Вибрация характеризуюет техническое состояние авиадвигателя. Вибрация возникает от наличия неуравновешенных центробежных сил, вызванных дисбалансом вращающихся частей двигателя. Разрушение, повышенный износ частей конструкции двигателя ведут к возрастанию вибрации, поэтому, контролируя в процессе эксплуатации амплитуды вибрации, можно судить о его техническом состоянии.
Об эффективности виброконтроля при применение бортовых средств дает возможность обнаружить до 35% всех неисправностей авиадвигателя.
Вибрация авиадвигателя вызывается периодически изменяющимися центробежными силами и описывается уравнением:
s = Ssinωt
где s.S- соответственно текущее значение и амплитуда виброперемещения;
ω - круговая частота вибрации.
Для измерения скорости вибрации и виброускорения применяются измерители вибрации ИВ-154, ИВ-200, ИВ-300, ИВ-41АМ. В этих измерителях используется инерционный метод, позволяющий измерить вибрацию объекта относительно массы, упруго сочлененной с вибрирующим объектом.
|
|
Скорость вибрации V, измеряемая датчиком и вычисляемая по формуле:
V = 2πfs
f - частота вибрации;
s - амплитуда смещения.
В настоящее время на современных ВС устанавливаются измерители ИВ-50Б, ИВ-90СФ с пьезоэлектрическми датчиками. Принцип действия датчиков основан на использовании пьезоэффекта, заключающегося в том, что при сжатии или растяжении некоторых кристаллов на их гранях появляется электрический заряд, значение которого пропорционально действующей силе:
q = dF
Где:q-электрический заряд, Кл/м; d-пьезоэлектрическая постоянная, К/Н;
F - сила, приложенная к кристаллу.
Бюллетень №1441-БД-Г Изделие двигатель Д-30КУ-154 2 серии
Контроль виброскорости и установление норм на изменение уровня вибрации.
Базовое значение виброскорости - уровень виброскорости, полученный осреднением по первым 10-12 полетам после установки двигателя на самолет.
Опорное значение вироскорости - уровень виброскорости, полученный осреднением последних 6±2 полетов.
Текущее значение вироскорости - уровень виброскорости, замеряемый и контролируемый в каждом полете (на крейсерском режиме горизонтального полета на 89% по ротору КВД).