Поликодовый характер семиотической личности

Термин семиотическая (дискурсивная) личность охватываетвсесторонысемиозиса, тоестьразнонаправленнуюдинамикуотношениймысли и еевоплощения: подчеркиваетсяважностьпонимающегоотношения не только к тексту, но и к миру. Этоттерминоткрываетвозможность для целостногоподхода к описаниюдискурсивныхпрактик: в негозаложенысемиотическиеэвристикимножественности «языков», использованияразличныхнаборов «языков» в конкретныхпроявленияхсемиозиса, кодовыхпереходов между ними.

Рольинтерпретатораможнорассматриватьсостороныпорождениязнака.Как создающий/выбирающийзнак, интерпретаторозначиваетнекоторыйфрагментдействительности (событие, ситуацию, эпизод) имеющимися у негосемиотическимисредствами (включая и индивидуальные), которыевоспринимаются (или не воспринимаются) другимиинтерпретаторами.То, чтоупотребленоинтерпретатором-автором как знак, можетвыпастьизсемиозиса, ввидутого, что не воспринимаетсяинтерпретатором-реципиентом как знакпоразнымпричинам.Именнопоэтомувозникаютмножественныепроблемывосприятиятекстареципиентом-интерпретатором.

Интерпретаторвыступает в двухипостасях:

1. Интерпретатор-автор, которыйосуществляетинтерпретациюдействительностизнаковымисредствамиразнойприроды. Приэтомегодейсгвованиямогутбытьдвухпланов: селекция, как выбориз уже имеющегосяарсеналазнаков, и означивание, как создание новых знаков, как процесссигнификации.

2. Интерпретатор-реципиент. Емуотводитсявесьмаважнаяроль в моделисемиозиса как субъектавоспринимающего (или не воспринимающего) нечто как знак и интерпретирующегоэтотзнакчерезинтерпретантыразнойприроды. Следовательно, интерпретатор-реципиентвыполняеттакжедвефункции: распознаваниезнака и интерпретациюзнака.

В семиозисеинтерпретаторработает в несколькихфункциях и несколькихкодах - выступает как семиотическаяличность. Необходимарасширеннаяинтерпретациямоделисемиозиса, включающаядверолиинтерпретатора, которыеориентированы не тольконапониманиетекста, но и наегопорождение.Такаяпозициятребуетввести в модельвместотермина «интерпретатор» термин «семиотическаяличность».

Семиотическаяличностьхарактеризуетсяцелымнаборомкомпетенций: перцептивной, когнитивной, социальной, ситуативной, языковой (грамматической, лексической), риторической, и др. Важноподчеркнуть, чтоведущейкомпетенциейвыступаеткогнитивная как зонтичная.Особаяпозициюкогнитивнойкомпетенцииотражаетсяпонятиеминдивидуальнойкогнитивнойсистемы(ИКС), котораяпостояннонаходится в процессеразвития и формируется у индивидавсюжизнь как перевыражениеопыта.Еесоставляющимивыступаютконцептуальный, образный, эмоциональный, семантическийкоды и невербальныекоды (body language) - визуальный, аудиальный, кинестетический.Особоследуетвыделитьдеятельностныйкод, которыйследуетсоотнести с универсальнымпредметнымкодом - УПК (Жинкин).

Еслирассматриватьсемиотическуюличность как владеющуюцелымнаборомкодов, тоестьрассматриватьличность в дискурсе как семиотическую, тонадопризнатьееполисемиотичность и выдвинутьнапервыйплан в моделированииличностипроцесскодовыхпереходов, которыепостоянносовершаютсясемиотическойличностью как в процессепорождения, так и пониманиятекста. Проблемакодовыхпереходов в проблемнойобластидискурсивнойдеятельностиещенапрямую не ставилась.Только в психологии и функциональнойсемиотикеможнонайтиинтерес к разнымкодам, нотолько в планерассмотрениясамихкодов, а не ихпереходоводин в другой.Лишь Л. Витггенштейн с философскихпозицийсформулировалпроблемукодовыхпереходов в планеполнотыпереходавизуальнойин­формации в вербальную и обратно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: