Виды мотивационных образований

А.В. Петровский подразделяет все мотивационный образования (мотивы) на две группы: осознанные и неосознанные побуждения к деятельности. Эти побуждения к деятельности в совокупности составляют мотивацию поведения личности. Ведущая роль в мотивации поведения принадлежит осознанным побуждениям.

1. Осознанные побуждения к деятельности:

Интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Удовлетворение их способствует восполнению пробелов в знаниях, лучшей ориентировке, пониманию, ознакомлению с фактами, которые приобрели значимость. Субъективно – для самого человека – интересы обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нем еще больше, понять его.

Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

Убеждения – это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Стремления – это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.

2. Неосознанные побуждения к деятельности:

Установка – это не осознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Влечение – это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно отчетливо осознанную потребность. Субъективно для человека, испытывающего состояние влечения, далеко еще не ясно, что влечет его в объекте, каковы цели его деятельности, побуждаемые этим влечением. И хотя это психическое состояние достаточно часто встречается, оно, как правило, является преходящим – потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознается, превращаясь в стремление (в форме желания, намерения, мечты и т.д.).

Е.П. Ильин указывает, что в зависимости от того, на какой стадии остановился мотивационный процесс, какова степень осознанности (понимаемости) причин возникающего побуждения, а также степень удовлетворения потребности (достижения цели, запланированного результата), мотивационные образования могут иметь не только разную структуру, время существования, но и разные названия. К таким мотивационным образованиям он относит:

1) мотивационные состояния;

2) мотивационную установку;

3) мечту как разновидность мотивационной установки;

4) влечения, желания, хотения;

5) склонности;

6) привычки;

7) интересы;

8) направленность личности;

9) мотивационные свойства личности;

10) мотивационную сферу личности.

Многие из них к самостоятельному поведению не побуждают, не рождают самостоятельную деятельность, а трансформируют имеющуюся. Например, человеку нужно свободное время для того, чтобы реализовать то, что он хочет. Или ему нужны деньги, чтобы отправиться в поездку, как он мечтал. В данном случае время, деньги, социальный статус выполняют роль условий для реализации определённых мотивов. Но со временем эти средства могут приобрести самостоятельное мотивационное значение. Или деньги могут стать мотивом или время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: