Близки к задачам исследования по методике сосудистых реакций и методики, связанные с построение разного рода классификаций. Результаты этих экспериментов показывают когнитивные процессы — как человек выделяет признаки, обобщает их, формируя определенные группы, классы.
Дж.Миллер в конце 60-х годов выдвинул гипотезу о том, что формы классификации материала соответствуют внутренним семантическим связям этого материала и, следовательно, структура этих связей может быть выражена в самой процедуре классификации. Испытуемым предлагают классифицировать материал (например несколько слов), причем ни количество групп, которые может образовать испытуемый, ни количество слов в каждой группе не ограничивается. Результаты эксперимента отражаются в матрице, где мерой семантического сходства каждой пары объектов служит количество отнесений их испытуемыми в один класс. На основе таких изменений производится процедура так называемого кластер-анализа, т.е. объединение объектов в последовательные группы. Вначале объединяются слова, которые семантически ближе всего друг к другу, потом эти пары вновь объединяются — с теми парами, что стоят ближе к ним и т.д. Появляются ряды кластеров, организующие материал на разных уровнях семантической близости. В результате получается своеобразное дерево кластеризации. Чем ближе сходство слов, тем короче ветви дерева, соединяющие эти слова. Вот фрагмент дерева классификации:
|
|
чемодан ----------------
ящик --------------------
шкаф --------------------------
сундук -------------------------
погреб -------------------------------------
машина -----------------------
движение ---------------------
самолет -------------------------------
парусник --------------------------------------------
носилки -------------------------------------------------------
При большом количестве испытуемых и большом наборе слов кластер-анализ позволяет обнаружить факты, которые помогают дополнительно выявить важные семантические закономерности.