Тема дисциплины и междисциплинарные связи

№ п/п   Междисциплинарные связи Наименование темы
Биохимия смешанной слюны
  Нормальная физиология +
  Патологическая физиология +
  Патологическая анатомия +
  Фармакология +
  Микробиология и вирусология +
  Иммунология +
  Клинические дисциплины: внутренние болезни +
  Профессиональные дисциплины: кариесология, имплантология, санология, профилактика стоматологичсеских заболеваний. +

Время занятия: 135 мин (3 ч)

Оснащение. Диагностические полоски для определения рН или универсальная индикаторная бумага; уксусная кислота,3%-ный раствор; азотная кислота, 30%-ный раствор; нитрат серебра,1%-ный раствор; молибденовый реактив; оксалат аммония,4%-ный раствор; сульфат меди(II),2%-ный раствор; гидроксид натрия,10%-ный раствор; сульфосалициловая кислота, 20%-ный раствор; Реактив Феллинга; глюкотесты; фенол,10%-ный раствор; хлорид железа (III),1%-ный и 0,01%-ный растворы; уксусная кислота, концентрированная; α-нафтол,1%-ный спиртовой раствор; серная кислота, концентрированная; сульфат аммония, насыщенный раствор; пероксид водорода,1%-ный раствор; кислота хлористоводородная,2%-ный раствор; фенол,1%-ный раствор; молочная кислота, 0,1%-ный раствор; крахмал, 0,1%-ный раствор, свежеприготовленный; раствор Люголя: (в 100 мл дистиллированной воды растворяют 20 г йодида калия и 10 г йода; перед употреблением раствор разводят в 5 раз); 1%-ный раствор пероксида водорода.

Оборудование: стаканчики на 50 мл; бюретки на 10 и 20 мл, пипетки на 1, 2, 5 и 10 мл; капельницы; фильтры; воронки; стеклянные палочки, водяная баня с термостатом;штатив с пробирками; вытяжной шкаф.

Материал. Слюна и слюна, разведенная в 10 раз.

Место пpоведения – биохимическая лаборатория.

Задание на дом.

Вопpосы для самоподготовки Источники инфоpмации Вопpосы самоконтpоля
1. Ротовая жидкость как многокомпонентная система Лекции; Тумаков С.А. Биохимия в стоматологии. Учебное пособие. Самара: СМИ «РЕАВИЗ», 2007 (далее «Биохимия в стоматологии»). 1.Перечислите основные компоненты, составляющие ротовую жидкость. 2.Какие факторы влияют на качественный и количественный состав ротовой жидкости?
2. Слюна, как основной компонент ротовой жидкости. Лекции; «Биохимия в стоматологии», стр.68 1.Какие три типа слюнных желез выделяют? 2.Какие железы относятся к серозным и какой секрет они вырабатывают? 3.Где расположены слизистые железы и какую слюну они вырабатывают? 4.Что такое смешанная слюна? 5.Какие железы продуцируют смешанную слюну 6.Факторы, влияющие на процесс саливации (слюноотделения). 7.К чему приводит уменьшение слюноотделения?
3. Основные физико-химические характеристики слюны Лекции; «Биохимия в стоматологии», стр.69. 1.Опишите физические свойства смешанной слюны как биологической жидкости. 2.Выпишите численные значения в норме и при кариесе следующих показателей слюны: плотности, вязкости, рН
4. Химический состав смешанной слюны Лекции, «Биохимия в стоматологии», стр.52,69-76. 1.Какие компоненты входят в состав слюны и в каких соотношениях? 2.Какова роль минеральных веществ в слюне? 3.В каком виде присутствуют неорганические компоненты в слюне? Что такое ионная сила слюны? Сравните ее с ионной силой плазмы крови, что характеризует этот показатель? 4.Какие неорганические компоненты имеют наиважнейшее значение в поддержании динамического равновесия между ротовой жидкостью и эмалью зуба? 5.Какую роль играет присутствие в ротовой жидкости ионов фтора? 6.Какие органические компоненты присутствуют в слюне? 7.Как делятся белковые компоненты слюны по функциональным свойствам? 8.Назовите слизеподобные белки, какова их химическая природа и какие функции они выполняют? 9.Ферменты слюны, участвующие в пищеварении. 10.Какие ферменты слюны выполняют защитные функции? 11.Какую функцию выполняют кислая и щелочная фосфатазы слюны? 12.Перечислите специфические и неспецифические иммунные факторы и внеклеточные регуляторы обмена веществ, обнаруженные в слюне.
5. Биологические функции слюны Лекции; Тумаков С.А. Биохимия в стоматологии. Учебное пособие. Самара: СМИ: «РЕАВИЗ», 2007 (далее - «Биохимия в стоматологии»), стр.76-94. 1.Пищеварительная функция слюны. Какие белки и ферменты участвуют в переваривании пищи? Какова их химическая природа? Какое значение имеет определение активности амилазы слюны в клинической и судебно-медицинской практике? 2.Защитная функция слюны. Неспецифические защитные системы полости рта (лизоцим, лактоферрин, лакто- и миелопероксидазы, иммуноглобулины) и специфические защитные системы слюны (муцины и протеогликаны, статхерины и гистатины, белки, богатые пролином). Их вклад в защите ротовой полости. 3.Буферные системы слюны и их роль в поддержании кислотно-основного баланса в ротовой полости. 4.Минерализующя функция слюны. Почему в слюне, пересыщенной ионами кальция и фосфатов, не образуется трудно растворимые соли? Слюна как структурированная система.
6. Саливадиагностика Лекции, Биохимия в стоматологии, стр.99-100 1.Преимущества неинвазивных методов исследования по сравнению с исследованием плазмы крови. 2.Почему для врача-стоматолога важное значение имеет исследование качественного и количественного состава слюны. 3. Какие компоненты слюны могут служить маркерами различных патологическтих состояний организма?
7. Подготовка протокола лабораторной работы. Методические разработки кафедры. Пользуясь описанием лабораторных работ, выполняемых на занятии, подготовьте протокол лабораторной работы, в котором необходимо отразить принцип метода и ход работы.

План самостоятельной pаботы студентов

Название этапа Описание этапа Цель этапа Вpемя, мин
1. Собеседование. Определение темы и цели занятия, обоснование актуальности. Раскрыть практическую значимость в профессиональной подготовке.  
2. Самостоятельная экспериментальная работа. Выполнение лабораторных работ: 1.Определение рН слюны. 2.Определение минеральных компонентов слюны. 3.Открытие органических компонентов слюны. 4.Количественное определение активности амилазы слюны по Вольгемуту. Приобретение навыков исследования слюны.  
3. Оформление результатов лабораторной работы и выводы по результатам работы. Занесение в протокол лабораторной работы полученных результатов. Формулировка выводов и их запись в протоколе. Формирование у студентов умения объяснять результаты экспериментальных данных с использованием теоретических знаний, обобщать полученные знания, делать выводы.  
4. Отчет-защита протоколов лабораторной работы. Студент отвечает на вопросы преподавателя по проделанной работе и на теоретические вопросы по изучаемой теме. Выявление степени усвоения изучаемой темы.  
5. Заключение. Подведение итогов занятия и получение домашнего задания. Преподаватель ориентирует студентов на самостоятельную работу дома при подготовке к следующему занятию. Повышение эффективности самостоятельной внеаудиторной подготовки.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: