Становление и развитие

Франкл начал свою профессиональную карьеру в психиатрии с психоаналитической ориентации, будучи учеником Фрейда. Вместе с тем он испытал влияние работ экзистенциальных философов, включая Хайдеггера, Шелера и Ясперса, и стал развивать собственную экзистенциальную философию, а также экзистенциальную психотерапию. В 1938 г. он впервые употребил термины экзистенциальный анализ и логотерапия в своих сочинениях. Чтобы избежать путаницы с экзистенциальным анализом Бинсвангера, Франкл остановился на термине логотерапия. Название "экзистенциальный анализ" также продолжает использоваться, указывая на иной аспект теории и метода Франкла, чем логотерапия.

Твиди (Tweedie, 1961), пытаясь обобщить подход Франкла, отмечал, что "эти термины практически синонимичны и относятся к двум аспектам одной теории. Если экзистенциальный анализ больше характеризует антропологическое направление, в котором развивается теория, то логотерапия описывает собственно терапевтическую теорию и метод" (р. 27). Франкл утверждал, что "логотерапия развивается из духовного, в то время как экзистенциальный анализ движется к духовному" (р. 30). Позднее он писал, что "логотерапия... нацелена на осознание бессознательных духовных факторов личности пациента, в то время как экзистенциальный анализ имеет задачей помочь пациенту осознать свою ответственность", и цитировал собственное высказывание: "По определению, экзистенциальный анализ нацелен на "осознание своей ответственности"" (р. 129). Затем он приводит еще одну собственную цитату: "Отдельно от этого стоит задача логотерапевтического вмешательства для стимуляции конкретных осмысленных возможностей; это, в свою очередь, предполагает анализ конкретного человеческого существования (дазайн), личного существования данного пациента, иначе говоря, экзистенциальный анализ" (р. 129). Представляется, что экзистенциальный анализ относится к анализу существования индивида, в то время как логотерапия обозначает собственно вмешательство. Название логотерапия употребляется гораздо чаще, причем под ним подразумеваются оба аспекта, что мы и будем делать в данной главе.

Эта философия и терапия, разработанная в процессе клинической практики и преподавательской деятельности, была проверена и укрепилась в скитаниях Франкла по концентрационным лагерям. Он увидел истину, о которой часто говорят поэты и писатели, что любовь есть наивысшая цель людей и что "спасение человека происходит через любовь и в любви" (Frankl, 1985a, р. 57). Он убедился в том, что это единственная цель существования.

Франкл описал свои переживания в книге, опубликованной в 1946 г. на немецком языке и в 1959 г. на английском языке под названием "От лагеря смерти к экзистенциализму" (From Death Camp to Existentionalism). Пересмотренное издание с добавлением раздела "Основные концепции логотерапии" (Basic Concepts of Logotherapy) называется "Поиск человеком смысла" (Man's Search for Meaning, 1963b). Пересмотренное издание в мягком переплете вышло в 1968 г., следующее в 1985 г. Эта небольшая книга послужила одним из основных источников для данной главы. Другим источником является "Врач и душа" (The Doctor and the Soul), перевод Arztliche Seelsorge (1946a). Второе расширенное издание с изменениями и дополнениями в виде одной главы вышло в свет в 1965 г. Третье издание было опубликовано в 1986 г. Эта книга свела воедино материалы, опубликованные на немецком языке до 1946 г., некоторые из них вышли еще в 1930-х гг. Из других книг Франкла можно упомянуть такие как "Психотерапия и экзистенциализм" (Psychotherapy and Existentionalism, 1967, 1985b), "Воля к смыслу" (The Will to Meaning, 1981), "Бессознательный бог" (The Unconscious God, 1985c), а также "Неслышная мольба о смысле: психотерапия и гуманизм" (The Unheard Cry for Meaning: Psychotherapy and Humanism, 1985d).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: