Предмет, задачи и функции социальной психологии

Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп. Предметом является исследование закономерностей психического взаимодействия личностей и способов влияния на человека, коллектив… социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений, изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп. Задачи социальной психологии:1) продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;2) содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;3) исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);4) социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;5) анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;6) взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;7) обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии. Выделяют следующие функции социальной психологии:

1. Методологическую, связанную с потребностью определения объекта и предмета социальной психологии; выявления её принципов и методов познания исследуемых феноменов; формирования концептуального и инструментального аппарата науки; определения путей практического применения в общественной жизни результатов эмпирических исследований;

2. Теоретико-познавательную:

1) познание общественно-психологической закономерностей и механизмов;

2) выявление закономерностей и механизмов функционирования факторов, детерминирующих общно-психологические явления и процессы в современном мире;

3) раскрытие сущности самих общно-психологических явлений и процессов, их природы, внутренних закономерностей возникновения и развития;

4) определение путей и методов, средств эффективного управления групповыми и массовидными общественно-психологическими процессами;

3. Мировоззренческую, которая с одной стороны, синтезирует современные научные представления о природе, общественной психологии людей и её месте в системе общественного сознания, в духовной жизни общества, закономерностях функционирования социально-психологических феноменов тем самым способствует выработке определенного видения социально-психологической картины мира, с другой - показывает, как должен осуществляется процесс формирования правильных знаний о социально-психологических феноменах, их влияния на функции общественного организма в системе «Человек -группа - коллектив - общность - общество».

4. Регулятивную, показывающую, какое непосредственное воздействие, и как общественно-психологические явления и процессы оказывают на развитие и функционирование всех других экономических и общественных феноменов, проявляющихся в жизни и деятельности людей;

5. Прогностическую, с одной стороны - раскрытие динамики соотношения и взаимосвязи между идеологией и общественной психологией на ближайшую и отдаленную перспективу, позволяет правильно и всесторонне оценить их, с другой - даёт возможность определить оптимальное соотношение между индивидуальным, коллективным, общечеловеческим в психологии гармонично-развитого человека будущего;

6. Аксиологическую, позволяющую определить реальные и мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: