Манилулятивные типы по Э. Шострому

Согласно Э. Шострому, каждый человек является в той или иной степени манипулятором.

Современный мир жесток по отношению к личности. Темп жизни, погоня за успехом, престижем, богатством — все эти атрибуты современного общества лишают человека полноценной жизни. Человек начинает играть роль или стремится ее выполнять. Эти ролевые функции задаются требованиями общества: какими должны быть роли, например, учителя, отца, продавца, начальника. Из жизни уходят человечность и настоящая эмоциональность. А вместо этого появляется фальшь во взаимоотношениях и жизни.

Э. Шостром определяет человека-манипулятора как личность, которая использует других людей для достижения своих целей или использует себя для достижения своих целей, но, что особенно важно, сама личность этого не осознает. Такой человек не понимает, что является манипулятором или объектом манипуляции. Вся жизнь современного человека проходит в манипуляциях. Большинство манипуляций проходит бессознательно, и те или иные действия применяются неосознанно, но некоторые используют специальные приемы, которые ведут к достижению поставленных целей. И сейчас мы везде видим манипуляторов и манипулируемых. Это и торговец, который уговаривает нас купить совершенно ненужную вещь с помощью своих ловких приемов и хитроумных рекламных трюков, и родитель, который с помощью пряников уговаривает своего ребенка поступить таким образом, как ему нужно (например, обещает подарок, если ребенок будет хорошо учиться), и бабушка, пугающая своего внука (если плохо будешь себя вести, то тебя заберет милиционер), и ребенок, который плачем и третированием мамы заставляет ее сделать то, чего хочется ему, и учитель, который добивается послушания, угрожая вызвать родителей в школу, совершенно не заботясь о повышении интереса к своему предмету

Человек не рождается манипулятором. Но уже через несколько месяцев после рождения ребенок научается управлять взрослыми. Например, упав и заплакав, он ждет, когда родители подойдут, поднимут, успокоят и приласкают его. Ребенок строит жалостливые мины, когда ему хочется подольше посмотреть мультик или другую передачу. Становясь взрослее, ребенок увеличивает набор манипуляций. Дальше — больше.

Человек развивает у себя способности манипулировать другими для того, чтобы достичь желаемого, избежать неприятностей, получить удовольствие, часто не желая того, бессознательно. Манипуляции нужны, чтобы скрыть истинные чувства и эмоции.

Манипулятор — это игрок в жизни, и часто очень искусный. Подобно тому как игрок при плохой карте делает хорошую мину, так и манипулятор поступает в жизни.

К очень искусным манипуляторам можно отнести и многих из депутатов. Во время выборов они любыми средствами, с помощью манипуляций, добиваются голосов своих избирателей. Не секрет, что некоторые кандидаты в ходе избирательной кампании раздают избирателям продукты питания и щедрые обещания, которые забываются сразу же после их избрания. К искусным манипуляторам можно отнести и людей, которые хотят произвести «должное впечатление».

Среди манипуляторов много «новых русских».

К манипуляторам относятся и так называемые «нытики», у которых все хорошо, но которые при встрече могут часами рассказывать, как у них все плохо, как им мешают, как им все надоело.

Манипуляция совсем не обязательно является необходимым элементом жизни. Чтобы обойтись без манипуляции, нужно понять ее суть и стать психологически грамотным. Хотя сама психологическая грамотность не обязательно ведет к жизни без манипуляции, а иногда может даже, наоборот, усилить ее. Так, некоторые манипуляторы, начитавшись психологической литературы и усвоив методы манипуляции, могут выйти на новый уровень манипуляции. Тогда их детское «Я не могу» переходит в «Я не могу, потому что я творческая личность», или «Я не могу, потому что я импульсивный холерик», т. е. психологическая литература и психологическая терминология дают им оправдание и обоснование, почему они не могут поступать иначе.

Для манипулятора человек — это не человек в подлинном смысле, а все что угодно, точнее, вещь. Например, для торговца покупатель — это мешок с деньгами, для парикмахера клиент — это голова, которую надо постричь, для политика народ — это электорат, для банкира люди — это клиенты с деньгами и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: