Восприятие текста гораздо сложнее восприятия одиночного высказывания. При восприятии текста он монтируется в сознании читателя из последовательно сменяемых друг друга отрезков, относительно законченных в смысловом отношении. Затем происходит сопоставление элементов текста, после чего возможна перестройка их первоначального соотношения в процессе осознания структуры содержания текста как целого (так, при чтении детектива читатель может переосмыслить первоначальные представления о роли персонажей в описанных событиях). Параллельно происходит осознание некоторого общего смысла (концепта) текста, который в значительной степени формируется в процессе опознания его возможного подтекста.
ПОШАГОВОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
При понимании речи реципиенту необходимо объединить несколько предложений в одно смысловое целое. Пошаговость восприятия языкового материала предполагает как последовательную обработку поступающей информации, так и интеграцию смысла текста.
(1). Чёрные, живые глаза пристально смотрели с полотна.
|
|
(2). Казалось, сейчас разомкнутся губы, и с них слетит весёлая шутка, уже играющая на открытом и приветливом лице.
(3). Кто автор этой замечательной картины?
(4). Прикрепленная к позолоченной раме табличка свидетельствовала, что портрет Чингиннато Баруцци написан Карлом Брюлловым
В этом тексте между первыми тремя предложениями настолько глубокие скважины, что не так легко связать их по смыслу. И только в 4-ом предложении указано всё необходимое для того, чтобы связать вместе все 4 предложения. Но 4-ое предложение, отдельно взятое, тоже малопонятно. В то же время, это один достаточно понятный и целостный текст. Возникает текстовый смысл — интеграция лексических значений смежных предложений текста.