Конструирование «Почемучки»

Конструктивная деятельность становится любимой для большего количества воспитанников. И это не случайно. Она соответствует интересам и потребностям дошкольника. Немаловажно и то, что детское конструирование, особенно в самом начале дошкольного возраста (3 года), тесно связано с игрой: в построенном доме живут куклы-дочки, по переброшенному через реку мосту шоферы перевозят груз, в вагонах поезда отправляются в путешествие герои любимых сказок и т.д.

Вместе с тем постепенно конструирование начинает отделяться от игры, выделяться как самостоятельная деятельность.

В конструктивной деятельности уже достаточно выразительно (особенно к концу пребывания в этой группе) выделяются два основных этапа — процесс создания замысла и процесс воплощения замысла. Дети обдумывают цель, способы ее достиже­ния, планируют последовательность практических действий, предвидят результат.

Более богатым, разнообразным становится тематика конструирования дошкольника. Дети создают постройки, изделия не только из строительного материала для конструирования (кирпичики, кубики, пластины, призмы), но и из бумаги, картона, природного материала.

Конструируют по образцу, по условию, по замыслу.

«Почемучки» способны овладеть простейшими обобщенными операциями конструирования и применить их в своей деятельности (особенно в работе с детьми пятого года жизни). Владение такими приемами значимо для проявления самостоятельности, творчества ребенка в конструктивной деятельности.

В процессе конструктивной деятельности развиваются сенсомоторика, конструктивные способности, практический ум, ориен­тировка в пространстве, воображе­ние, личностные качества. Дети овладевают сенсорными эталонами.

Уровень развития конструктивной деятельности детей во многом зависит от педагога.

Задачи программы «Пралеска»:

♦ обогащать представления дошкольников об окружающем (в том числе об архитектуре, строительстве в городе, сельской местности), формировать интерес к созидательной деятельности;

♦ стимулировать желание создавать самим, конструировать;

♦ содействовать развитию разных видов детского конструиро­вания: по образцу, по конкретному условию, по замыслу.

♦ формировать навыки конструирования (в том числе — обоб­щенные способы) из разных доступных детям материалов (строитель­ного, природного, бумаги);

♦ использовать конструктивную деятельность для развития по­знавательной сферы дошкольника (сенсорики, мышления, воображе­ния, речи, математических представлений, гипотетических знаний в области конструирования и др.);

♦ развивать конструктивные способности ребенка;

♦ использовать конструктивную деятельность как диагностичес­кое средство изучения конкретного ребенка, его микросреды;

♦ использовать творческое самовыражение в конструировании как коррекционное средство в развитии личности дошкольника.

Как работаем с детьми

Создадим «Почемучкам» благоприятные условия для конструк­тивной деятельности. Пополним группу конструктивным материалом и обеспечим возможность заниматься конструированием как со­вместно с нами, на занятиях, так и самостоятельно (индивидуально и небольшой группой).

Расширяя кругозор наших воспитанников, обратим их внимание на ближайшие строения, архитектурные памятники города и т. д. Используем с этой целью наблюдения, экскурсии, рассматривание альбомов, фотографий городских зданий (особенно важно это для старших «Почемучек»). Будем стремиться вызвать у детей эмоцио­нальный отклик на воспринятое, чувство благодарности строителям, желание творить самим.

Учим рассматривать здания, другие постройки. Стремимся развить при этом их сенсорно-аналитическую деятель­ность. Предложим детям рациональные приемы обследования объек­тов: выделить его в целом, затем — основные части, их простран­ственное расположение (слева, справа, внизу и т. п.), затем детали., их место и отношение к основным, а затем вновь — объект в целом. Способствуем накоплению представлений о пространственных характеристиках объектов (протяженность: высота, длина, ширина строения в целом, части его; месторасположение).

Учим, при восприятии построек, учитывать цель последующей деятельности (для конструирования важно рас­смотреть объект со всех сторон, выделить узлы крепления, пропорции и месторасположение).

Помогаем детям овладеть конструктивной деятельностью.

Строительный материал:

Закреп­ляем умение различать основные строительные детали, учим пра­вильно называть их (кирпичик, кубик, пластина, призма, цилиндр).

Учим располагать детали горизонтально, вертикально, по кругу, четырехугольнику. Плотно — деталь к детали и на определенном расстоянии, соединять кирпичики, самостоятельно преобразовывать узор, ви­доизменять строения: изменять высоту, длину.

Предоставляем возможность детям самим поэкспериментировать с материалом конструктора.

Знакомим с рациональным, целесообразным использованием строительного материала.

Стимулируем к самостоятельному подбору деталей конструктора с учетом их величины, формы, цвета, назначения бу­дущей постройки.

Учим детей самостоятельно планировать конст­руктивную деятельность.

Учим создавать несложные построения по образцу и заданию, словесному описанию.

Учим создавать конструкции по образцам: старших «почемучек» — на основе усло­вий, выдвинутых игрой или взрослым: построить пароход так, чтобы на нем могли разместиться команда и пассажиры, построить мост через маленькую речку (большую, широкую) для пешеходов и машин и др.

Поддерживаем желание конструировать по собственному замыс­лу.

Помогаем обыграть постройки, используя, например, знакомые игрушки, объединяя несколько строений одним объектов (дома образуют улицу, по которой едет машина, и т. д.).

В процессе конструирования предлагаем пользоваться как спе­циальным строительным материалом для детей, так и дополни­тельным (фанерные и картонные ящики, палки, коробки, шнуры, доски, бумага, природный материал...).

Конструирование из бумаги:

Привлекаем внимание (старших «Почемучек») к бумаге, ее конструктивным качествам, стремимся вызвать желание самим научиться делать игрушки и другие поделки из этого материала.

Познакомим детей 5 года жизни со способами складывания бумаги: полоски, квадрата, прямоугольника, треугольника. Это поможет им лучше усвоить пространственные отношения, сформировать понятие об «угле», «диагонали», «отношениях равенства».

Поможем детям найти некоторые элементы подобия и отличия в фактуре и пластических свойствах бумаги (зависимость от её плотности и толщины).

Научим пользоваться гладилкой. Продолжим учить пользоваться ножницами.

Покажем многофункциональность игрушки из бумаги и некоторые способы решения игровых задач с ее помощью. Интерес к конструи­рованию из бумаги возрастет, если мы внесем в детскую деятельность элементы игры, фантазии, юмора (например, сделаем фокусника, клоуна, платья для феи, конверты для Нестерки и т. д.). Покажем, как можно сделать из бумаги не только игрушки, но и необходимые в жизни вещи: стакан, коробочку, шапку...

Научим старших воспитанников читать условные обозначения на чертежах и выкройках: пунктир — выгиб, сплошная линия — надрез, заштрихованные участки бумаги — места склеивания и т. д. Этим мы будем содействовать развитию образно-схематического мышления, столь важного для детей.

Поможем им овладеть способом изготовления одинаковых деталей при помощи трафарета или шаблона.

Применяя в процессе обучения детей ориентирующую и стимули­рующую оценку, будем содействовать овладению конструктивной деятельностью, формированию у воспитанников чувства самоценности, гордости, сообразительности, воображения.

Будем использовать конструктивную деятельность и для того, чтобы вызвать у детей интерес к сверстникам, к совместной деятельности. Обратимся к ней тогда, когда возникнет необходимость и в оптимизации межличностных отношений «почемучек», проявляю­щих интерес к конструированию.

Какими стали наши воспитанники

Дети к концу младшего дошкольного возраста (3-5 лет):

• проявляют интерес к архитектурным объектам, художествен­ным оригинальным конструкциям из бумаги, природного материала; эмоционально откликаются на все прекрасное в них;

• у них есть представления о конструктивном материале, его характерных особенностях;

• многие «Почемучки» проявляют желание конструировать;

• детское конструирование отделяется от игры, становится са­мостоятельным видом деятельности;

• накоплен первоначальный опыт конструирования по образцу, по условиям (несложным), по замыслу;

• сформирован ряд конструктивных умений, в том числе — обобщенных;

• для многих дошкольников конструирование становится «полем» для самоутверждения, успехи в нем — предметом гордости.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: