Работа над предложением, текстом

I. Обучающее изложение.

СТАРЫЙ ПЕС

Был у человека верный друг. Звали его Полкан. Много лет он сторожил дом.
Шли годы. Полкан постарел. Он стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день Полкан не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки и стал на него лаять. Хозяин удивился.
Через несколько дней человек принес маленького щенка. Он поселил его рядом с Полканом. Старый пес подружился со щенком. Они часто вместе играли. Полкану теперь не было скучно.

Слова для справок: мног о, вид е ть, на не г о, ла я ть, нескольк о.

II. Прочитайте стихотворение. Подготовьте и запишите ответы на вопросы.

СПЯЩИЙ КОТЕНОК

– Если котенок улегся у лавки,
Мордочку спрятал, и хвостик, и лапки,
Что из него получилось, дружок?
– Маленький рыжий пушистый клубок.

(Ф. Грубин)

Вопросы

1. Придумай и запиши, у кого жил котенок.
2. Каким он был?
3. Где он любил спать?
4. Что прятал котенок, когда спал?
5. На что он был похож?
6. Какой котенок у тебя? (Или: какого котенка ты хотел бы иметь?)
7. Как его зовут? (Или как бы ты его назвал?)
8. Что он любит делать?

III. Свободный диктант.

КТО ХОЗЯИН?

У Сережи и Захара жила собака. Ее звали Жук. Мальчики подобрали Жука с перебитой ногой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел.
Кто хозяин Жука? Сережа и Захар каждый день спорили об этом.
Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Сережа закричал и полез на дерево. А Захар не убежал. Он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал собак.
Сережа теперь не спорит, кто хозяин Жука.

Слова для справок:

  • 1-я часть: ухаж и вали, з а н им, вызд о ров е л;
  • 2-я часть: о б э том;
  • 3-я часть: вп ереди, о вчарка;
  • 4-я часть: т е перь.

Класс

ДИКТАНТ

Цель – проверить умения обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова на основе изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.

Вариант 1

ВЕСЕННИЙ ЗВОН

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зеленого тумана по широкому лугу. Стоят теплые и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывет звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с березовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из теплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

Слово для справки: пр и слушался.

Грамматические задания

1. Шестое предложение разобрать по членам.
2. В третьем предложении обозначить падежи имен существительных и прилагательных.

Вариант 2

ВЕСНА В ЛЕСУ

Хороша весна в лесу! Звонко поют птицы. Под деревьями звенят весенние ручейки. Смолой пахнут душистые клейкие почки. Солнце ласково пригревало землю. Теплый ветер пробегал в высоких вершинах. Зазеленела листва на деревьях. Появилась молодая травка. На лесных полянках зацвели белые и голубые подснежники. Запели над ручьями голосистые соловьи. По кочкам забегали хлопотливые муравьи. Прогудел первый шмель. На припеке паслись лоси.

Слова для справок: зв е нят, на пр и пеке, ласк о в о.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: