Предисловие Дианы Кристиан к русскому изданию

Когда я писала мою книгу, я даже не мечтала о том, что русскоязычные люди однажды тоже смогут ее прочесть. И мне очень радостно, что это наконец стало возможным.

Изначально я писала для читателей из Соединенных Штатов. Я как-то не думала, что вещи, помогающие, или, наоборот, мешающие создать успешное альтернативное поселение, окажутся, в основном, одними и теми же по всему миру. Если бы я тогда знала это, я бы, наверно, включила в книгу множество примеров из жизни экопоселений и других стран.

Похоже на то, что движение экопоселений – это международное явление, и началось оно параллельно в разных уголках планеты примерно в одно и то же время – в 1980-х – 1990-х годах.

Хотя, наверно, очень сложно сказать, где кончается просто «альтернативная община» и начинается именно «экопоселение», поскольку никакая идея не возникает сразу в готовом виде, и все более-менее оформившиеся концепции всегда имеют свою предысторию.

Поэтому можно сказать, что те сообщества, которые сегодня называют себя экопоселениями, возникли двумя разными путями. Те из них, что основаны уже c конца 1980-х и особенно после 1991, когда была написана книга Роберта Гилмана «Экопоселения и устойчивые сообщества», с самого начала называли себя «ecovillage» и обозначали в своих концептуальных документах как свою миссию создание такого общества, в котором люди смогут жить в гармонии с природой, не обедняя природными богатствами следующие поколения. Таковы Экопоселение в Итаке (EcoVillage at Ithaca) в сельской местности штата Нью-Йорк, основанное в 1992, и Экопоселение в Лос-Анджелесе (Los Angeles Eco-Village), организованное в 1993 прямо на территории города. Основатели обоих экопоселений были вдохновлены идеей исследовать и учить других знаниям о том, как возможно жить с большей экологической устойчивостью. Много проектов с этой же целью возникло в середине 1990-х годов, включая Этхэвен в Северной Каролине, где я живу, и Дансинг Рэббит в Миссури. Еще больше – в конце 1990-х и начале 2000-х. Среди них как общины в сельской местности, как Сандог (Sundog Ecovillage) в Монтане и Лаакеа (La’akea Ecovillage) на Гаваях; так и в небольших поселках, как Таунсенд (Townsend Ecovillage) в штате Вашингтон, и даже в больших городах, как Энрайт Ридж (Enright Ridge) в Цинцинатти, штат Огайо и Коламбия (Colombia Ecovillage) в Портланде, штат Орегон.

Все эти проекты – ответ на сегодняшние проблемы общества, плоды современных идей, и они практически не имеют общего с теми коммунами, что создавались движением хиппи 1960-х – 1970-х гг.

Другое поколение, другие причины, другая идеология, другая стратегия и подход к организации. Если основатели коммун 60-х мечтали «вырваться из Системы», то нынешние экопоселенцы говорят о том, чтобы «создать альтернативную модель», способную повлиять на общество в целом в направлении большей экологической осознанности, духовности, разумности, устойчивости. Как следствие, экопоселения стараются быть максимально открытыми для окружающего мира, предлагают гостевые программы и туры, проводят обучающие семинары на самые разные темы от «приземленных» (натуральное строительство, экологический дизайн ландшафтов (пермакультура), органическое земледелие, экологичные технологии, альтернативная энергетика) до «социальных» и «духовных» (организация общины, совместное принятие решений, разрешение конфликтов, эмоциональное исцеление и т.д.).

Второй путь, приведший к появлению экопоселений – это эволюция более старых поселений и общин, основанных в 1960-е – 1970-е гг. как духовные, революционные, политически- или социально- альтернативные. Просуществовав несколько десятилетий, многие из них пришли к тем же идеям, которые мы сегодня обобщенно обозначаем как «устойчивое развитие» (Sustainability), и тоже стали называть себя экопоселениями. Таковы два известных просветительских центра – Сириус (Sirius) в штате Массучуссетс и Лост Вэлли (Lost Valley) в штате Орегон, а также, не менее известные, сельская духовная община Ферма (The Farm) в Теннеси и сельская коммуна Дубы-Близнецы (Twin Oaks) в Вирджинии. Две последних – это крупнейшие из сохранившихся до наших дней поселений, основанных хиппи, хотя теперь, спустя несколько поколений, сложно сказать, много ли общего сохранили их жители с теми хиппи, которыми были их деды в бурных шестидесятых.

Экопоселения – это всего лишь одна из разновидностей многообразных альтернативных поселений и общин, существующих сегодня в Северной Америке. Среди других можно назвать, например, живые жилищные сообщества (кохаузинг), множество неформальных «квартирных общин» в городах, а также разнообразные сельские сообщества, возникающие под девизом «назад, к Природе!». Что их всех объединяет? Люди, основывающие альтернативные поселения, стремятся изменить нашу культуру к лучшему, сделать мир более человечным. Это попытка следовать совету Бакминстера Фуллера: «Для того, чтобы изменить что-либо, сотвори новую работающую модель, которая сделает существующую модель устаревшей». И я рада, что сегодня в этом сотворении участвуют люди всего мира, в том числе и в русскоязычных странах.

Диана Лиф Кристиан, апрель 2012


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: