Чувствительность ВВ — степень восприимчивости к определенному внешнему импульсу, вызывающему детонацию заряда. Она зависит от свойств ВВ, его состояния (порошкообразное, гранулированное, литое и т. д.), температуры, влажности, степени ограничения заряда и т. д.
Для оценки чувствительности ВВ проводят испытания; на удар, трение, нагревание (в том числе действие открытого пламени), воздействие ударной воздушной волны, передачу детонации на расстояние, на воздействие детонатора.
Чувствительность ВВ к инициированию принято оценивать минимальным зарядом, который необходим для возбуждения детонации. Масса минимального инициирующего заряда для тротила и аммонита 6ЖВ составляет:
Тротил (порошкообразный)..................0,36/0,09*
Тетрил............................ 0,3/0,025
* В числителе приведены значения для гремучей ртути, в знаменателе — для азида свинца.
Чувствительность ВВ к удару определяется на специальных копрах. При испытаниях на навеску ВВ, заключенную между двумя металлическими поверхностями, сбрасывают груз определенной массы (рис. 4.6).
|
|
При испытании инициирующих ВВ используют рычажный копер с грузом массой 0,5—1,8 кг. Для бризантных ВВ применяют вертикальные копры с грузами 5—20 кг и высотой их падения до 3 м. Навеска ВВ принимается 3 г.
В качестве критерия чувствительности принимается процент взрывов из 25, 50 или 100 испытаний при сбрасывании груза 10 кг с высоты 0,25 м.
Этими испытаниями установлено, что наиболее чувствительными к удару являются ВВ, содержащие гексоген, жидкие нитро-эфиры (30—80 % взрывов); обычные, предохранительные аммониты, аммоналы дают 10—30 % взрывов, скальные аммониты № 1 и № 3—30—60 %, гранулиты (измельченные) 0—12 %. Наименьшую чувствительность имеют игданит (0—4 %) и водосодержащие ВВ, которые при этих испытаниях не дают ни одного взрыва.
Иногда определяют максимальную высоту сбрасывания ударника массой 2 кг, при которой не происходит ни одного взрыва, и минимальную высоту, при которой взрыв навески происходит при каждом сбрасывании (табл. 4.1).
Испытания на чувствительность ВВ к трению производятся на маятнике трения или растиранием навески в фарфоровой ступке. Испытание на трение (скользящий удар) производится путем сдвига навески ВВ боковым ударом ролика, прижатого с определенной силой к поверхности ВВ (рис. 4.7).
Чувствительность ВВ к тепловому воздействию определяют по температуре вспышки навески ВВ с точностью до 5 °С. Ниже температуры вспышки ВВ не вспыхивает при ее выдержке в термостате в течение 5 мин (см. табл. 4.1).