Клиент-центрированный подход К.Роджерса, цели коррекции

Американский психолог К. Роджерс в книге "Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория" обосновал принципиально новый недирективный подход к работе с клиентом.
Согласно взглядам К. Роджерса индивид взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение. Человек обладает всей необходимой компетентностью, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять свое поведение должным образом. Однако эта способность может развиться только в контексте социальных ценностей, в котором человек получает возможность устанавливать положительные связи.
Основные понятия клиент-центрированного подхода:
"Поле опыта", "самость", "Я"-реальное, "Я"-идеальное, "тенденция к самоактуализации".
Поле опыта - то, что потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего мира (используемые слова, символы, отражающие реальность). Поле опыта - это "карта" территории, которой является реальность. Таким образом, очень большое значение имеет то, что осознается поскольку человек воспринимает внешнюю реальность через свой внутренний мир, через свое поле опыта, которое может ограничивать его восприятие реальности (внешнего мира).
"Самость" - центральное понятие в концепции К. Роджерса. "Самость" - это целостность, включающая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт. По Роджерсу, когда все переживания ассимилируются по отношению к "самости" и становятся частью ее структуры, появляется тенденция к уменьшению того, что можно назвать самосознанием. Поведение становится более спонтанным, выражение отношений - менее охраняемым, так как "самость" принимает эти отношения и само поведение как часть себя. Таким образом, "самость" -это система внутренних отношений, феноменологически связанных с внешним миром и явленных человеку в его "Я".
"Я"-реальное - система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему и изменяется в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями в них.
"Я"-идеальное - представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей.
К "Я"-идеальному стремится приблизиться "Я"-реальное Степень различия между "Я"-реальным и "Я"-идеальным определяет степень дискомфорта личности и личностный рост Если степень различия невелика, то она выступает двигателем личностного роста. Согласно К. Роджерсу, принятие себя таким, каким ты являешься в действительности -признак душевного здоровья. Высокая степень различия, когда "Я"-идеальное выражает обостренное самолюбие и повышенную амбициозность, может стать причиной невротического срыва.
По мнению К. Роджерса, человек, с одной стороны, стремится привести в соответствие со своим реальным "Я" как можно больше своих внешних переживаний, а с другой - пытается сблизить представление о самом себе с теми глубинными переживаниями, которые составляют его идеальное "Я" и соответствуют тому, чем он хотел бы быть. Таким образом, реальное "Я" может так и не достичь соответствия идеальному "Я" либо из-за того, что под давлением внешних обстоятельств человек вынужден отказывать себе в определенном жизненном опыте, либо потому, что он навязывает себе такие чувства, ценности или установки, которые только отдаляют его реальное "Я" от идеального "Я". Тревога и нарушение психологической адаптации могут быть результатом несоответствия между реальным "Я" и жизненным опытом, с одной стороны, и между реальным "Я" и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе самом, с другой стороны.
Тенденция к самоактуализации - один из фундаментальных аспектов человеческой природы, понимается как движение к более реалистичному функционированию.
Психологический рост динамичен. Ему могут препятствовать условные ценности, которые представляют собой отрицание, намеренное игнорирование, избегание некоторых аспектов "самости" ради получения награды для себя. Условные ценности часто формируются в детстве как результат воспитания, когда ребенок, поддерживая себя вероятностью материнской любви и признания, действует против своих интересов. Таким образом, условные ценности - это своеобразные фильтры, порождающие неконгруэнтность, т.е. разрыв между "самостью" и представлением о "самости", отрицание некоторых сторон себя. Создается замкнутый круг: каждый опыт неконгруэнтности между "самостью" и реальностью ведет к повышению уязвимости, усилению внутренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруэнтности. Когда эти защиты не срабатывают, возникает тревожность.
Коррекционные воздействия должны быть направлены на разрушение условных ценностей, их пересмотр и отказ от них.
Психолог, по мнению К. Роджерса, должен концентрироваться на субъективном, или феноменологическом, опыте клиента. К. Роджерс считал, что человек обладает тенденцией к самоактуализации, которая способствует здоровью и росту. Психолог действует как помощник в устранении эмоциональных блоков или препятствий к росту и способствует большей зрелости клиента (с устранением препятствий высвобождаются силы роста и открывается путь для саморазвития и самосовершенствования).
В центр своей деятельности К. Роджерс поставил личность клиента как таковую, отмежевавшись от медицинской терминологии типа "психотик", "невротик". Он отказался от традиционных тогда психотехник типа "интерпретация", "суггестия", "научения", утверждая, что такой подход ориентирован прежде всего на самого психолога. Исходя из этой позиции, можно рассмотреть те понятия в подходе К. Роджерса, относящиеся к самому процессу коррекционной работы: "эмпатия", "забота", "конгруэнтность", "психологический климат".
Эмпатия - особое отношение психолога к клиенту, при котором последний воспринимается и трактуется не через призму инструментальных концепций, а непосредственно через позитивное личное отношение и принятие феноменологического мира клиента.
Забота - традиционный термин экзистенциализма - в концепции Роджерса имеет выраженный оттенок безусловного принятия клиента таким, каков он есть, причем именно сочувственного принятия с выраженной готовностью откликнуться на актуальное состояние клиента и с перспективой видения личностного потенциала клиента.
Конгруэнтность отражает следующие существенные признаки поведения психолога:
-соответствие между чувствами и содержанием высказываний;
-непосредственность поведения;
-неотгороженность;
-инструментальность концепций;
- искренность и пребывание таким, какой психолог есть. Психологический климат - одно из ключевых понятий, поскольку оно концентрирует в себе отношения, профессиональные (личностные) умения, свойства и рассматривается как главное условие позитивного роста (изменения) личности в психокоррекции. Для Роджерса психологический климат включает всю гамму переживаний (от самых болезненных до самых возвышенных), подлинное проявление которых создает возможность для личностного роста. По словам К. Роджерса, психологический климат - не панацея и не все решает, но он "применим ко всем".
Цель коррекции состоит в выработке у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его "Я"-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его "Я", поэтому задача, которая ставится и решается в рамках взаимодействия психолога и клиента, - это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы. А второстепенная задача - создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: