Нельзя править царством, действуя подобно обыкновенному человеку. Что недостаток для подданных, то достоинство для царя.
Прямодушие - достоинство аскетов, великих духом, но разве нужно оно людям, гонящимся за счастьем, а тем более - правителям?
Славен тот аскет, для которого враг равен другу; плох тот царь, для которого преступник равен добродетельному.
Наказание злодеев, награждение добродетельных, праведное умножение богатства, беспристрастие к просителям, охрана царства - вот пять обязанностей царя.
На господине - обязанность наказывать проступки слуги, на нем же -позор за эти проступки.
Кто справедливо делит богатства, держит тайного соглядатая, не выдает своих решений, не говорит людям неприятного - тот владычествует над землями до самого океана.
Не живи в стране, которой никто не правит, правят многие, правит женщина или правит дитя.
Вялость, женолюбие, болезненность, привязанность к родным местам, довольство жизнью, боязливость - вот шесть преград на пути к величию.
|
|
Вино, женщины, охота, игра в кости, порча имущества, жестокость в речах и в наказаниях - вот пороки повелителей.
Правда и ложь, грубость и мягкие речи, жестокость и сострадание, скупость и щедрость, вечные расходы и приток драгоценностей - словно распутница, переменчиво поведение правителя.
Творят добро мудрые и верные, а их ненавидят; другие на глазах творят зло, а их любят Удивительно, удивительно разноречивое поведение владык! Самому аскету не постичь всех премудростей службы.
Владыки презирают благородных и сходятся с низкими. Откуда у них понятие о чести?
Лишь к тому благоволит владыка, кто оказывается вблизи, - пусть тот невежествен, неблагороден, не подходит ему. Сходны меж собою цари, женщины и лианы - все они льнут к тому, кто рядом.
Правитель во власти прихотей не думает ни о долге, ни о пользе. Словно пьяный слон, своевольно идет он куда вздумается. Когда же этот гордец срывается в пропасть бедствий, то возлагает вину на слугу, не зная, что всему виной его собственное поведение.
Когда повелитель и его министр возносятся слишком высоко, то богиня счастья останавливает свой шаг и, непривычная к чрезмерной тяжести, бросает одного из двух.
Подобны горам цари - они неравны, тверды, высоки, укрывают низких людей и привлекают хищников.
В помыслах о царстве братья и даже сыновья царя желают ему смерти. Избегайте же царской власти.
Гнев правителя делает невинного виновным, уверенного - беспомощным, героя - трусом, долгую жизнь - короткой, благородного - безродным.
Непостоянно царское могущество Словно тростник, с трудом поднимается счастье царя, а падает в мгновенье, и не удержать его тогда никакими усилиями.
|
|
Оно переменчиво, как мысли обезьян; непрочно, как вода на лепестке лотоса; неверно, как ветер; кратковременно, как союз с неблагородным; красиво лишь на миг, как очертания вечерних облаков; недолговечно, как пузыри на воде, неблагодарно, как все, наделенное плотью, и мгновенно исчезает, как богатства, явившиеся во сне.
Как может прославиться владыка, если рядом с ним нет славного поэта? Сколько было на земле царей, имени которых никто уже не знает!
Куда делись земные владыки с войсками, могуществом, колесницами? А земля - свидетель их исчезновения - стоит по сей день.
Каковы те, кто ему служат, каковы те, кому он служит, таков и сам человек.
У добродетельного царя добродетельные подданные, у злого - злые, у среднего - средние. Подданные лишь подражают царю.
Что остается мне делать там, где воруют и сам царь, и его советник, и главный жрец? Каков царь, таковы и подданные.
Плох тот хозяин, который вспоминает о слугах лишь в час нужды.
Плох тот слуга, плох тот друг, который торгуется, когда время действовать.
Кто служит правителю, ненавистен народу; кто служит подданным, ненавистен владыке. Велика рознь между правителем и подданными, и трудно найти того, кто сумел бы угодить обоим.
Что пользы от меня в покоях владыки, если я не актер, не льстец, не певец, не враг ближнему и не пышногрудая красавица?
Как входят в дом, где таятся змеи, в лес, полный хищников, в лотосный пруд, кишащий крокодилами, так с трепетом и скорбью входят слуги в помыслы царей, оскверненные злодеями, лжецами и негодяями.
Поистине, солгал тот, кто сравнил службу с собачьей жизнью: пес бродит, где ему вздумается, слуга - там, где прикажет царь.
Счастье его в чужих руках, сердце не покидают заботы, и даже в собственной жизни он не уверен - вот удел того, кто служит царю.
Слуга лишен собственных желаний, он покорен чужим мыслям и продает свое тело - как же может он быть счастлив?
Служить царю - что лизать лезвие меча, обнимать льва, целовать змею.
Тогда лишь стоит родиться, когда тебе уготована свобода. Если рабство - жизнь, что же такое смерть?