Г. Именной, объявленный из Сената, в дополнение указа 1722 г. указ «О свидетельствование дураков в Сенате»

1724 г. Учреждена Академия наук (Петербург). Управление богоугодными заведениями передано Камер-кол­легии (финансовому управлению).

1726 г. Из ранее открытых 42 «цифирных» (арифметических) начальных школ продолжили работу 25. Всего в «цифирные» школы с 1716 по 1726 г. записан 2051 ученик, успешно окончили школу 302 ученика.

1.1. Языческая Русь: истоки традиции.

У историков и мемуаристов нет единого мнении о характере, нравах и общественной морали славян. Наших пращуров трудно заподозрить в мягкости характера, особой добродяетельности, не сдерживал их и закон, который в древнерусских землях был развит весьма слабо, восточнославянские племена следовали закону неписанному – обычаю (обычному праву). Согласно летописи, они «имели обычаи свои и законы отцов своих и преданья, каждый свой нрав». Княжеское управление и суд руководствовались обычным правом.

Калека, как и любой другой здоровый соплеменник, мог стать жертвой князя или его дружинников, так как жизнь, особенно жизнь смерда, не имела цены, вместе с тем древнерусский княжеский суд едва ли считал глухонемоту, слепоту, слабоумие и др. основание для преследования их носителя. Родовой обычай допускал убийство соплеменников, оказавшихся обузой для семьи, но смерть ровно грозила и хилому и здоровому, появившемуся на свет в голодный год. Смерть настигала младенца не по приговору суда, а по обычаю. Особо жестко обычай относился к новорожденным женского пола.

Древние обычаи наших пращуров лишены милосердия и сострадания. Устранение «бесполезного» соплеменника (обычно оставляли в лесу без пищи) представлялось единственным способом уберечь работоспособных членов семьи в период тяжкой бескормилици, но в благополучный год, на жизнь неполноценных никто не покушался. Источники практически не содержат сведений, на основании которых можно было бы достоверно представить жизнь инвалидов в дохристианский период. В мире восточных славян язычников накануне их крещения сформировалась традиция неагрессивного отношения к калекам и немощным.

1.2. Киевская Русь: принятие православия и знакомство с византийским опытом церковного призрения.

В IX веке из «месива» бродячих и оседлых восточнославянских и неславянских племен возникает древнерусское государство Киевская Русь. Политическое объединение племен привело к их этнической консолидации, рождению собственного русского народа, формированию русской культуры.

В Древней Руси христианские идеалы терпимого и милосердного отношения к страждующим не противоречили традиции, сложившейся в дохристианский период. На рубеже X – XI века Русь знакомится с христианской моделью церковной благотворительности, но и стремительно воспроизводит ее. Зарождающийся институт монастырского чувственного начала с рациональным западным опытом устройства монастырских заведений для увечных и хворых. У истоков русской церковной благотворительности стоят великий князь Владимир и преподобный Феодосий. Узаконив Христианскую веру (988) Владимир столкнулся с необходимостью разделения полномочия между светской и церковной властью, и задуматься о тех, кого прежде он обходил вниманием. Сироты, вдовы, калеки и др. едва ли представляли интерес для бесстрашного воителя, но в крещеном Киеве о них кому – то полагалось заботиться. Князь поручил упомянутых горожан церкви, официально признав их «церковными людьми». Отныне в Киевской Руси кормление нищих, прилежания страньным, промышления убогим и сиротам, пособие вдовам, потребы девицам, заступление обедным и др. была прерогатива церкви. Правномерен вопрос об источниках средств на исполнение многочисленных обязательств. Князь его предусмотрел и ввел десятину. Было решено жертвовать 1/10 часть княжеских доходов на содержание церкви, а ей использовать на дела милосердия. Воплотить добродеятельность в повседневную практику оказалось трудно. Исполнение «Правил о церковных людях…» поручалось учреждениям, не существовавших на Руси. В истории отечественной благотворительности Владимир I занимает 1 место не только потому, что положил ей законодательное начало, но по размахам личных благодеяний. Полагаем, что Киевская десятинная церковь преуспела в деле благотворительности и призрении убогих, но документально первой отечественной «больницей» странноприимницей считался основанный в XI веке Печерский монастырь. Согласно учению Феодосия, игумена этого монастыря, основой монашества были молитва, смирение и благотворительность. Общеизвестный факт заботы Киево – Печерского монастыря об убогих (предоставление хлеба и крова) светские историки дефектологии своими интерпретациями исказили до абсурда. Один из первых настоятелей Печерской обители – отец русского монашества преподобный Феодосий – по праву может быть назван и родоначальником церковного презрения убогих на Руси. Примерно через 40 лет после его смерти на территории монастыря строится больница, где со временем печерские монахи накапливают опыт врачевания. Строилась больница для «слепых, хромых, немых и глухих» не только на пожертвования князя и монастыря, но и на средства горожан. Судя по Патерику Киево – Печерского монастыря (XIII век), немалое число неимущих горожан могли рассчитывать на материальную помощь храма.

Весомы вклад в организацию призрения на Руси внес великий князь Владимир II Мономах, прославившийся не только ратными подвигами, но и нравоучительными писаниями. Князь считал благотворительность обязательной миссией власти.

1.3. Монголо – татарское иго сдерживает развитие церковного призрения, но не разрушает традиции.

Киевский опыт официального милосердий не получил широкого распространения в сопредельных княжествах, да и в столице просуществовал недолго. В 1169 году Андрей Боголюбский захватил Киев и подверг его жесткому разгрому. Десятинная церковь и лавра были загромлены и разрушены, а город сожжен. Могучее княжество утратило свое политическое влияние, а само население оказалось в положении нищих и убогих. Монастыри, периодически разоряемые княжескими дружинами и кочевниками, не могли предоставлять нуждающимся действительную помощь и защиту.

В XIII веке Русь подверглась нападению монголов. В эпоху золотоордынского ига калеки и убогие не подвергались особым преследованиям и притеснениям со стороны кочевников, испытывая лишения на ровне со всеми. Завоевателей интересовала лишь исправная выплата дани, чужая религия не трогала их чувств и не вызывала агрессии. В эпоху монголо – татарского ига, монастыри не прекращали своей благотворительной деятельности, напротив, число людей, находившихся под их крышей, получали духовную поддержку, пищу, кров.

Выпавшие на страну испытания заставляли народ внимательнее вслушиваться в слова духовных наставников. Многие православные иерархии считали, что беды обрушившиеся на русские земли, это наказание за грехи, за несоблюдение христианских заповедей. Многовековое монголо – татарское иго разорило русские земли, но не смогло ослабить традиционно терпимо – сострадательного отношения к убогим. Присущие славянам – язычникам отношения к немощным, обогащенное идеалами христианского благочестия, оформляется в особую традицию милосердия к убогим.

1.4. Средние века – печальная эпоха.

Население Руси продолжало оставаться носителем традиционной культуры, государственный закон не регулировал отношение общества к аномальным людям. Правила сострадательного отношения к убогим соблюдать становилось все труднее. Человеческая жизнь обесценивалась, смерть ребенка, особенно слабого и увечного, воспринималась как облегчение. Большая часть населения, прежде всего сельские жители, продолжали следовать языческим предрассудкам.

Светская власть вспоминает о нищих и убогих лишь в начале XVI столетия. Вполне закономерно, что попытка организации призрения предпринимается в момент сплочения русских княжеств. Великий князь Василий III, завершив объединение земель вокруг Москвы, открыл при московских монастырях благодельни. В эту пору численность нищих в стольном граде достигла небывалых размеров. Ночевали бездомные вблизи монастырей и храмов, образуя слободы нищих. Чтобы обезопасить горожан, Василий III ввел ночную стражу, велев на ночь замыкать городские улицы рогатками, бродяг определить по благоугодным домам.

Так в столице появляются первые богадельни для призрения не способных к труду, в том числе слепых, немых, калек и бесноватых.

1.5. Эпоха Ивана Грозного: организация призрения – прерогатива самодержца, церковь зависима от него, личные свободы отсутствуют.

Глобальные политические перемены в жизни восточнославянских княжеств происходят во второй половине XVI столетия. Это время выхода из под власти Орды и объединение в Российское государство со столицей в Москве. К концу XVI века Русская православная церковь и по форме и по содержанию сделалась национальной, с учреждением самостоятельного патриаршества прекратилась ее зависимость от Константинополя.

Царь всея Руси Иван IV Грозный добивается расширения и упрочнения московского влияния, а также централизации власти. Стоглавый собор, собранный по его инициативе, определил границы сфер влияния монарха и церкви и их обязанности в области призрений и организованной благотворительности. Стоглав Ивана IV регламентирует порядок организации призрения живущих за счет милостыни. Самодержец убежден, что годовое содержание (деньги, соль, одежда) городских богаделен должно обеспечиваться из царской казны, умножаясь за счет вкладов мирян – христолюбцев. При этом закон не устанавливает обязательных отчислений для неимущих на содержание богоугодных заведений, по мысли царя русского, состоятельные подданные станут делать пожертвования добровольно – ради спасения души.

Перевод богаделен на государственное обеспечение делал необходимым как введение учета нищенствующих, так и принятия мер, ведущих к сокращению их количества, а поэтому принято решение о принудительном разделении нищих по здоровью, полу и возрасту. Трудолюбивых, живущих ради Христа, судебник предписывал направлять на тяжелые работы. Здоровым нищим разрешалось жить за счет подаяния, но запрещал им вход в богодельни. За городскими и монастырскими богодельнями закрепили призрение исключительно малолетних сирот, больных и инвалидов. Произошла подмена мотива добродеяния: душевный порыв, христианское милосердие царь пытался сделать обязанностью, а ответственность власти за попечение калек и убогих переложить на неготовое к тому населению. Калеки и убогие могли надеяться лишь на копеечную милостыню да на пассивное сострадание населения, ибо само оно пребывало под тяжелым гнетом грозного тирана. Если на Западе в деле организации призрение убогих объединяла церковь, государство, городская власть и бюргерство, то в Московской Руси это прерогатива самодержца, церковь зависела от него, личные свободы отсутствуют, исключены любые инициативы в сфере деятельности благотворительности.

1.6. Отношение к юродству на Руси.

Стоглавый судебник содержит специальные рекомендации относительно сумасшедших: дабы не были они «пугалом для здоровых» предписано отправлять их в монастыри. Обращение к феномену юродства на Руси проливает свет на противоречия между отечественным законодательством, православным каноном и традицией отношения русского человека к убогому, нищему, обездоленному. В то время, как закон требует изолировать бесноватых от общества. Церковь причисляет не одного, а сразу троих бесноватых к лику святых, переводя их из касты неприкасаемых и преследуемых по закону, в разряд достойных, почитаемых, провозглашая их жизнь подвигом, а самих юродивых идеалом для верующих. Католическая церковь относилась к одержимым еще нетерпимее. Средневековый запад отвергал юродство как стиль поведения, образ жизни. Простолюдины и знать воспринимали истинных юродивых, как сумасшедших, либо с болезненным любопытством, либо с отвращением и ужасом. Церковь, власть и западное общество ровно не принимали их и старались изолировать.

На Западе сакральное восприятие безумца или юродивого характерно для раннего Средневековья, в XV столетии их начинают изгонять из городов, а позже заточают в сумасшедшие дома.

Увечье, сумасшествие, телесный недуг вызывали у русского человека не только жалость, сострадание, сочувствие к их носителю, но и ощущение причастности этих инаких людей к чему-то высшему, святому. В отличии от европейцев, жителей Руси не смущала, а напротив, привлекала бесхтрость и демонстративная инакость юродивых. Народ считал их людьми божьими, усматривая смысл, полагая, что тем открывается истина, скрытая от обычных, смышленых и практических людей.

1.7. Смутное время: Московская Русь продолжает жить жалостью и личной милостыней

Смутное время, последовавшее за смертью Ивана IV, привело страну к разорению и упадку. Население сократилось почти наполовину. Общество ожесточалось и озлоблялось, в нем крепла подозрительность, а то и неприкрытая ненависть и инакости любого рода. В обществе накапливалась «нравственная усталость»; традиция милосердия слабела и истощалась.

К началу XVII века на фоне значительного сокращения численности населения стремительно множилась армия больных и обездоленных. Нищенство становится естественным состоянием жизни. И во второй половине XVII столетия Русь не поднялась до деятельной благотворительности, которая к тому времени набирала все большую силу в Западной, Северной и Центральной Европы. Правда, самодержец и знать по случаю могли жаловать нищих, убогих и калеченных. Более того, периодически демонстрируя на Соборной площади сочувствие к убогим, государь в то же время явлением, не пытаясь при этом строить богоугодные заведения, где немощные могли бы получить помощь. Отсутствие организованного государственного призрения инвалидов не могло чудесным образом компенсироваться за счет сострадания и подаяния нищелюбивых христиан. Народ, в силу собственного обнищания и бесправия, не имел возможности внести лепту в дело создания и поддержки приютов и богаделен для больных и убогих. Таким образом, общество не могло встать на путь деятельной благотворительности, а государство не размышляло строить светскую систему призрения. Правда наследник Алексея Михайловича, Федр Алексеевич, незадолго до своей кончины повелел отобрать из московских нищих и калек и определить в две специально заведенные богадельни.

Вереница демократических событий XVII века ослабила традиции терпимо – сострадательного отношения к убогим, церковь для организации призрения не имела полномочий и достаточных средств, самодержец не считая деятельную благотворительность нужной, Московская Русь продолжала жить оскудевающей жалостью и личной милостыней.

1.8. Соборное уложение 1694 года: первое упоминание о «ненормальных» подданных в российском законодательстве.

В самодержавной стране институт гражданского права отсутствовал, львиную долю населения составляли люди зависимые – крепостные и холопы, чья жизнь безраздельно принадлежала помещику. По волеизъявлению владельца крепостной мог быть передам или продан другому хозяину как вместе с семьей, так и отдельно, причем церковь не видела греха в практике торговли православными.

XVII век для Руси явился столетием медленного и тяжелого восстановления государственного порядка, разрушенного во времена Смуты. Для умиротворения подданных и удовлетворения сословных притязаний созывается Земский Собор, дабы пересмотреть старые и выработать новые законы «при которых прежние злоупотребления были бы невозможны и суд и расправа была во всяких делам всем равна».

Политическая необходимость упорядочить и законодательно закрепить сословные права на собственность неотвратимо заставила авторов Уложения вспомнить о глухих, слепых и умалишенных.

Уложение де-юре установило для глухого и немого претендента на родительское наследство такое же право, на полноценную долю, что и для его здоровых братьев и сестер. Однако, предписав не обижать наследников, что «глухи и немы», самодержец лишь формально проявил государственную заботу об этих подданных.

Самодержцу по началу пришлось подтвердить законодательность продажи поместий любым землевладельцем, независимо от его физического и психического состояния, а затем внести уточнения. Право свободно распоряжаться наследством лица, страдающего физическими недостатками (глухие, немые, слепые), сохранили. В случае просьбы родственников не признавать подобную сделку по причине умственной отсталости или пьянства собственника, желающего продать имение, полагалось производить расследование. Есть основания считать, что Уложение имело ввиду не врожденную слепоту или глухоту, а приобретенную в зрелом возрасте, так как глухой или слепой от рождения изначально не мог стать владельцем поместья, которое жаловалось царем за заслуги на государственной службе.

Предпринятая в XVI веке кодификация прежде писаных законов поставила монарха перед необходимостью внести в отечественную юрисдикцию статьи, касающиеся имущественных и иных прав инвалидов. Принятое Уложение де-юре должно было изменить их жизнь, де-факто этого не случилось: дистанция между законодательным предписанием и реальной жизнью была слишком велика.

1.9. Прежде несвойственный страх.

Произошедший в XVII веке Церковный раскол спровоцировал власти на поиск идейных врагов, еретиков. Охваченная религиозной междоусобицей, борьбой за чистоту веры, призываемая к идеологической бдительности, Московская Русь по-новому оценивает как истинное сумасшествие, так и мнимое – юродство. Неграмотное и испуганное население начинает вести себя на манер западноевропейцев, времен разгула судов инквизиции. Религиозное противостояние ревнителей старой и новой веры привело к государственному гонению, преследованию и истреблению «верящих неправильно».

Как и в Западной Европе, на Руси к еретикам стали легко причислять психически больных людей, которые теперь и в церковном поучении, и в государственном укладе признаются одержимы бесом. Охота на ведьм не обошла Московскую Русь, известны случаи сожжения чернокнижников и колдуний в царствие Алексея Михайловича.

Административные меры, принимаемые на Руси в целях искоренения нищенства, неминуемо отражаются на положении той части инвалидов, что жили подаянием Христа ради. Единственным положительным моментом усиливающейся борьбы с нищенством можно считать введения уголовного наказания лиц, промышлявших нищенством, за сознательное калечение детей ради наживы.

Пытаясь сократить численность прошаков, власть неминуемо сталкивается с проблемой малолетних бродчжек. Царь Федор Алексеевич решает отсылать детей – побирушек на обучение в особые места – «дворы».

Все чаще появляются предрассудки, согласно которым встреча с уродливым человеком сулит несчастье, что в известной мере является результатом проникновения в страну вместе с западной культурой опасливых и недоброжелательных взглядов на инвалида.

В XVI веке церковь объявляет войну скоморохам и юродивым. Скоморошество выгоняли из городов и монастырских заведений, за предоставление им крова на виновных полагался штраф. Теперь и юродиевые в глазах духовенства утрачивал ореол святости, предпринимается попытка вычеркнуть имена ранее чтимых юродивых из богослужебных книг. Церковь окончательно порывает с «похабными», «бесноватых» запрещено впускать в храм.

Перемене взглядов способствовавшие распространившиеся во второй половине XVII века пророчества о близком конце света, о скором приходе Антихриста. Нетрудно себе представить, как взвинченное и психически истощенное население легко обнаруживало бесовское влияние в необычном поведении окружающих.

Последнее двадцатилетие XVII века ознаменовалось на Руси ужесточением и преследованием раскольников и одновременно кардинальной сменой взглядов монархов на нищенство.

1.10. Петр I: попытка сломать традицию и организовать призрение на европейский манер.

XVIII век становится не просто временем коренных преобразований в стране, но и периодом ее активного сближения с Западом. Реформатор Петр I сознательно и беспощадно ломает устоявшиеся каноны русской государственности, общественного устройства и уклада жизни, окончательно подчиняет церковь короне и пытается перекроить строить на Европейский манер.

Итогом кипучей государственной деятельности Петра I стали около 3,5 тысячи указов, уставов и регламентов, среди которых имелись многочисленные подписания по организации государственного призрения, искоренению церковно – монастырской и частной милостыни, борьбе с профессиональным нищенством и бродяжничеством. Самодержец ополчается на стихийное личное милосердие и благотворительность, сознательно искореняя сложившуюся в веках традицию участливого отношения населения к нищим и юродивым.

Петровский указ «О воспрещении нищенства в Москве, о распределении нищих по монастырям и богадельням и рассылке неприписанных ни к каким богоугодным заведениям на прежние их жительства, с наказанием» отражает позицию государства по отношению к попрошайкам и убогим, жившим за счет подаяния. Власть требует: нищенство запретить, подаяния конфисковывать и делить между государством и поимщиком; филантропов наказывать. Именные указы 1718 года требовали всех нищих, дерзнувших показаться в Москве или Санкт – Петербурге, арестовывать и бить батогами, задержанных же вторично направлять на каторжные работы. Еще жестче указы 1710 и 1721 годов: теперь задержанных без разбора объявляли государственными крепостными и рассылали по полотняным заводам, работавших на нужды флота. За подаяния с сердобольного россиянина взыскивался огромный штраф за каждую милостыню. Штрафные деньги следовало направлять на содержание столичных госпиталей. Попрошаек и странников в столице ловили, подвергали жестким наказаниям, здоровых возвращали по месту жительства, а слепых и безногих отправляли в богадельни. Москвичи часто вставали на защиту арестованных нищих, отбивали их у солдат.

Очередной указ (№ 4335 от 1722 года) предписал «слепых, дряхлых, увечных и престарелых» отдавать в богадельни; малолетник писать в матросы и присылать в Санкт – Петербург в Адмиралтейство; кто ниже трех лет отдавать для воспитания тем, кто захочет их принять, и кому отданы будут, за теми писать в подушный собор, а если таковых не найдется, то отдавать на пропитание в богадельни, а после десяти лет присылать в матросы». Да вот только таких учреждений в империи открыть не успели. Испытывая острую необходимость поддерживать ратников, Российский император принимает решение помещать военных инвалидов в богадельни.

Медицинскую помощь оказывать им было некому, поскольку в действующих богадельнях лекари отсутствовали. Содержание же государственных богаделен для военных царь возложил на монастыри.

Россия еще не узнала, что такое светская благотворительность, но уже писались строгие бюрократические преграды вокруг начинающегося дела. Православная церковь отныне лишалась возможности осуществлять милосердие вне государственного регламента и надзора.

Светские убежища, приюты, госпитали, приглянувшиеся Петру за границей, размещались в зданиях, некогда занимаемых католическими монастырями, а их финансирование складывалось из средств государственного и городского бюджета, специального налога, добровольных пожертвований и завещаний богатых граждан.

На Руси в отличии от Запада, отсутствует широкая сеть церковных, государственных и королевских приютов, убежишь, госпиталей и сумасшедших домов. Отсутствовало и городское самоуправление, по инициативе которого в Европе на протяжении не одного столетия формировалась система призрения неимущих больных и инвалидов. На Руси никто не обладал статусом полноправного гражданина. Простые люди относились к убогим и калекам с участием, не противопоставляли себя им, не пытались ухудшить жизнь несчастных, но выйти на путь светской благотворительности и призрения они не могли. Знатные фамилии не предпринимали ничего, дабы защитить права свих детей – инвалидов. Понятно, что учить этих детей никто не пробывал, стана не имела ни университетской традиции, ни школьного образования.

Указ о создании особых заведений для выхаживания подкидышей (1712) поручал столичным и губернским градоначальникам завести приюты для младенцев, рожденных вне брака.

Подспудный смысл Указа «О создании госпиталей» (1712) выдает фраза о наказании женщин, родившихся вне брака и умертвивших своих детей. Указ запрещал умерщвлять зазорно рожденных детей, но в большинстве губернских городов требуемые госпитали не были построены, а в столице крепостной Руси все низвели до полной противоположности задуманному.

В результате проводимых преобразований, калека и убогий начинает терять покровительство нищелюбивого населения и все более, попадает в зависимость от государства, от бдительности нижних полицейских чинов да усердия местных служивых.

Глава 2

Обретение права на жизнь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: