Формы организации мотивационного процесса

К прямым неимперативным (изменяющимся) формам воздействия относятся просьба, предложение (совет) и убеждение.

Просьба. Этот метод используют, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто-то нуждается в помощи. Во многих случаях субъектам (особенно детям и подчиненным) льстит, что вместо приказа старший по возрасту или должности просит, тем самым показывается зависимость просящего от того к кому он обращается. Просьба оказывает большое влияние, если облекается в ясные и вежливые формулировки и сопровождается уважением к праву отказать.

Предложение (совет). Предложить кому-либо что-то – значит представить

на обсуждение это что-то как известную возможность (вариант) решения

проблемы. Принятие субъектом предложения зависит от степени безвыходности

положения, в котором он находиться, от авторитетности лица, которое

предлагает, от привлекательности предлагаемого и от особенностей личности

самого субъекта. Так, например холерик на предложение скорее ответит

сопротивлением, сангвиник проявит к нему любопытство, меланхолик ответит

избеганием, а флегматик – отказом или затяжкой времени, так как ему нужно

разобраться в предложении.

Убеждение. Это метод воздействия на сознание личности через обращение

к ее собственному критическому суждению. Основой убеждения служит

разъяснение сути явления, причинно-следственных связей и отношений,

выделение социальной и личностной значимости решения того или иного

вопроса. Убеждение можно считать успешным, если человек оказывается в

состоянии самостоятельно обосновать принятое решение, оценивая его

положительные и отрицательные стороны. Убеждение как психологическое

воздействие должно создавать у человека убежденность в правоте другого и

собственную уверенность в правильности принимаемого решения.

Сопротивление субъекта убеждающим воздействиям зависит от его

морального состояния. При подавленности человека, понимании им

бесперспективности того, что он делал раньше, его сопротивление резко

уменьшается.

К прямым императивным формам воздействия относятся приказы,

требования, принуждение.

Приказ, требование. В случае приказа, требования особенностью

формирования мотива является то, что человек принимает их как цель.

Формирование мотива при заданной извне цели происходит по следующей

схеме: 1. Задаваемая цель (приказ, требование);

2. Осознание задаваемой цели и ее значимости для других;

3. Осознание значимости цели для себя с учетом:

* необходимости действий в связи с выполняемой ролью, с чувством долга;

* последствиями в случаи согласия или отказа;

* собственных интересов.

4. Актуализация потребностей:

* в самоуважении;

* в самосохранении (избежании наказания).

5. Учет возможностей, ситуаций;

6. Принятие решения;

7. Намерение (побуждение к действию)

8. Действие;

9. Реальная цель.

Приказ или требование как форма воздействия могут использоваться в

случаях, когда один человек имеет право распоряжаться поведением другого

(других). Требование воспринимается как проявление власти над другим. Это

приводит к внутреннему сопротивлению выдвигаемым требованиям. Снять эту негативную реакцию можно путем тщательной аргументации выдвигаемого требования. Это способствует осознанному, а не слепому выполнению требования. Тогда требование становиться из внешнего побудителя внутренним.

Принуждение. Эта форма воздействия используется обычно тогда, когда

другие методы воздействия на мотивацию оказываются недейственными или когда

нет времени, чтобы их использовать.

Принуждение действенно только в том случае, если принуждающий имеет

более высокий статус, чем принуждаемый.

Положительной стороной принуждения является то, что оно может

способствовать снятию конфликтной ситуации на данном отрезке времени и

выполнению субъектом необходимых действий. Кроме того, это один из способов

воспитания чувства долга. «Человек, который не умеет принудить себя делать

то, чего не хочет, никогда не достигнет того, чего хочет», - писал

К.Д.Ушинский.

Манипуляция. Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: