Приборы, служащие для измерения расхода топлива, называют расходомерами топлива.
Расход топлива определяется количеством вещества, проходящего через данное сечение канала в единицу времени. Расход топлива является одним из параметров, определяющих тягу (мощность) авиадвигателя
Расход можно измерять в единицах объема, деленных на единицу времени (м3/с, м3/мин, м3/ч и т. п.), или в единицах массы, деленных на единицу времени (кг/с, кг/мин, кг/ч и т. п.). Объемный расход топлива обозначают символом Q, массовый расход топлива обозначают QM.
Измеряя количество топлива, протекшее по топливному трубопроводу за определенный интервал времени и за все время между запуском и остановкой двигателя, называют суммарным (интегральным) расходом или счетчиками количества топлива и обозначают символом G. Существует также мгновенный (часовой) расход топлива.
На самолетах с турбовинтовыми двигателями применяются расходомеры, совмещенные со счетчиками количества топлива типа РТМС (расходомер топлива мгновенно-суммирующий). В этих приборах имеются два независимых канала измерения.
В канале измерения расхода используется турбинный преобразователь расхода топлива.
В канале счетчика количества топлива используется отдельный турбинный преобразователь расхода, ось крыльчатки 1 которого через червячный редуктор 2 соединена с якорем 3 индуктивно-импульсного устройства (ИИУ).
Через каждые 30 оборотов крыльчатки якорь ИИУ приближается к сердечнику катушки вызывает увеличение индуктивности катушки 4.
При увеличении индуктивности катушки 4 на выходе моста появляется импульс напряжения. После усиления усилителем мощности поступает на обмотку электромагнита счетчика импульсов.
Перед пуском авиадвигателя на барабанчиках - счетчика импульсов устанавливаются вручную показания, соответствующие заправленному количеству топлива для одного двигателя. В процессе расходования топлива показания счетчика уменьшаются. Таким образом, прибор показывает количество топлива, оставшееся в баках.