Драматургия Островского

Островский создавал свои пьесы в сознательном противоборстве с выдуманным миром охранительно-романтичной мелодрамы и плоским зубоскальством натуралистического псевдореалистического водевиля. Его пьесы коренным образом обновили театральный репертуар, внесли в него демократическое начало и круто повернули артистов к актуальным проблемам действительности, к реализму. Островский замечал: «Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии - для всего народа... Эта близость к народу нисколько не унижает драматургию, а напротив, удваивает ее силы и не дает ей опошлиться и измельчать». Островский больше всего заботился о том, чтобы все лица были жизненно и психологически достоверны. Без этого они могли потерять свою художественную убедительность. Противоречие между естественным законом жизни и уродующим душу человека неумолимым законом быта определяет драматическое действие, из которого возникали различные виды финальных решений - от комически-утешительных до беспросветно-трагических. Непримиримое противоречие естественного закона и законов быта раскрывается на различном характерологическом уровне - в поэтической сказке «Снегурочка», в комедии «Лес», в хронике «Тушино», в социальных драмах «Бесприданница», «Гроза» и т.д. В зависимости от этого меняется содержание и характер финала. Центральные персонажи активно не приемлют законов быта. "Гроза" стала переломным произведением в творчестве Островского. Он отходит от своих москвитянинских убеждений и в полной мере использует средства и метод критического реализма. Как уже было сказано, в драматургию Островского приходит "тревожное начало". Основным становится изображение трагедии личностного начала, рождающегося в патриархальном мире, в котором этому личному, индивидуальному нет места. Основой трагедии становится трагедия личная, трагедия Катерины. Личное начало, которое возникает как антагонист всего патриархального, ещё не умеет высказать общественно-политической трагедией, поэтому обретает форму любви. Сама Катерина чувствует это неясно: "Лезет мне в голову мечта какая-то". Все же этот процесс неизбежен, она добавляет: "И никуда я от неё не уйду". Это противоборство ярко показано всей пьесой, все герои здесь словно разделены на два лагеря: людей старых и новых. Самодурство, деспотизм одних и смелость, решительность других ярко выражены с одной стороны в образах Дикого, Кабанихи, с другой - Варвары, Кулигина. Есть и почти нейтральные персонажи, вроде Бориса Григорьевича - умного, образованного…но недостаточно сильного, чтобы сорвать с себя цепи, наложенные обществом и, прежде всего, его дядей, купцом Диким. Бесприданницы - явление типическое для того времени. Драматическое напряжение нарастает в связи с внутренним противоречием Ларисы Огудаловой. Рожденная в благородной фамилии, она лишена состояния. Брошенная выгодным, видным женихом - Паратовым, она вынуждена искать себе новую пару. В силу прямоту её характера, многие богатые кавалеры, которые могли бы составить ей пару по крайней мере приличную, отваживаются от дома её матери - потому что Лариса не стесняясь говорит правду в глаза. Последний, кто несмотря на три года унижений, готов выйти за неё - Карандышев(по авторскому комментарию, небогатый чиновник).Истинное осознание приходит к Ларисе лишь в последний момент, когда она соглашается с Карандышевым: Смерть Ларисы неслучайна - она ищет её и находит. В отличие от той же Катерины, она ещё не успела примириться с собой, лихорадочно ищет пути к спасению…но случайный, в запале, выстрел Карандышева куда лучше всего того, на что она была готова - деньги для неё не являются определяющим фактором, мужа она должна по крайней мере уважать…но прежде всего, уважать себя. А.Н. Островский умело использовал язык, многие языковые средства, но прежде всего - символику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: