Конструктивная деятельность становится любимой для большего количества воспитанников. И это не случайно. Она соответствует интересам и потребностям дошкольника. Немаловажно и то, что детское конструирование, особенно в самом начале дошкольного возраста (3 года), тесно связано с игрой: в построенном доме живут куклы-дочки, по переброшенному через реку мосту шоферы перевозят груз, в вагонах поезда отправляются в путешествие герои любимых сказок и т.д.
Вместе с тем постепенно конструирование начинает отделяться от игры, выделяться как самостоятельная деятельность.
В конструктивной деятельности уже достаточно выразительно (особенно к концу пребывания в этой группе) выделяются два основных этапа — процесс создания замысла и процесс воплощения замысла. Дети обдумывают цель, способы ее достижения, планируют последовательность практических действий, предвидят результат.
Более богатым, разнообразным становится тематика конструирования дошкольника. Дети создают постройки, изделия не только из строительного материала для конструирования (кирпичики, кубики, пластины, призмы), но и из бумаги, картона, природного материала.
|
|
Конструируют по образцу, по условию, по замыслу.
«Почемучки» способны овладеть простейшими обобщенными операциями конструирования и применить их в своей деятельности (особенно в работе с детьми пятого года жизни). Владение такими приемами значимо для проявления самостоятельности, творчества ребенка в конструктивной деятельности.
В процессе конструктивной деятельности развиваются сенсомоторика, конструктивные способности, практический ум, ориентировка в пространстве, воображение, личностные качества. Дети овладевают сенсорными эталонами.
Уровень развития конструктивной деятельности детей во многом зависит от педагога.
Задачи программы «Пралеска»:
♦ обогащать представления дошкольников об окружающем (в том числе об архитектуре, строительстве в городе, сельской местности), формировать интерес к созидательной деятельности;
♦ стимулировать желание создавать самим, конструировать;
♦ содействовать развитию разных видов детского конструирования: по образцу, по конкретному условию, по замыслу.
♦ формировать навыки конструирования (в том числе — обобщенные способы) из разных доступных детям материалов (строительного, природного, бумаги);
♦ использовать конструктивную деятельность для развития познавательной сферы дошкольника (сенсорики, мышления, воображения, речи, математических представлений, гипотетических знаний в области конструирования и др.);
|
|
♦ развивать конструктивные способности ребенка;
♦ использовать конструктивную деятельность как диагностическое средство изучения конкретного ребенка, его микросреды;
♦ использовать творческое самовыражение в конструировании как коррекционное средство в развитии личности дошкольника.
Как работаем с детьми
Создадим «Почемучкам» благоприятные условия для конструктивной деятельности. Пополним группу конструктивным материалом и обеспечим возможность заниматься конструированием как совместно с нами, на занятиях, так и самостоятельно (индивидуально и небольшой группой).
Расширяя кругозор наших воспитанников, обратим их внимание на ближайшие строения, архитектурные памятники города и т. д. Используем с этой целью наблюдения, экскурсии, рассматривание альбомов, фотографий городских зданий (особенно важно это для старших «Почемучек»). Будем стремиться вызвать у детей эмоциональный отклик на воспринятое, чувство благодарности строителям, желание творить самим.
Учим рассматривать здания, другие постройки. Стремимся развить при этом их сенсорно-аналитическую деятельность. Предложим детям рациональные приемы обследования объектов: выделить его в целом, затем — основные части, их пространственное расположение (слева, справа, внизу и т. п.), затем детали., их место и отношение к основным, а затем вновь — объект в целом. Способствуем накоплению представлений о пространственных характеристиках объектов (протяженность: высота, длина, ширина строения в целом, части его; месторасположение).
Учим, при восприятии построек, учитывать цель последующей деятельности (для конструирования важно рассмотреть объект со всех сторон, выделить узлы крепления, пропорции и месторасположение).
Помогаем детям овладеть конструктивной деятельностью.
Строительный материал:
Закрепляем умение различать основные строительные детали, учим правильно называть их (кирпичик, кубик, пластина, призма, цилиндр).
Учим располагать детали горизонтально, вертикально, по кругу, четырехугольнику. Плотно — деталь к детали и на определенном расстоянии, соединять кирпичики, самостоятельно преобразовывать узор, видоизменять строения: изменять высоту, длину.
Предоставляем возможность детям самим поэкспериментировать с материалом конструктора.
Знакомим с рациональным, целесообразным использованием строительного материала.
Стимулируем к самостоятельному подбору деталей конструктора с учетом их величины, формы, цвета, назначения будущей постройки.
Учим детей самостоятельно планировать конструктивную деятельность.
Учим создавать несложные построения по образцу и заданию, словесному описанию.
Учим создавать конструкции по образцам: старших «почемучек» — на основе условий, выдвинутых игрой или взрослым: построить пароход так, чтобы на нем могли разместиться команда и пассажиры, построить мост через маленькую речку (большую, широкую) для пешеходов и машин и др.
Поддерживаем желание конструировать по собственному замыслу.
Помогаем обыграть постройки, используя, например, знакомые игрушки, объединяя несколько строений одним объектов (дома образуют улицу, по которой едет машина, и т. д.).
В процессе конструирования предлагаем пользоваться как специальным строительным материалом для детей, так и дополнительным (фанерные и картонные ящики, палки, коробки, шнуры, доски, бумага, природный материал...).
Конструирование из бумаги:
Привлекаем внимание (старших «Почемучек») к бумаге, ее конструктивным качествам, стремимся вызвать желание самим научиться делать игрушки и другие поделки из этого материала.
Познакомим детей 5 года жизни со способами складывания бумаги: полоски, квадрата, прямоугольника, треугольника. Это поможет им лучше усвоить пространственные отношения, сформировать понятие об «угле», «диагонали», «отношениях равенства».
|
|
Поможем детям найти некоторые элементы подобия и отличия в фактуре и пластических свойствах бумаги (зависимость от её плотности и толщины).
Научим пользоваться гладилкой. Продолжим учить пользоваться ножницами.
Покажем многофункциональность игрушки из бумаги и некоторые способы решения игровых задач с ее помощью. Интерес к конструированию из бумаги возрастет, если мы внесем в детскую деятельность элементы игры, фантазии, юмора (например, сделаем фокусника, клоуна, платья для феи, конверты для Нестерки и т. д.). Покажем, как можно сделать из бумаги не только игрушки, но и необходимые в жизни вещи: стакан, коробочку, шапку...
Научим старших воспитанников читать условные обозначения на чертежах и выкройках: пунктир — выгиб, сплошная линия — надрез, заштрихованные участки бумаги — места склеивания и т. д. Этим мы будем содействовать развитию образно-схематического мышления, столь важного для детей.
Поможем им овладеть способом изготовления одинаковых деталей при помощи трафарета или шаблона.
Применяя в процессе обучения детей ориентирующую и стимулирующую оценку, будем содействовать овладению конструктивной деятельностью, формированию у воспитанников чувства самоценности, гордости, сообразительности, воображения.
Будем использовать конструктивную деятельность и для того, чтобы вызвать у детей интерес к сверстникам, к совместной деятельности. Обратимся к ней тогда, когда возникнет необходимость и в оптимизации межличностных отношений «почемучек», проявляющих интерес к конструированию.
Какими стали наши воспитанники
Дети к концу младшего дошкольного возраста (3-5 лет):
• проявляют интерес к архитектурным объектам, художественным оригинальным конструкциям из бумаги, природного материала; эмоционально откликаются на все прекрасное в них;
• у них есть представления о конструктивном материале, его характерных особенностях;
|
|
• многие «Почемучки» проявляют желание конструировать;
• детское конструирование отделяется от игры, становится самостоятельным видом деятельности;
• накоплен первоначальный опыт конструирования по образцу, по условиям (несложным), по замыслу;
• сформирован ряд конструктивных умений, в том числе — обобщенных;
• для многих дошкольников конструирование становится «полем» для самоутверждения, успехи в нем — предметом гордости.