Контроль физического состояния

Контроль физического состояния предполагает изме­рения:

— компонентов телосложения;

— показателей состояния здоровья;

— степени развития двигательных качеств. В зависимости от задач возможны четыре варианта тестирования: 1) комплексная оценка физического со­стояния с использованием широкого круга разнообраз­ных показателей; 2) оценка уровня развития какой-либо одной стороны физического состояния (например, уров­ня телосложения волейболистов или степени физической подготовленности и т. п.); 3) оценка уровня развития какого-либо одного двигательного качества (например, быстроты движений); 4) оценка уровня одной из форм проявления двигательного качества (например, быстро­ты сложной реакции).

При выборе тестов физического состояния необходи­мо соблюдать следующие условия:

а) определить цель тестирования;

б) обеспечить стандартизацию измерительных про­цедур;

в) использовать тесты с высокими значениями надеж­ности и информативности;

г) использовать тесты, техника выполнения которых сравнительно проста и не оказывает существенного влия­ния на результаты тестирования;

д) тесты должны быть настолько хорошо освоены, чтобы при их выполнении основное внимание было на­правлено на достижение максимального результата, а не


на стремление выполнить движение технически пра­вильно;

е) мотивация на достижение предельных результатов в тестах должна быть максимальной (это условие не распространяется на стандартные функциональные про­бы);

ж) необходимо иметь систему оценок достижений в тестах.

Измерение уровня телосложения проводится в соот­ветствии с антропометрическими требованиями (В. В. Бунак, 1941); информативными для волейбола являются показатели длины и массы тела, длины рук, частных объемов мышечной, костной и жировой массы.

Состояние здоровья контролирует врач по програм­мам углубленных, текущих и оперативных медицинских обследований.

Степень развития двигательных качеств определяет­ся с помощью двух групп тестов. Первая группа, в ко­торую входят неспецифические тесты, предназначена для оценки потенциальных возможностей волейболистов. Так измеряются физическая работоспособность при вы­полнении тестирующих нагрузок на тредбане или велоэргометре, сила и силовая выносливость на стенде сило­вых обмеров (ССО) и т. п.

Тестирование на тредбане проводится так: вначале волейболист разминается в течение 5 мин при скорости движения ленты тредбана 2,5 м/с. Затем он отдыхает 5 мин, и в это время на нем крепят датчики ЧСС и на­девается дыхательная маска.

Тестирующая нагрузка включает в себя бег со ско­ростью 2,5 м/с в течение 3 мин, затем скорость увели­чивается на 1 м/с в течение каждых последующих 3 мин. Хорошо подготовленные волейболисты бегут на тредба­не около 12 мин (3 мин на скорости 2,5 м/с, 3 мин— 3,5 м/с, 3 мин—4,5 м/с, 3 мин—4,5 м/с). Частота сер­дечных сокращений и показатели легочного газообмена регистрируются до тестирования и на каждой ступени нагрузки.

Если в распоряжении тренера нет тредбана, то мож­но использовать велоэргометр, сохраняя общую схему тестирования. Разминка—5 мин педалирования при мощности 450 кгм/мин. После 5-минутного отдыха во­лейболист работает по 3 мин, вращая педали велоэргометра при мощности 450 кгм/мин, 900 кгм/мин, 1350 кгм/мин и т. д.

Следует отметить, что значение максимального потребления кислорода (МПК), измеренное при исполь­зовании велоэргометрического теста, оказывается на 7% меньшим, чем в пробе на тредбане.

На велоэргометре физическую работоспособность во­лейболистов можно определить с помощью теста РWС17о по В. Л. Карпману.

Результаты контроля волейболистов разных разря­дов показывают, что уровень их физической работоспо­собности сравнительно невысок, а следовательно, имеют­ся значительные потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в тренировочной и соревнова­тельной деятельности.

Необходимо отметить, что зависимость между пока­зателями физической работоспособности и технико-тактическим мастерством волейболистов может прояв­ляться по многим направлениям. Во-первых, у волейбо­листов с высоким уровнем физической работоспособно­сти наблюдается меньшая утомляемость в матчах и большая стабильность техники. Во-вторых, они способ­ны выполнять повышенные объемы тренировочных на­грузок и вследствие этого быстрее прогрессировать.

Помимо контроля общей работоспособности волейбо­листов, необходимо измерять и частные проявления дви­гательных качеств. Прежде всего это касается быстроты реакции, методика измерения которой должна преду­сматривать вариативность игровых ситуаций, а также множественность ответных решений. Показатели про­стой реакции для волейболистов неинформативны, это видно хотя бы из того, что и мастера спорта, и начинаю­щие в простых ситуациях реагируют одинаково быстро (или одинаково медленно). Например, время простой реакции волейболиста—мастера спорта и волейболиста-новичка — 200 мс.

В последние годы для контроля уровня развития двигательных качеств волейболистов используют:

1) прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя нога­ми — для оценки прыгучести;

2) серийные прыжки на оптимальную высоту;

3) тест для определения уровня развития выносли­вости к скоростным повторно-переменным нагрузкам — «ёлочка»;

4) тест для определения скорости перемещения по волейбольной площадке (30 м — 9—3—6—3—9; бег к 4 набивным мячам);


5) прыжок вверх с разбега толчком обеих ног с ка­санием рукой метрической разметки;

6) прыжок в длину с места толчком двух ног;

7) тройной прыжок.

В процессе контроля физического состояния волейбо­листов обычно используется несколько тестов. Анализ результатов тестирования должен привести к обобщен­ной оценке, но она затруднена по следующим причинам. Во-первых, каждый из тестов имеет свою единицу изме­рения: прыгучесть измеряется в см, быстрота в мс, си­ла — в кгс, выносливость — по количеству повторений, длительности работы или по биологическим показате­лям. В таких условиях суммирование результатов кон­кретного волейболиста по множеству тестов просто не­возможно: нельзя прибавить к 82 см (это результат теста на прыгучесть) 58 мл/кг/мин- (это данные о мак­симальном потреблении кислорода) и т. д.

Во-вторых, практически редко встречаются случаи, когда спортсмен, скажем, первый во всех тестах. Более типична ситуация, когда по одному тесту волейболист первый, по второму—пятый, по третьему—второй и т.д.

Существует несколько приемлемых вариантов выве­дения комплексной оценки. Один из них заключается в том, что результаты по каждому тесту шкалируются. Для этого выбирается определенная шкала, чаще всего стандартная Т-шкала. В ней среднее значение резуль­татов теста приравнивается к 50 очкам, а стандартное отклонение от средней—к 10 очкам:

где Т — оценка результата в тесте конкретного спортс­мена;

х — средняя величина; х — результат этого спортс­мена в тесте;

а — стандартное отклонение. Рассмотрим на конкретном примере порядок расчет­ных операций при выведении обобщенной оценки. Во­лейболисты одной из команд тестировались по следую­щим тестам: 1) «елочка», 2) 9—3—6—3—9, 3) тройной прыжок с места, 4) прыжок в длину с места, 5) пры­жок вверх с разбега. В табл. 2 представлены их резуль­таты прыжка вверх с разбега, толчком обеих ног, а также оценки в баллах. Они получены следующим обра­зом: а) рассчитывается средняя арифметическая по фор-

листа, 2 — знак суммирования. Она равна 83,4 см и оценивается в 50 очков. Затем определяется стандартное отклонение: вначале из каждого индивидуального ре­зультата вычитается средняя (цифры второго столбца), полученные результаты возводятся в квадрат и сумми­руются (цифры третьего столбца). После этого полу­ченная сумма делится на 12 (количество волейболи­стов) а из частного от деления извлекается квадратный корень (это есть стандратное отклонение. В нашем при­мере оно равняется 7,4 или 10 очкам). После этого можно оценивать индивидуальные результаты: волей­болист 1 прыгнул на 82 см, подставляем значение в фор­мулу и получаем:

Таким образом, его оценка—48,1 очка. Точно так же рассчитываются оценки остальных волейболистов (они представлены в четвертом столбце этой таблицы).

Таблица 2

Шкалирование результатов в тесте прыжок вверх с разбега толчком двух ног

Игроки Показатели, баллы
Х1 XI—X (Х;-Х)2 Т
    1,4 1,96 48,1
    7,6 57,76 60,3
    10,4 108,16 35,9
    7,4 54,76 40,0
    11,6 134,56 65,7
    4,4 19,36 44,1
    6,6 43,56 58,9
    10,6 112,36 64,3
    1,4 1,96 48,1
    7,4 54,76 40,0
    3,6 12,96 54,9
    7,4 54,76 40,0

Обобщенная оценка подготовленности каждого игро­ка представлена в табл. 3. По данным таблицы можно судить об уровне физической подготовленности волейбо­листов.

Таблица 3

КОНТРОЛЬ НАГРУЗОК

Под нагрузкой понимают, во-первых, работу, которую волейболисты выполняют на тренировках и соревнова­ниях (так называемая «физическая нагрузка» и, во-вто­рых, величину воздействия этой работы на организм каждого из них («физиологическая нагрузка»). Эффек­тивность контроля нагрузки в значительной степени обусловливает качество управления тренировочным про­цессом. Известно, что в ходе анализа результатов конт­роля информация о нагрузке сопоставляется с показа­телями игр и тестирования. Делается это для того, чтобы выяснить, какой вид нагрузки оказал наибольшее влияние на совершенствование подготовленности волей­болистов, достаточной ли оказалась величина того или иного вида нагрузки, насколько оптимально соотноше­ние между направленностью различных видов нагрузки и т. п.

Точность ответа на поставленные вопросы всецело за­висит от классификации и способов измерения нагрузки. Если неверно выбраны характеристики нагрузки и ее компоненты или методы определения нагрузки по на­дежным характеристикам и компонентам, то оценить влияние нагрузки на развитие качеств и способностей спортсмена не удастся. Поэтому одним из основных во­просов организации контроля является выбор информа­тивных показателей, с помощью которых можно объек­тивно управлять ею.

Сложившаяся к настоящему времени система конт­роля тренировочных нагрузок в волейболе (как, впро­чем, и в других видах спорта) основана на регистрации времени, затраченного на физическую, техническую, так­тическую и другие виды подготовки. Например, привыч­ной для тренера стала информация о том, что «на пер­вом этапе подготовительного периода на физическую подготовку было затрачено 35% времени, техническую— 40%, тактическую—25%». Точно так же выглядят ре­комендации по планированию нагрузок.

Представляется, что в подавляющем большинстве случаев использовать такой подход для контроля и пла­нирования нагрузок попросту невозможно. Подтвердим сказанное на следующем примере. Волейболисты на за­нятии выполняют одно из специализированных трениро­вочных упражнений, например блокирование в зоне 2(4). Компоненты нагрузки при его выполнении следующие:

интенсивность — большая; продолжительность — 3—4 с; длительность отдыха — 5с; количество повторений — 25—36. При этом потребление кислорода достигает 2,61±0,36 л/мин, ЧСС—174±5 уд/мин, кислородный долг—6,87±0,7 л. В этом упражнении совершенствует­ся техника блока, и поэтому тренеры, ученики которых выполняют его, вправе регистрировать работу (по вре­мени или по количеству упражнений) в графе «техни­ческая подготовка».

С другой стороны, вполне правомерно отнести эту нагрузку в графу «тактическая подготовка», так как игрокам необходимо постоянно оценивать изменяющую­ся ситуацию и принимать тактически обоснованные ре­шения.

При выполнении этого упражнения высококвалифи­цированными волейболистами ЧСС достигает 160— 180 уд/мин, что свидетельствует о его высокой «нагру­зочной стоимости». Следовательно, в этом случае про-


исходит совершенствование физических качеств волей­болистов.

Таким образом, любое специализированное упраж­нение обладает сопряженным воздействием на все сто­роны подготовленности волейболистов, и относить время его выполнения только на техническое или только на тактическое совершенствование — нецелесообразно.

Для контроля и последующего анализа нагрузок не­обходимо использовать следующие характеристики: спе-циализированность, направленность и сложность.

Специализированность. Под этим понимают меру сходства любого тренировочного упражнения с игрой. Это сходство определяется по совпадению тактических задач упражнения с тактическими задачами игры, усло­виями выполнения технических приемов, приближения уровня функционирования физиологических систем ор­ганизма к тому, что есть в игре и т. д. В соответствии с этой характеристикой все тренировочные упражнения подразделяются на специфические и неспецифические. Контролировать нагрузку таким способом сравнительно просто, и в итоге получают три достаточно информатив­ных показателя: 1) частный объем специализированной нагрузки; 2) частный объем неспециализированной на­грузки; 3) соотношение между ними. Информативность этих показателей велика: найдено, что с ростом спортив­ной квалификации увеличивается прежде всего частный объем специализированной нагрузки. В этом случае обеспечивается прямой и положительный перенос тех­нических навыков и двигательных качеств.

Показатели специализированности нагрузки в коман­дах высшей лиги таковы: официальные игры—14,3%; товарищеские игры — 5,7%; тренировочные игры — 4,6%. Специализированные тренировочные упражнения — 48,8%, неспециализированные — 26,6%.

Видно, что в целом объем специализированных на­грузок велик и составляет почти 75% общих затрат времени.

Направленность. Это характеристика нагрузки, кото­рая проявляется в воздействии тренировочных упражне­ний на развитие того или иного двигательного качества. Известно, что тренирующий эффект упражнений опре­деляется соотношением количественных значений их компонентов. При одном соотношении воздействие тре­нировочного упражнения может быть направлено на со­вершенствование выносливости, при другом — скорост-

но-силовых качеств. Поэтому контроль направленности воздействия предполагает распределение упражнений на группы в зависимости от степени их влияния на раз­витие тех или иных двигательных качеств.

Необходимо учитывать также и то, что направлен­ность занятия зависит от взаимодействия его трениро­вочного эффекта с аналогичными эффектами предшест­вующих и последующих занятий. Известно, что взаимо­действие упражнений разной направленности проявля­ется в том, что «биохимические сдвиги, вызываемые данным упражнением, будут зависеть от того, выпол­няется ли упражнение на «чистом» фоне, т. е. достаточ­но продолжительного отдыха, или ему предшествует другое упражнение, последствие которого отражается на срочном тренировочном эффекте (СТЭ) выполняемо­го упражнения» (Н. И. Волков, 1975). Различают три типа взаимодействий, при которых нагрузка предшест­вующего занятия влияет на сдвиги, вызванные выполне­нием последующего занятия: 1) положительное (усили­вает сдвиги), 2) отрицательное (уменьшает сдвиги), 3) нейтральное (мало влияет на сдвиги).

Учет взаимодействия СТЭ упражнений особенно ва­жен потому, что «при неудачно выбранной последова­тельности выполнения упражнений конечный результат тренировки может оказаться совершенно противополож­ным запланированному» (Н. И. Волков, 1975). Найдено что положительное взаимодействие проявляется, если в тренировочном занятии вначале выполняются:

а) упражнения алактатной анаэробной направлен­ности (скоростно-силовые), а затем упражнения анаэроб­ной гликолитической направленности (упражнения на скоростную выносливость);

б) упражнения алактатной анаэробной направленно­сти, а затем упражнения аэробной направленности (упражнения «общей» выносливости);

в) упражнения анаэробной гликолитической направ­ленности (в небольшом объеме), а затем упражнения аэробной направленности.

При другом сочетании направленности упражнений добиться положительного взаимодействия тренировоч­ных эффектов трудно, а подчас и невозможно. Так, если в занятии вначале выполнить в значительном объеме упражнения аэробной направленности, а затем — упраж­нения анаэробной гликолитической, то взаимодействие СТЭ будет отрицательным и, следовательно, занятие будет проведено малоэффектно.


Определяют направленность любого упражнения по меньшей мере двумя способами. Первый способ — ре­гистрация значения компонентов нагрузки и сопостав­ление их с должными. В качестве компонентов можно использовать:

1) продолжительность упражнений;

2) интенсивность их выполнения;

3) продолжительность интервалов отдыха;

4) характер отдыха;

5) количество повторений;

6) сложность упражнений;

7) количество игроков, выполняющих упражнение.

Второй способ связан с прямым определением физио­логических показателей СТЭ упражнения (см. статью А. В. Беляева в этом сборнике).

Следует отметить, что постоянное применение одина­ковых по направленности нагрузок (например, по преи­муществу смешанных) приводит к стабилизации двига­тельных качеств; такая ситуация чаще всего встречается тогда, когда пренебрегают нагрузками избирательной направленности.

В годичном цикле подготовки волейболистов соотно­шения нагрузок разной направленности таковы: частный объем специализированных нагрузок аэробной направ­ленности составляет 19,7%, смешанной направленно­сти—53,7%. Частные объемы неспециализированных нагрузок: аэробной направленности—14,9%, смешан­ной—10,2%, анаэробной—1,5%.

Сложность. Все специализированные упражнения во­лейболистов можно разделить на две группы: простые и сложные. Мера сложности упражнений определяется условиями их выполнения (количество игроков, занятых в упражнениях; темп выполнения; наличие или отсутст­вие единоборств; необходимость решения разнообраз­ных тактических задач и т. п.). Упражнения, входящие в группу сложных, вызывают сдвиги в организме, близ­кие по величине к тем, что вызываются игрой.

Раздельный учет двух групп специализированных упражнений (сложных и простых) дает возможность в ходе последующего анализа определить качественные характеристики тренировочной нагрузки. Известно, что развивающий эффект тренировочных упражнений неоди­наков и зависит он от того, насколько близко по своей структуре тренировочное упражнение к соревнователь­ному. Это положение особенно справедливо по отноше­нию к высококвалифицированным спортсменам: частный

объем упражнений повышенной координационной слож­ности в их подготовке должен быть наибольшим. В го­дичном цикле подготовки высококвалифицированных во­лейболистов наиболее сложные (игровые) нагрузки составляют 24,6%; частные объемы сложных специфи­ческих и неспецифических нагрузок соответственно та­ковы: 12,1% и 4,6%. Объем простых неспецифических нагрузок—22%, простых специфических—36,7%. Вид­но, что более половины (58,7%) нагрузок выполня­ются в условиях, сложность которых невелика и мало соответствует соревновательной.

Под величиной нагрузки обычно подразумевают ко­личественную меру тренировочных воздействий, и в за­висимости от способа контроля условно различают показатели, относящиеся к «внешней» и «внутренней» сторонам нагрузки. «Внешнюю» или физическую нагруз­ку определяют по длительности и интенсивности выпол­нения упражнений, количеству повторений, попыток и т. п. «Внутренняя» или физиологическая нагрузка яв­ляется «мерой мобилизации функциональных возмож­ностей организма спортсмена при выполнении трениро­вочной работы (Л. П. Матвеев, 1977). Она учитывается по таким показателям, как потребление кислорода и кислородный долг, частота сердечных сокращений и т. п.

В некоторых случаях информативными оказываются комбинированные показатели нагрузки, которые опре­деляются как произведение (или отношение) парамет­ров физической и физиологической нагрузок.

Для контроля величины нагрузки используются зна­чения объема и интенсивности, зарегистрированные при выполнении физических упражнений.

Контроль объема нагрузки проводится чаще всего по времени, затраченному на соревновательную и тре­нировочную деятельность. Используются, кроме времени, еще такие показатели, как количество тренировочных (соревновательных) дней (занятий, игр). Например, команда в течение года провела 90 игр и 350 трениро­вочных занятий.

Такой учет объема нагрузки, безусловно, полезен; по его результатам можно судить об общей величине воз­действия нагрузки на организм волейболистов. Вместе с тем не нужно забывать, что в этом общем объеме представлены высокоинтенсивные занятия и тренировки умеренной мощности; занятия, в которых использовались упражнения повышенной сложности, и занятия с выпол­нением простых неспецифических упражнений. Разви-


вающее воздействие каждого из таких занятий неоди­наково, но выявить его практически невозможно.

В связи с этим целесообразно контролировать на­грузку по так называемым частным объемам, в которые должны входить упражнения разной сложности, специа­лизированности и направленности. Начинать контроль нужно с раздельного учета соревновательного и трени­ровочного объемов нагрузки. Для этого необходимо под­считывать общее количество соревновательных игр за этап (период, год, четырехлетие и т. п.) (табл. 4).

Таблица 4

Показатели игрового режима мужских команд по волейболу в одном из олимпийских циклов (по Ю. Н. Клещеву)

Под­система Разновидность игр Годы цикла Всего
1-й 2-й 3-й 4-й
Клубная Контрольные и товари­          
команда щеские, календарные на первенство СССР          
  Календарные Спарта­киады народов СССР          
Сборная Контрольные в СССР          
команда Международные конт­рольные в СССР          
  Международные конт­рольные за рубежом          
  Календарные игры          
  этапов          
Всего:          

Раздельный учет официальных и контрольных (то­варищеских) игр необходим, так как «внутренняя» фи­зиологическая нагрузка их различается весьма заметно. Так, В. В. Михайлов, изучая этот вопрос, показал, что при одинаковой физической нагрузке контрольного и официального соревнований физиологическая нагрузка последнего по некоторым показателям оказывается вдвое большей.

Направленность воздействия любых тренировочных упражнений определяется сочетанием количественных значений их компонентов. Регистрируя их, можно делить всю нагрузку на скоростно-силовую (упражнения ана-

эробной алактатной направленности), скоростной вы­носливости (упражнения анаэробной гликолитической направленности), общей выносливости (упражнения аэробной направленности) и комплексного воздействия. Соотношения частных объемов нагрузки в зависимости от их направленности позволяют судить о качестве воздей­ствия на повышение работоспособности волейболистов.

В заключение приведем основные тренировочные упражнения, используемые в подготовке высококвали­фицированных волейболистов.

Специализированные упражнения:

1. Броски мяча в пол, нападающие удары в пол (в парах).

2. Передачи мяча сверху, снизу (в парах).

3. Игра в защите (в парах).

4. Нападающие удары различными способами со всех номеров.

5. Подачи.

6. Прием подач.

7. Подачи (в парах).

8. Прием подач (в парах).

9. Игра в защите (в тройках).

10. Игра в защите (в четверках).

11. Игра в защите (в пятерках).

12. Нападающие удары против одиночного блока.

13. Нападающие удары против двойного блока.

14. Нападающие удары против тройного блока.

15. Взаимодействие игроков.

16. Взаимодействие игроков против одиночного блока.

17. Взаимодействие игроков против двойного блока.

18. Взаимодействие игроков против тройного блока.

19. Розыгрыш тактических комбинаций в расста­новках.

20. Розыгрыш тактических комбинаций в расстанов­ках против одиночного блока.

21. Розыгрыш тактических комбинаций в расстанов­ках против двойного блока.

22. Розыгрыш тактических комбинаций в расстанов­ках против тройного блока.

23. Игры 3Х3; 4Х4; 5Х5. Неспециализированные упражнения:

1. Бег с различной скоростью в процессе разминки.

2. Общеразвивающне упражнения (в том числе с ре­зиновыми амортизаторами в подготовительной части занятия.


3. Упражнения для развития силы: отжимания, при­седания, акробатические упражнения.

4. Прыжки.

5. Эстафеты 4Х100, 4Х200, 4Х400.

6. Упражнения со штангой.

7. Игра в баскетбол.

8. Игра в футбол.

9. Игра в регби.

10. Волейбольные перемещения в сочетании с акро­батическими упражнениями.

11. Челночный бег.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ВОЛЕЙБОЛИСТА И ЕЕ ВОСПИТАНИЕ

Работоспособность волейболиста — это его способ­ность выполнять технические приемы и тактические комбинации на протяжении всей игры, поддерживать на высоком уровне темп игры, переносить большой объ­ем соревновательной нагрузки. Иными словами, волей­болист должен сохранять высокую игровую активность на протяжении довольно длительного времени (до 3— 3,5 ч в день). И вполне естественно, что без высоко развитых функциональных свойств организма, которые обусловливают проявление силы, быстроты, выносли­вости, ловкости, гибкости и обеспечивают выделение энергии, необходимой для выполнения мышечной рабо­ты, невозможно эффективное проявление двигательных игровых действий.

Выбор средств и методов тренировки, направленных на повышение работоспособности волейболистов, осно­вывается на знании требований соревновательных игр, предъявляемых к двигательной и функциональной под­готовке спортсменов. Чтобы правильно тренировать, надо знать, что тренировать, а потом — как тренировать. Опираясь на знания особенностей игры, можно соответ­ственно построить и методику тренировочных занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: