В настоящее время широкое распространение получили электроемкостные топливомеры и масломеры.
Емкостные топливомеры состоят из датчика, расположенного в топливном баке, и указателя, смонтированного на приборной доске самолета. В комплект прибора входит также блок измерения, содержащий усилительно-преобразующие и коммутационные элементы.
Принцип действия электроемкостных топливомеров основан на зависимости емкости конденсатора от уровня и диэлектрической проницаемости жидкости, находящейся между его электродами.
Датчиком электроемкостного топливомера является конденсатор, составленный из двух или более концентрично расположенных труб, помещаемых в топливный бак.
При заполнении баков топливом заполняются зазоры между трубами, а так как диэлектрическая проницаемость топлива и воздуха различна, то изменение уровня топлива в баках приводит к изменению электрической емкости датчика.
C= ,
где: e1- диэлектрическая проницаемость воздуха; e2- диэлектрическая проницаемость топлива; l1-длина датчика не заполненного топливом; l2- длина датчика заполненного топливом; d1-диаметр внутренней трубы датчика; d2- диаметр внешней трубе датчика.