Тема 3. Понятие, задачи адвоката, адвокатуры, адвокатской деятельности

Начинать изучение этой темы необходимо с четкого усвоение понятия “адвокатуры”. Понятие это содержится в Федеральном законе “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ”. Именно в этом законе раскрывается, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Для правильного понимания деятельности адвокатуры необходимо внимательно изучить принципы, на основе которых она действует, а именно законности, независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов.

Итак, адвокат – это лицо, которое в установленном законом порядке получило статус адвоката и право на осуществление адвокатской деятельности. Правовой статус адвоката подводит нас к формулировке понятия “адвокатура” в современном звучании, таким образом, адвокатура – это профессиональное сообщество лиц, получивших статус адвоката и занимающихся адвокатской деятельностью. Не входя в структуру государственной власти и органов местного самоуправления, адвокатура может и должна служить инструментом гражданского общества, с помощью которого общество сохраняет баланс между государственными интересами и интересами отдельных граждан. В этом и состоит главная задача адвокатуры на современном этапе ее развития. Эти положения закреплены в новом Федеральном Законе “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”.

В статье 6 Федерального закона раскрываются те самые общепрофессиональные полномочия, которые позволяют судить о специальном статусе адвоката, и связаны неразрывно с критерием «квалифицированности» помощи. Обратите внимание, современное законодательство дает достаточное количество «новых» прав адвокату. В частности теперь адвокатам предоставлено право осуществлять своего рода независимое следствие (при единственном требовании: соблюдении закона), а также предоставлены инструменты, позволяющие наиболее полно выполнять поставленные перед адвокатом профессиональные задачи по представительству интересов или защите доверителя. Конечно, большинство этих полномочий еще раскрывается в отраслевом законодательстве, но Федеральный закон отразил наиболее важные элементы с точки зрения общего (единого) правового статуса адвоката.

Часть 4 статьи 6 Федерального закона перечисляет определенные действия, которые непозволительно совершать адвокату как обладателю специального (особенного) статуса в рамках осуществления им своей профессиональной деятельности.

Специальный статус адвоката подчеркивается особым запретом: запретом на негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Данная норма имеет принципиальный характер и основана на том, что в случае такого сотрудничества органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность могли бы стать известны сведения о лице, в отношении которого проводятся эти мероприятия. А также возникала бы проблема оказываемого взаимного влияния как на позицию адвоката, так и на позицию органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Более того, запрет на подобное сотрудничество является взаимным и содержится в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 17).

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», статус адвоката «вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.

У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения».

Таким образом, законодатель определяет квалификацию через наличие высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности и стаж работы по специальности. Решение о присвоении статуса адвоката принимается квалификационной комиссией после сдачи претендентом квалификационного экзамена (п.3 ст. 9).

Кроме указанных выше требований, законодательно установлено обязательное наличие стажа по юридической специальности, в который включается работа по определенным профессиям (судьи, преподавателя юридических дисциплин, адвоката, помощника адвоката, и т.д.). Данный перечень считается исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Также напомним, что в редакции Федерального закона от 20 декабря 2004 года для лиц, получивших образование по юридической специальности впервые, установлено дополнительное условие: стаж исчисляется с момента окончания вуза. Обычное исчисление стажа происходит с момента возникновения трудовых отношений на основании трудового договора. В соответствии со статьей 14 Трудового кодекса Российской Федерации течение срока начинается с календарной даты, определяющей начало возникновения трудовых отношений. Такое уточнение законодателя в отношении стажа претендентов на статус адвоката, получивших юридическое образование впервые, является обоснованным. Нововведением является также и допущение к приобретению статуса адвоката иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом для них устанавливается общий порядок приобретения статуса адвоката: то есть они должны получить юридическое образование в российском вузе и иметь стаж работы по специальности не менее двух лет на должностях, указанных в п. 4 ст. 9 Федерального закона. Однако круг должностей, на которых иностранные граждане могут приобрести необходимый стаж, значительно сужен: так, иностранные граждане не могут быть судьями, прокурорами, занимать большинство государственных должностей и должностей в органах местного самоуправления.

Обращаем Ваше внимание, что введение нормы, регулирующей институт адвокатской тайны, является одной из наиболее важных новшеств этого закона, поскольку в ранее действовавшем законодательстве – как процессуальном, так и законодательстве об адвокатуре – подобный институт не определялся и не регулировался. Единственным исключением является упоминание адвокатской тайны (наряду с врачебной, нотариальной тайной, тайной переписки и т.д.) в Перечне сведений конфиденциального характера, связанных с профессиональной деятельностью, доступ к которым в соответствии с действующим законодательством ограничен. Данный перечень был утвержден Указом Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188.

Однако в некоторых законодательных актах, принятых уже во время обсуждения нового закона об адвокатуре – например, в Налоговом кодексе Российской Федерации – понятие адвокатской тайны в предыдущие годы уже было введено. Это имеет большое значение, поскольку институт адвокатской тайны должен быть закреплен во всех отраслях российского законодательства.

Значение адвокатской тайны особенно велико. Отсутствие законодательно гарантированной адвокатской тайны создавало бы ситуацию, в которой доверители не решались бы сообщать адвокату какую-либо информацию, вызывающую у них опасения, в то время как адвокат не решался бы получать такую информацию, а полученную информацию – использовать в интересах доверителей. И напротив, знание того, что любая представленная ими информация не может быть истребована от адвоката, выполняющего обязанности их защитника или представителя, способствует тому, чтобы граждане и организации, обращающиеся к адвокату, относились к нему с доверием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: