Восприятие букв и слов

Восприятие письменной речи осуществляется саккадическими (скачкообразными) движениями глаз, причем смысл осознается во время остановки движения. Даже если слова несут ошибку, но напоминают слова, знакомые реципиенту, они воспринимаются как знакомые. Особенно ясно это проявилось в экспериментах с тахитоскопом.

(2а) tobxcco воспринимается в тахитоскопе как tobacco;

(2б) Shakesbeth Macpeare воспринимается как Shakespeare Macbeth.

В том случае, если значение слова конкурирует с его формой, возникает затруднение при чтении. Так, слово black, написанное красным цветом будет восприниматься медленнее, чем написанное привычно (Stroop effect).

Слово, написанное разными по размеру буквами, также будет более трудным для восприятия.

  Слово время оценки слова как понятного
SNAPSHOT 60.4мсек
snapshot 64.8мсек
SnapSHot 74.9мсек

Восприятие слова определяется помимо прочего его непосредственной дистрибуцией и многозначностью: (4а) The python caught the mouse. (4б) John caught the mouse. (4в) John caught the ball.

При понимании многозначного слова несколько его смыслов конкурируют между собой до тех пор, пока слово не получает своего определенного контекстуального значения.

(5) Rumour had it that, for years, the government building had been plagued with problems. The man was not surprised when he found several spiders, roaches, and other bugs in the corner of his room.

Параллельное зрительное предъявление слов, контекстуально соответствующих и несоответствующих значению многозначного слова, показывает, что в момент восприятия многозначного слова оно воспринимается как несущее два смысла и лишь только после восприятия определяющего контекста оно получает нужное значение.

  Тип слова
Условия предъявления Контекстуально соответствующее Контекстуально несоответствующее Несоотносимое
  (bugs) — ant (bugs) — spy (bugs) — sew
Немедленное 708 мсек 715 мсек 746 мсек
Отсроченное 795 мсек 894 мсек 848 мсек

Восприятие слов определяется также их соотнесенностью с другими словами того же семантического пространства.

(6a) A canary can sing. (6б) A canary can fly. (6в) A canary has skin.

Присущая канарейке способность летать (6а) определяется ее принадлежностью к классу птиц. Наличие же кожи связано с ее принадлежностью к классу животных. Однако, семантическое расстояние между пением и полетом, с одной стороны, будет меньше, чем между пением и наличием кожи, с другой. Иными словами, восприятие (6в) будет более трудным в силу того, что слово канарейка в языковом сознании носителя языка ближе к классу птиц, чем к классу животных.

При предъявлении в тахитоскопе слова будут опознаваться как осмысленные быстрее в том случае, если они близки между собой ассоциативно (7а), и медленнее, если они далеки (7б).

(7a) Ассоциативно близкие bread — butter nurse — doctor

(7б) Ассоциативно далекие nurse — butter bread — doctor

При восприятии слова и понимании всего смысла речи важны и его эмоциональность и оценочность. Так, две группы испытуемых, отвечая на один и тот же вопрос о скорости движения машины, по-разному ответили на него в зависимости от того, какой глагол использовался в вопросе: нейтральный или содержащий экспрессию.

(8) " About how fast were the cars going when they hit each other? "

(9) " About how fast were the cars going when they smashed into each other? "

При формулировке вопроса (8) скорость движущихся на экране автомобилей была определена испытуемыми в среднем как 55.7 км/час, а при вопросе, заданном в форме (9), как 65.3 км/час.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: