Утверждаю

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История изобразительного искусства»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

профилизации «Искусствоведение»

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «История изобразительного искусства ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 17 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Авторы: cт. преподаватель К. С. Костерина
     
     
     
     
     
Рецензент: канд. соц. наук, доцент Н. А. Фатеева

Одобрена на заседании кафедры теории и истории искусств и художественного мастерства. Протокол от __________ № ___

Заведующая кафедрой теории и истории искусств и художественного мастерства   А. Б. Костерина

Рекомендована к печати методической комиссией Института Искусств. Протокол от __________№___

Председатель методической комиссии ИнИс   В. П. Фалько
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИнИс   А. Б. Костерина

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© К. С. Костерина 2011

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины «История изобразительного искусств», соотнесенной с общими целями ООП ВПО, является содействие становлению специальной профессиональной компетентности бакалавра художественного образования на основе формирования базового искусствоведческого понятийного аппарата и знаний об основных этапах формирования изобразительного искусства.

Задачи дисциплины:

- формирование представления о роли изобразительного искусства в современном пространстве; об основных тенденциях и этапах развития изобразительного искусства разных времен и народов; об особенностях художественных стилей и направлений изобразительного искусства; представления об эстетических и функциональных возможностях искусств;

- совершенствование умения теоретического анализа произведения изобразительного искусства в контексте различных эпох;

- развитие представлений об искусстве как эстетическом целом;

- систематизация теоретико-художественных и историко-художественных знаний;

- формирование представлений о методологических подходах к изучению мирового изобразительного искусства; о системе произведений изобразительного искусства как саморазвивающейся системе;

- развитие владение навыками критического анализа художественных произведений средствами исследования и анализа объектов и памятников изобразительного искусства, работой со специальной научной литературой и электронными источниками информации, умением подготовить письменные работы и устные выступления для мероприятий разного характера (беседа, лекция, тематическая экскурсия).

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «История изобразительного искусства» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3) данной профилизации. Она дает возможность расширения и углубления профессиональных знаний и навыков для успешной профессиональной деятельности и для продолжения обучения в магистратуре.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «История»:

Знания: Основных художественных стилей и культурной ситуации предшествующих эпох.

Умения: классифицировать стили и находить формообразующие компоненты.

Владения: Анализом основных стилистистических компонентов изобразительных произведений, терминологическим аппаратом.

2.2. И з курса «Мировая художественная культура»:

Знания: • владеть знаниями о художественных традициях, приемах, идейном содержании, формируемой картине мира в произведениях искусства Древнего Востока, Индии, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, стран ислама, эпохи античности, раннего христианства.

Умения: ориентироваться историческом и художественном процессе; его хронологические рамки и периодизация.

Владения: Основной терминологией данной дисциплины и понятийным аппаратом.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· «История материальной культуры»;

· «История и теория дизайна»;

· «Музеи мира»;

· «История искусства Средневековья и эпохи Возрождения»;

· «История искусства Нового и Новейшего времени»;

· «История русского искусства»

· «Введение в профессиональную деятельность».

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель преподавания дисциплины – позволить приобрести бакалавру, обучающемуся по профилю подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» такие компетенции в области всеобщей истории искусства, которые он мог бы успешно реализовать в своей профессиональной и социальной деятельности. В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:

общекультурные компетенции:

а) осознание культурных ценностей, понимание роли культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);

б) готовность к самопознанию, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);

в) готовность к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8);

г) готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессионально-педагогической деятельности (ОК-17);

д) владение культурой мышления, знать его общие законы, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18);

е) готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др. (ОК-21);

ж) владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование) (ОК-28);

профессиональные компетенции:

а) готовность к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих (специалистов) (ПК-12);

б) готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);

в) готовность к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня (ПК-34).

В результате освоения данной дисциплины обучающийся должен приобрести профессионально-специализированные компетенции:

знать:

· виды и жанры изобразительного искусства их исторический и культурный контекст;

· основные стилистические особенности, и историко-аналитические предпосылки возникновения изобразительного искусства конкретного периода; уметь:

· анализировать взаимодействие стилей друг на друга;

· формулировать течения и их характерные особенности в традициях той или иной культурной среды;

владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· знания культурных традиций различных эпох;

· стилистическими направлениями, и соотносить различные жанры изобразительного искусства с контекстными задачами современной культуры.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Таблица 2
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения  
Очная Час (зет) Заочная с полным сроком Час (зет) ЗССО Час (зет)  
1. Виды и объем учебной работы, в ч  
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 216(6) 216(6) 216(6)  
1.2. Аудиторные занятия        
1.2.1. Лекции        
1.2.2. Практические занятия        
1.2.3. Лабораторные работы - -    
1.3. Самостоятельная работа        
1.3.1. Курсовой проект (работа)        
1.3.2. Контрольная работа -      
1.3.3Переатестовано        
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы КСР        
2. График изучения дисциплины  
2.1. Курс   1,2 1,2  
2.2. Семестр 1,2 1,2,3 1,2  
2.3. Экзамен (семестр) -   -  
2.4. Зачет (семестр) 1,2   1,2  
2.5. Курсовой проект (семестр)   - -  
2.6. Контрольная работа (семестр) -   1,2  

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Введение. Искусство как феномен культуры. Основные концепции происхождения искусства. Искусство первобытного общества. Взаимосвязь искусства и культовых форм. Первобытная мифология. Памятники первобытного искусства. Искусство Месопотамии, своеобразия, периодизация, духовные предпосылки. Особенности изобразительного искусства. Искусство Древнего Египта. Роль религии и система канонов. Древнее царство, среднее царство, новое царство. Роль искусства древнего Египта в МХК.   1,2,3       Еженед. Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 3.
2. Искусство эпохи Античности. Эгейская культура. Древняя Греция. Архаический период – ордерная система. Искусство классического периода (ансамбли). Римская империя, распространение христианства. Искусство Византии, раннехристианское искусство, концепция храма. Изобразительные и цветовые каноны, иконография.   4,5,6       Еженед. Собесед. – 4; Участие врейтинг-контроль,-5 практ. занятии – 6.
Продолжение таблицы 2
3. Искусство Западной Европы в эпоху Средневековья. Романский период: миниатюра, витраж. Готика: каркасная система собора и витраж. Искусство Древней Руси. Звериный стиль. Образование Киевского государства – принятия христианства. Монументальная живопись и иконопись. Искусство Москвы 14-15вв.. Ансамбль Московского Кремля. Ф.Грек, А.Рублев, Дионисий.   7,8,9       Еженед. Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8. Рейтинг-контроль-9.
4. Культурный феномен эпохи Возрождения. Гуманизм и его взаимодействие с наукой, религией, искусством: Донателло, Гиберти, Мазаччо, Боттичелли. Высокое Возрождение: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. Позднее Возрождение: маньеризм – Веронезо, Тинторетто. Северное Возрождение: Ян Ван Эйк, Босх, Брейгель, Дюрер и т.д. Искусство Западной Европы 17 в.. Барокко. Классицизм. Рождение жанровой живописи.   10,11,12       Еженед. Собесед. – 10; Участие в практ. занятии – 11, рейтинг-контроль-12.
5. Искусство Западной Европы 18 в. Роль просвещения в светском искусстве. Творчество: Леду, Гудона, Гейнсборо и т.д. Русское искусство 18в. Образование российской империи – Санкт-Петербург. Открытие Академии Художеств. Дворцовые ансамбли. Творчество Растрелли. Русский класицизм.   13,14,15       Еженед. Собесед. -13,14, Участие в практ. занятии – 15. Подготовка к зачету - 10
  Итого на 1 семестр              
6. Искусство Западной Европы 19в. Классицизм и Академизм (Давид). Романтизм –Жерико. Утверждение Реализма. Импрессионисты и Постимпрессионисты. Символизм и Модерн на рубеже веков. Всемирные выставки. Русское искусство 19в. Отечественная война 1812г и общественный подъём. Движение декабристов. Стиль Ампир. Синтез искусств. Формирование Эклектики и Историзма. Модерн. «Мир искусств», и различные художественные объединения.   1,2,3       Еженед. Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 2, рейтинг-контроль-3.
7. Искусство 20в. России. Авангардные течения. Творчество: Кандинского, Малевича, Шагала и т.д.   4,5,6       Еженед. Собесед. – 4; Участие в практ. занятии – 5. Рейтинг-контроль-6.
8. Модернизм и Постмодернизм. Фовизм (Матисс). Кубизм (Пикассо). Сюрреализм: Дали, Миро, Магритт и т.д. Баухаус – рождение функционализма.   7,8,9,10         Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8,9. Рейтинг-контроль-10.
9. Сталинский Ампир. Советское агитационное искусство. Современные течения в изобразительном искусстве.   11,12,13,14         Собесед. – 11; Участие в практ. занятии – 12,13. Рейтинг-контроль-14.
10. Мировое изобразительное искусство конца 20, начала 21 века в контексте постмодернистической парадигмы.   15,16,17,18,19,20         Собесед. – 15; Участие в практ. занятии – 16,17,18,19. Подготовка к зачету 20.
Итого за 2 семестр         Зачет
 

Окончание таблицы 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
11. Подготовка к экзамену/зач              
Итого за 2 семестр         Экзамен, курсовая работа
 
Всего за курс          
   
                         

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Такими формами являются организация компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций, в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

формирование регламентированных ФГОС компетенций осуществляется и при информационно - рецептивном или репродуктивном методе обучения и при более продуктивным методе проблемного изложения, как и применение рейтинговой системы аттестации студентов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

1) Основные концепции происхождения искусства.

2) Роль и место искусства в эпоху первобытного общества.

3) Своеобразие и развитие искусство Древнего Востока.

4) Сложение заупокойного культа в период Древнего Царства.

5) Эгейское искусство.

6) Иконографический канон византийского искусства.

7) Роль религии в романском искусстве.

8) Ансамбль Московского Кремля.

9) Мазаччо – основоположник реализма в живописи.

10) Барокко и классицизм – художественные особенности.

11) Становление светского искусства в России 18в.

12) Эжен Делакруа.

13) «Бубновый валет».

14) Авангард 1890-1910 гг.

15) Советское искусство, и его художественная концепция.

16) Основные направления в современном искусстве.

6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

1) Специфика жанров искусства: театра, литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры. Типология жанров, и их эволюция.

2) Сюжетика и семантика образов первобытного искусства.

3) Искусство Шумера.

4) Эволюция форм гробниц.

5) Ансамбль Афинского Акрополя.

6) Собор св. Софии Константинопольской.

7) Готический собор.

8) Творчество Симеона Ушакова.

9) Утверждение принципов гуманизма в эпоху Возрождения.

10) Диего Веласкес.

11) Портрет в живописи России 18в.

12) Импрессионизм и его основоположники.

13) Творчество Серова В.А.

14) Развитие театрального искусства конца 19 начало 20 в.

6.3. Темы курсовых работ

1) Искусство как феномен культуры.

2) Значения и функции первобытного искусства.

3) Искусство городов-государств: Ур, Урук, Лагаш.

4) Круглая скульптура, рельефы и росписи Древнего Египта.

5) Искусство Римской империи.

6) Сложение и развитие крестово-купольного храма.

7) Архитектурные памятники Киева и Новгорода.

8) Рождение жанровой живописи в эпоху Возрождения.

9) Стиль рококо в европейском искусстве.

10) Творчество Рокотова.Ф.С.

11) Товарищество передвижных художественных выставок.

12) Стиль Модерн.

13) Творчество Ле Корбузье.

6.4. Вопросы для подготовки к экзамену /зачету/

1. Искусство как феномен культуры.

2. Основные концепции происхождения искусства.

3. Искусство первобытного общества. Взаимосвязь искусства и культовых форм.

4. Первобытная мифология. Памятники первобытного искусства.

5. Искусство Месопотамии, своеобразия, периодизация, духовные предпосылки.

6. Особенности изобразительного искусства. Искусство Древнего Египта.

7. Роль религии и система канонов. Древнее царство, среднее царство, новое царство.

8. Роль искусства древнего Египта в мировой художественной культуре.

9. Искусство эпохи Античности. Эгейская культура.

10. Древняя Греция. Архаический период – ордерная система.

11. Римская империя, распространение христианства.

12. Искусство Византии, раннехристианское искусство, концепция храма.

13. Изобразительные и цветовые каноны, иконография.

14. Искусство Западной Европы в эпоху Средневековья.

15. Романский период: феодальные замки, города, миниатюра, витраж.

16. Готика: каркасная система собора.

17. Искусство Древней Руси. Звериный стиль.

18. Образование Киевского государства – принятия христианства. Монументальная живопись и иконопись.

19. Искусство Москвы 14-15вв. Ансамбль Московского Кремля.

Ф.Грек, А.Рублев, Дионисий.

20. Культурный феномен эпохи Возрождения.

Гуманизм и его взаимодействие с наукой, религией, искусством.

21.Высокое Возрождение: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.

22.Позднее Возрождение: маньеризм – Веронезо, Тинторетто.

23.Северное Возрождение: Ян Ван Эйк, Босх, Брейгель, Дюрер и т.д.

24.Искусство Западной Европы 17 в. Барокко. Классицизм. Рождение жанровой живописи.

25.Искусство Западной Европы 18 в. Роль просвещения в светском искусстве.

26.Русское искусство 18в. Образование российской империи – Санкт-Петербург. Открытие Академии Художеств.

27.Дворцовые ансамбли. Творчество Растрелли. Русский классицизм.

28.Искусство Западной Европы 19в. Классицизм и Академизм (Давид). Романтизм –Жерико.

29.Утверждение Реализма: Гойя, Домье, Милле Курбе.

30.Импрессионисты и Постимпрессионисты.

31.Русское искусство 19в.

32.Формирование Эклектики и Историзма.

33.Модерн. «Мир искусств», и различные художественные объединения.

34.Искусство ХХ в. в России. Авангардные течения. Творчество Кандинского, Малевича, Шагала.

35.Модернизм и Постмодернизм. Фовизм (Матисс). Кубизм (Пикассо). Сюрреализм: Дали, Миро, Магритт и т.д.

36.Сталинский Ампир. Советское агитационное искусство.

37.Современные течения в изобразительном искусстве.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Алпатов М.В. Древнерусская живопись.- М.: Искусство, 2009. 640с.

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.- М.: Искусство, 2009. 640с.

3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М.: Высш.шк., 2008.460с.

4.Искусство Средних веков и Возрождения. Энциклопедия /Автор-сост. Краснова О.Б.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010.300с.

5. Морозов А.И. Отечественное искусство ХХ века.- М., 2008.600с.

Дополнительная литература

1. Бенеш А. Искусство северного Возрождения. – М.: Искусство, 1973.500с.

2. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М.: Искусство, 1972, 640с.

3. Грабарь И.Э. О Древнерусском искусстве. – М.: Искусство 1966.;450 с.

4. Лазарев В.Н. Византийская живопись. – М.: Искусство 1971. 530с.

5. Сарабьянов Д.В. Истрия русского искусства конца 19начала 20 века. – М.: Искусство, 1993.510с.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе обучения используются слайды, фотоиллюстрации, репродукции, отражающие суть представляемого материала.


 

Рабочая программа дисциплины

«История изобразительного искусства»

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: