Языковая уз семиотическая личность

Как известно, твориткультуру и живет в нейчеловек, личность.Именно в личностинапереднийпланвыходитсоциальнаяприродачеловека, а самчеловеквыступает как субъектсоциокультурнойжизни.Ощущениенеобходимости в изучениичеловека как центральногоэлементаязыка в действииоформилось как исследованиеязыковойличности.

Первоеобращение к языковойличности связано с именемнемецкогоученого И. Вейсгербера.Самопонятиеязыковойличностиначалразрабатывать Г. И. Богин; онсоздалмодельязыковойличности, в которойчеловекрассматривается с точкизренияего «готовностипроизводитьречевыепоступки, создавать и приниматьпроизведенияречи».Онзаинтересовалсячеловеком как языковойличностью в учебномпроцессе, с точкизренияразвитияязыковыхспособностейобучающегося.В результатевыкристализоваласьгенетическаямодельличности в планеусвоенияязыка.Основойпостроениямоделипослужиливысказывания или пересказытекстовдетьмиразноговозраста, в которых выявленыуровниразвитияречиязыковойличности.Овладениеязыком у детейизмеряетсятремяуровнями: правильности (6 лет); интериоризованности (10-11 лет); насыщенности (15-16 лет). В нормекаждыйчеловекдостигаеттретьегоуровняязыковойличности.Далеерассматриваютсяещедвауровняразвитияязыковойличности для взрослых - адекватноговыбора и адекватногосинтеза - той или инойязыковойличностью.

В широкийнаучныйобиходпонятиеязыковойличности Ю. Н. Караулов, которыйсчитает, чтоязыковаяличность - эточеловек, обладающийспособностьюсоздавать и восприниматьтексты, различающиеся: «а) степеньюструктурно-языковойсложности; б) глубиной и точностьюотражениядействительности; в) определеннойцелевойнаправленностью».

Ю. Н. Карауловразработалуровневуюмодельязыковойличности с опоройнахудожественныйтекст. Языковаяличность, поегомнению, имееттриструктурныхуровня.Первыйуровень - вербально-семантический, отражающийстепеньвладенияобыденнымязыком.Второйуровень - когнитивный, накоторомпроисходитактуализация и идентификациярелевантных знаний и представлений, присущихсоциуму (языковойличности) и создающихколлективное и (или) индивидуальноекогнитивноепространство.Этотуровеньпредполагаетотражениеязыковоймоделимираличности, еетезауруса, культуры.И третий - высшийуровень -прагматический. Онвключает в себявыявление и характеристикумотивов и целей, движущихразвитиемязыковойличности.

Следовательно, кодирование и декодированиеинформациипроисходитпривзаимодействиивсехтрехуровней «коммуникативногопространстваличности».

Уровневаямодельязыковойличностиотражаетобобщенныйтипличности.Конкретныхжеязыковыхличностей в даннойкультуреможетбытьмножество, ониотличаютсявариациямизначимостикаждогоуровня в составеличности.Такимобразом, языковаяличность - этомногослойная и многокомпонентнаяпарадигмаречевыхличностей.

В содержаниеязыковойличностиобычновключаютсятакиекомпоненты:

1) ценностный, мировоззренческий, компонентсодержаниявоспитания, т.е. системаценностей, или жизненныхсмыслов.Языкобеспечиваетпервоначальный и глубинныйвзгляднамир, образуеттотязыковойобразмира и иерархиюдуховныхпредставлений, которыележат в основеформированиянациональногохарактера и реализуются в процессеязыковогодиалоговогообщения;

2) культурологическийкомпонент, т. е. уровеньосвоениякультуры как эффективногосредстваповышенияинтереса к языку.

3) личностныйкомпонент, т.е. тоиндивидуальное, глубинное, чтоесть в каждомчеловеке.

Понятию «языковаяличность» противопоставляетсяпонятие «семиотическаяличность». В связи с тем, чтофункционированиеинтеллектазнаковоопосредовано, а знаковость не ограничиваетсяеевербальнойипостасью, следуеткритическиосмыслитьтермин «языковаяличность», внутренняяформакоторогопровоцируетограничениеегосодержания.Насамомделесубъектомдискурсиивсегдавыступаетличность, работающаяодновременно с несколькимикодами или «языками» и, соответственно, интерпретантами.

Термин семиотическая (дискурсивная) личность охватываетвсесторонысемиозиса, тоестьразнонаправленнуюдинамикуотношениймысли и еевоплощения: подчеркиваетсяважностьпонимающегоотношения не только к тексту, но и к миру. Этоттерминоткрываетвозможность для целостногоподхода к описаниюдискурсивныхпрактик: в негозаложенысемиотическиеэвристикимножественности «языков», использованияразличныхнаборов «языков» в конкретныхпроявленияхсемиозиса, кодовыхпереходов между ними.

Рольинтерпретатораможнорассматриватьсостороныпорождениязнака.Как создающий/выбирающийзнак, интерпретаторозначиваетнекоторыйфрагментдействительности (событие, ситуацию, эпизод) имеющимися у негосемиотическимисредствами (включая и индивидуальные), которыевоспринимаются (или не воспринимаются) другимиинтерпретаторами.То, чтоупотребленоинтерпретатором-автором как знак, можетвыпастьизсемиозиса, ввидутого, что не воспринимаетсяинтерпретатором-реципиентом как знакпоразнымпричинам.Именнопоэтомувозникаютмножественныепроблемывосприятиятекстареципиентом-интерпретатором.

Интерпретаторвыступает в двухипостасях:

1. Интерпретатор-автор, которыйосуществляетинтерпретациюдействительностизнаковымисредствамиразнойприроды. Приэтомегодейсгвованиямогутбытьдвухпланов: селекция, как выбориз уже имеющегосяарсеналазнаков, и означивание, как создание новых знаков, как процесссигнификации.

2. Интерпретатор-реципиент. Емуотводитсявесьмаважнаяроль в моделисемиозиса как субъектавоспринимающего (или не воспринимающего) нечто как знак и интерпретирующегоэтотзнакчерезинтерпретантыразнойприроды. Следовательно, интерпретатор-реципиентвыполняеттакжедвефункции: распознаваниезнака и интерпретациюзнака.

В семиозисеинтерпретаторработает в несколькихфункциях и несколькихкодах - выступает как семиотическаяличность. Необходимарасширеннаяинтерпретациямоделисемиозиса, включающаядверолиинтерпретатора, которыеориентированы не тольконапониманиетекста, но и наегопорождение.Такаяпозициятребуетввести в модельвместотермина «интерпретатор» термин «семиотическаяличность».

Семиотическаяличностьхарактеризуетсяцелымнаборомкомпетенций: перцептивной, когнитивной, социальной, ситуативной, языковой (грамматической, лексической), риторической, и др. Важноподчеркнуть, чтоведущейкомпетенциейвыступаеткогнитивная как зонтичная.Особаяпозициюкогнитивнойкомпетенцииотражаетсяпонятиеминдивидуальнойкогнитивнойсистемы (ИКС), котораяпостояннонаходится в процессеразвития и формируется у индивидавсюжизнь как перевыражениеопыта.Еесоставляющимивыступаютконцептуальный, образный, эмоциональный, семантическийкоды и невербальныекоды (body language) - визуальный, аудиальный, кинестетический.Особоследуетвыделитьдеятельностныйкод, которыйследуетсоотнести с универсальнымпредметнымкодом - УПК (Жинкин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: