Мультимедийные обучающие программы: преимущества и недостатки

В настоящее время в век информационных технологий все большую роль в обучении иностранным языкам играют различные мультимедийные программы, как при самостоятельном изучении языка, так и при совместном изучении с преподавателем. В данной статье мне хотелось бы обратиться к вопросу рассмотрения преимуществ и недостатков мультимедийных обучающих программ.

Иностранный язык в отличие от родного изучается нами со стадий алфавита, чтения и письма по направлению к говорению, получается, несколько искусственным путем. Поэтому одна из задач, как преподавателя, так и мультимедийных средств при обучении ИЯ – это сделать процесс обучения максимально приближенным к естественной среде познания языка, а также возбудить у учащегося интерес и создать мотивацию.

Мультимедийные программы создают интерактивную среду, похожую на среду естественной коммуникации

Она позволяет освоить и усвоить большое количество фонетического, лексического, грамматического материала в контексте культуры изучаемого языка, а также в контексте важнейших мировых тенденций. Современные мультимедийные программы предлагают учащемуся следующие возможности: интерактивные упражнения, уроки для повторения, словари лексики курса, грамматические справочники, систему re-wise для заучивания слов, возможность тренировать произношение с микрофоном, систему распознавания речи с графиком речевого сигнала и т.д. Перечисленные особенности, конечно же, варьируются в рамках разных мультимедийных курсов.

Обучающие мультимедийные программы отличаются и своими целевыми установками

Существуют программы для тех, кто изучает язык с нуля (уровень Beginner), для тех, кто что-то знал, но забыл (False Beginner, Pre-Intermediate), для тех, кто имеет достаточно хороший базовый уровень и желает продолжить изучение языка (Intermediate, Upper-Intermediate), для продвинутых учащихся (Advanced). Существуют также специализированные мультимедийные курсы для изучения и тренировки произношения, лексики, грамматики (кто не знает курсы «Профессор Хиггинс. Английский без акцента», «Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента»), а также программы, объединяющие все уровни, например, мультимедийный курс «English Elements», рассчитанный на 3 года интенсивных занятий и состоящий из 5 уровней.

Итак, каковы же достоинства мультимедийных программ для обучения иностранным языкам:

1) наглядность представления материала (использование цвета, иллюстраций, видео, звука и т.д.);

2) быстрая обратная связь – мониторинг успеваемости (встроенные тест-системы обеспечивают мгновенный контроль усвоения материала; интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала);

3) универсальность (применение при обучении всем аспектам языка и видам речевой деятельности);

4) сбалансированность материала (наиболее эффективное сочетание упражнений, ориентированное на приобретение и закрепление всех или определенных коммуникативных компетенций; плавный переход от аудирования к чтению, к проверке прочитанного и далее к грамматическим упражнениям и т.д.);

5) индивидуальный подход (возможность самостоятельного выбора сложности материала, последовательности выполнения упражнений, отбора лексического материала для повторения с помощью специальных встроенных функций);

6) аутентичность материала (особенно важна при обучении говорению и тренировке произношения);

7) разнообразное содержание и форма подачи материала (мотивирующее учащегося);

8) возможность пополнения основной части программы новыми типами упражнений.

В последнее время мультимедийные обучающие программы все чаще используются не только как дополнительное средство при обучении ИЯ, но и выступают как база для изучения иностранного языка при самостоятельном изучении. Имея ряд преимуществ перед традиционными средствами и методами обучения,

мультимедийные программы обладают и некоторыми недостатками:

1) отсутствие реальной коммуникации (даже в интерактивном режиме; сказывается нехватка живого персонального общения, диалога, практически отсутствует возможность спонтанных высказываний);

2) недостаточная гибкость при оценке результатов (программа имеет определенный алгоритм и не допускает нескольких вариантов ответа, например, разговорный вариант, мелкие погрешности или вариации в написании слов и т. п. – ответ автоматически считается неправильным);

3) ограничение времени выполнения задания (не все, но многие мультимедийные курсы имеют данную функцию, что мешает реализации индивидуального подхода в обучении ИЯ);

4) интерфейс многих программ отличается запутанностью или является не очень удобным для работы (слишком мелкий шрифт; сложность самостоятельного контроля успеваемости, при отсутствии функции автоматического контроля; отсутствие функции повтора отдельных высказываний и слов в упражнениях на аудирование).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: