Три стадии умственного развития человечества

Закон трех стадий составляет смысловое ядро теории исторического развития Конта. Этот закон представляет собой концептуализацию взгляда французского мыслителя на проблему эволюционной динамики форм и способностей человеческого духа. Во главу угла здесь ставится фактор смены стратегий познавательной деятельности, что позволяет квалифицировать данную точку зрения как интеллектуалистический детерминизм. На разных этапах своего развития человечество различным образом познавало мир. Специфика принятой в том или ином обществе в тот или иной период модели теоретической интерпретации фактов определяет специфику организации и устройства всех остальных сфер культурной жизни. Иначе говоря, социальные изменения всегда совершаются вслед за (и в непосредственной связи с) изменениями, происходящими в рамках структур человеческого мышления.

Конт выделяет три глобальных периода в мировой истории духа, каждый из которых характеризуется доминантой особого стиля познавательной практики мыслящего субъекта.

Первая (теологическая) фаза этого процесса описывается в содержательном плане как эпоха господства религиозного типа мировосприятия. В теологическом состоянии человеческий дух, направляя свои исследования главным образом на внутреннюю природу вещей, первые и конечные причины поражающих его явлений, стремясь одним словом, к абсолютному познанию, воображает, что явления производятся прямым и постоянным воздействием... сверхъестественных факторов, произвольное вмешательство которых объясняет все кажущиеся аномалии мира».

Иначе говоря, на этой стадии во всех подлежащих объяснению событиях и фактах люди усматривают проявления действия неких таинственных сил, персонифицируемых обычно в образах наделяемых более или менее конкретными чертами антропоморфных существ (богов, божеств, духов и т. п.), которые обитают в иных измерениях бытия, тем не менее, неизменно сохраняют и поддерживают прочную мистическую связь с потусторонним миром. Содержание такого рода объяснений могло существенным образом варьироваться в зависимости от уровня развития, на котором находился человеческий разум в той или иной конкретной точке хронологического континуума данной стадии. Конт выделяет три подэтапа в рассматриваемой стадии: фетишизм, политеизм и монотеизм. Фетишизм есть мировоззрение, распространенное в культурной среде примитивных народов, оно базируется электрическом комплексе анимистических верований, обожествляющих и олицетворяющих космические силы, отдельные объекты живой и неживой природы. С течением времени такие воззрения, усложнились, преобразуются в иерархически упорядоченную, структурно организованную модель политеистической «картины мира». С появлением же идеи единого, истинно сущего Бога (монотеизм) теологическое миропонимание восходит на высшую ступень интеллектуального самовоплощения, за которой уже следует новая стадия духовного развития человечества — метафизическая.

Идея Бога в трактовке зрелого (или даже «перезрелого») религиозного сознания постепенно приобретает черты отвлеченной философской категории, умопостигаемой ноуменальной абстракции: «В метафизическом состоянии, которое на самом деле представляет собою только общее видоизменение теологического, сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами, настоящими сущностями (олицетворенными абстракциями), неразрывно связанными с различными вещами, и могущими сами собою производить все наблюдаемые явления, объяснение которых состоит в таком случае только в подыскании соответствующей сущности». То есть на метафизической стадии онтологическую нишу божества занимают разного рода субстанции - категории, при помощи которых спекулятивная философия объясняет все и вся. Однако эта стадия, по мнению Конта, не содержит в себе никакого самостоятельного конструктивного компонента, ее историческая миссия - сугубо негативная, и заключается она, прежде всего, в подспудной мыслительной работе, направленной на расшатывание устоев органического мировоззрения теологической эпохи. Дух метафизики сам по себе, как полагает Конт, не наделен положительным интеллектуальным потенциалом. Поэтому его рано или поздно сменит дух науки, исполненный силой истинного созидания, направляющий энергию человеческого разума на познание реальных фактов, их свойств, связей и отношений. «В положительном состоянии, — указывает Конт, — человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений, и стремится, правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, к познанию действительных законов явлений, т. е. их неизменных отношений последовательности и подобия».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: