при этом обязательно следует просить его назвать то, что он рисует. Необходимо назвать ребенку его пол, основные отличительные признаки в одежде, прическе и поведении мальчика и девочки, мамы и папы, бабушки и дедушки.

Игры. Игра «Кто старше?». Для игры необходимы картинки с изобра-жением дедушки (бабушки), мамы (папы), юноши (девушки), подростка, младшего школьника, малышей 2–3 лет, младенца. Ребенка просят рас-положить картинки по возрасту, при этом побуждают сделать пояснения к своим действиям.

8. Феноменология нарушения: не понимает смысла картины (при отсутствии гностических расстройств).

Возможные причины: нарушение мышления.

Рекомендации. Большое значение для развития мышления и речи имеют рассказы по сюжетной картинке и по серии последовательных картинок, а также упражнения на простейшие умозаключения, понимание последовательности событий и действий.

Упражнения. «Если пройдет дождик, то земля будет мокрая, появятся лужи. Если на улице лужи и листья на деревьях мокрые, то, значит, был дождик. Если на дворе снег, а в доме – наряженная елка, то скоро Новый год. Скоро Новый год, будем наряжать елку». И прочее.

Игры. Любые игры, требующие словесного описания действий, или, наоборот, отгадывания действий по описаниям. Например: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Дети должны отгадать по действиям, какое событие демонстрируется.

Игра «Времена года». Перед ребенком располагают картинки с изоб-ражением времен года. Сначала взрослый описывает содержание картинки и называет время года, которому она соответствует. Затем с помощью наводящих вопросов добивается от ребенка описания сюжета картинки, просит его назвать время года, которому она соответствует. На втором этапе ребенок должен усвоить последовательность времен года.

На следующем этапе – сколько месяцев в году, их последовательность, к какому времени года какой месяц принадлежит.

Игра «Последовательные картинки». На картинках последовательно изображены события. Ребенок должен расположить их по ходу событий и объяснить, почему он их так расположил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: