№ п/п | Междисциплинарные связи | Наименование темы |
Биохимия смешанной слюны | ||
Нормальная физиология | + | |
Патологическая физиология | + | |
Патологическая анатомия | + | |
Фармакология | + | |
Микробиология и вирусология | + | |
Иммунология | + | |
Клинические дисциплины: внутренние болезни | + | |
Профессиональные дисциплины: кариесология, имплантология, санология, профилактика стоматологичсеских заболеваний. | + |
Время занятия: 135 мин (3 ч)
Оснащение. Диагностические полоски для определения рН или универсальная индикаторная бумага; уксусная кислота,3%-ный раствор; азотная кислота, 30%-ный раствор; нитрат серебра,1%-ный раствор; молибденовый реактив; оксалат аммония,4%-ный раствор; сульфат меди(II),2%-ный раствор; гидроксид натрия,10%-ный раствор; сульфосалициловая кислота, 20%-ный раствор; Реактив Феллинга; глюкотесты; фенол,10%-ный раствор; хлорид железа (III),1%-ный и 0,01%-ный растворы; уксусная кислота, концентрированная; α-нафтол,1%-ный спиртовой раствор; серная кислота, концентрированная; сульфат аммония, насыщенный раствор; пероксид водорода,1%-ный раствор; кислота хлористоводородная,2%-ный раствор; фенол,1%-ный раствор; молочная кислота, 0,1%-ный раствор; крахмал, 0,1%-ный раствор, свежеприготовленный; раствор Люголя: (в 100 мл дистиллированной воды растворяют 20 г йодида калия и 10 г йода; перед употреблением раствор разводят в 5 раз); 1%-ный раствор пероксида водорода.
|
|
Оборудование: стаканчики на 50 мл; бюретки на 10 и 20 мл, пипетки на 1, 2, 5 и 10 мл; капельницы; фильтры; воронки; стеклянные палочки, водяная баня с термостатом;штатив с пробирками; вытяжной шкаф.
Материал. Слюна и слюна, разведенная в 10 раз.
Место пpоведения – биохимическая лаборатория.
Задание на дом.
Вопpосы для самоподготовки | Источники инфоpмации | Вопpосы самоконтpоля |
1. Ротовая жидкость как многокомпонентная система | Лекции; Тумаков С.А. Биохимия в стоматологии. Учебное пособие. Самара: СМИ «РЕАВИЗ», 2007 (далее «Биохимия в стоматологии»). | 1.Перечислите основные компоненты, составляющие ротовую жидкость. 2.Какие факторы влияют на качественный и количественный состав ротовой жидкости? |
2. Слюна, как основной компонент ротовой жидкости. | Лекции; «Биохимия в стоматологии», стр.68 | 1.Какие три типа слюнных желез выделяют? 2.Какие железы относятся к серозным и какой секрет они вырабатывают? 3.Где расположены слизистые железы и какую слюну они вырабатывают? 4.Что такое смешанная слюна? 5.Какие железы продуцируют смешанную слюну 6.Факторы, влияющие на процесс саливации (слюноотделения). 7.К чему приводит уменьшение слюноотделения? |
3. Основные физико-химические характеристики слюны | Лекции; «Биохимия в стоматологии», стр.69. | 1.Опишите физические свойства смешанной слюны как биологической жидкости. 2.Выпишите численные значения в норме и при кариесе следующих показателей слюны: плотности, вязкости, рН |
4. Химический состав смешанной слюны | Лекции, «Биохимия в стоматологии», стр.52,69-76. | 1.Какие компоненты входят в состав слюны и в каких соотношениях? 2.Какова роль минеральных веществ в слюне? 3.В каком виде присутствуют неорганические компоненты в слюне? Что такое ионная сила слюны? Сравните ее с ионной силой плазмы крови, что характеризует этот показатель? 4.Какие неорганические компоненты имеют наиважнейшее значение в поддержании динамического равновесия между ротовой жидкостью и эмалью зуба? 5.Какую роль играет присутствие в ротовой жидкости ионов фтора? 6.Какие органические компоненты присутствуют в слюне? 7.Как делятся белковые компоненты слюны по функциональным свойствам? 8.Назовите слизеподобные белки, какова их химическая природа и какие функции они выполняют? 9.Ферменты слюны, участвующие в пищеварении. 10.Какие ферменты слюны выполняют защитные функции? 11.Какую функцию выполняют кислая и щелочная фосфатазы слюны? 12.Перечислите специфические и неспецифические иммунные факторы и внеклеточные регуляторы обмена веществ, обнаруженные в слюне. |
5. Биологические функции слюны | Лекции; Тумаков С.А. Биохимия в стоматологии. Учебное пособие. Самара: СМИ: «РЕАВИЗ», 2007 (далее - «Биохимия в стоматологии»), стр.76-94. | 1.Пищеварительная функция слюны. Какие белки и ферменты участвуют в переваривании пищи? Какова их химическая природа? Какое значение имеет определение активности амилазы слюны в клинической и судебно-медицинской практике? 2.Защитная функция слюны. Неспецифические защитные системы полости рта (лизоцим, лактоферрин, лакто- и миелопероксидазы, иммуноглобулины) и специфические защитные системы слюны (муцины и протеогликаны, статхерины и гистатины, белки, богатые пролином). Их вклад в защите ротовой полости. 3.Буферные системы слюны и их роль в поддержании кислотно-основного баланса в ротовой полости. 4.Минерализующя функция слюны. Почему в слюне, пересыщенной ионами кальция и фосфатов, не образуется трудно растворимые соли? Слюна как структурированная система. |
6. Саливадиагностика | Лекции, Биохимия в стоматологии, стр.99-100 | 1.Преимущества неинвазивных методов исследования по сравнению с исследованием плазмы крови. 2.Почему для врача-стоматолога важное значение имеет исследование качественного и количественного состава слюны. 3. Какие компоненты слюны могут служить маркерами различных патологическтих состояний организма? |
7. Подготовка протокола лабораторной работы. | Методические разработки кафедры. | Пользуясь описанием лабораторных работ, выполняемых на занятии, подготовьте протокол лабораторной работы, в котором необходимо отразить принцип метода и ход работы. |
План самостоятельной pаботы студентов
|
|
Название этапа | Описание этапа | Цель этапа | Вpемя, мин |
1. Собеседование. | Определение темы и цели занятия, обоснование актуальности. | Раскрыть практическую значимость в профессиональной подготовке. | |
2. Самостоятельная экспериментальная работа. | Выполнение лабораторных работ: 1.Определение рН слюны. 2.Определение минеральных компонентов слюны. 3.Открытие органических компонентов слюны. 4.Количественное определение активности амилазы слюны по Вольгемуту. | Приобретение навыков исследования слюны. | |
3. Оформление результатов лабораторной работы и выводы по результатам работы. | Занесение в протокол лабораторной работы полученных результатов. Формулировка выводов и их запись в протоколе. | Формирование у студентов умения объяснять результаты экспериментальных данных с использованием теоретических знаний, обобщать полученные знания, делать выводы. | |
4. Отчет-защита протоколов лабораторной работы. | Студент отвечает на вопросы преподавателя по проделанной работе и на теоретические вопросы по изучаемой теме. | Выявление степени усвоения изучаемой темы. | |
5. Заключение. | Подведение итогов занятия и получение домашнего задания. Преподаватель ориентирует студентов на самостоятельную работу дома при подготовке к следующему занятию. | Повышение эффективности самостоятельной внеаудиторной подготовки. |
|
|