Приёмы речевого воздействия.
К приемам манипулятивного аргументирования можно отнести следующие:
§ Селекция приемлемых фактов и аргументов.
§ Специальный подбор фактов для усиления или ослабления значимой для формирования мнения информации.
§ Полуправда, когда сообщается лишь информация, которая выгодна говорящему, и умалчивается та, которая ему невыгодна и которую не должен знать реципиент. Крайнее и в настоящее время редкое проявление этого приема - пристрастная ложь.
§ Акцентирование несущественных, но выгодных для говорящего компонентов информации.
§ Прием обобщений и типизации событий и явлений, способствующий стереотипизации ситуаций, событий, личностей. При этом игнорируется то, что отличает события и явления друг от друга.
§ Оперирование сравнительными данными, изменение истинных масштабов событий и явлений - преуменьшение и преувеличение их значимости. Подвидом этого приема является превращение ряда событий в серьезную проблему, например, затрагивающую интересы нации.
|
|
§ Дробление подачи информации, приводящее к ситуации неопределенности.
§ Фактор времени: скорость подачи информации, ее схематичность (детальность), расположение в ряду других фактов и аргументов.
§ «Двойные стандарты» или «готтентотская мораль», предполагающая смену коннотаций, когда одни и те же доводы признаются убедительными, если они высказываются в защиту своей позиции, и неприемлемыми когда их высказывает оппонент.
§ Создание иллюзии непредвзятости и объективности, при этом при высказывании противоположных взглядов приемлемые для манипулятора взгляды ставятся в «сильную позицию» конца, лексически оформляются нейтрально или позитивно и т.д.
§ Использование софизмов и специальных инструментов.
Психолингвистические и лингвистические:
§ Использование возможностей речевой динамики (изменение тона, громкости голоса, темпа речи, модуляции и др.).
§ Эмоционально окрашенные повторы; частое повторение простых лозунгов и призывов. Ослабление концентрации внимания на их смысле способствует тому, что идея оставляет мнемонические следы в памяти человека, достаточно глубоко врезаясь в подсознание (хотя нельзя игнорировать и смысловую аттрицию слова из-за его частого употребления). Постепенное приучение реципиента к какому-либо бездоказательному утверждению (призыву) при помощи его повторения часто заканчивается объявлением его очевидности.
§ Использование номинаций для игры с эмоционально-оценочными коннотациями: парафразов, эвфемизмов, «ярлыков». Например, приемом манипулятивного РВ является утверждение о б льшей полезности для общества Билла Гейтса, чем некого школьного учителя. Пристрастная оценочность создается контрастом уникальности и типичности, материального благосостояния (с ярлыком «успешности») и его отсутствия; ключевым же инструментом является Несоизмеримость «пользы» в качественном и количественном отношении.
|
|
§ Использование риторических фигур и тропов.
§ Конкретность смысла высказывания и образность (визуальная, аудиальная) ключевых слов, их яркие кинестетические характеристики.
§ Использование языковых приемов рефрейминга [Гордон Д. 1994: 39]:
§ Игра с референтными индексами (то есть конкретными существительными, которые специфически именуют что-либо в опыте реципиента).
§ Использование обобщенных и абстрактных глаголов, не объясняющих, как именно делать что-либо - реципиенту оставляется свобода выбора. Номинализация - использование абстрактных процессуальных существительных. Этот прием обладает свойством стирания информации (злость - на кого?, «грустинка» - в связи с чем?), инициирует «трансдеривационный» поиск, расширяет выбор реципиента.
§ Вставленные команды - введение в предложение обращения (имени реципиента, местоимения 2-го л.), так что высказывание, следующее за обращением, становится для реципиента директивой.
§ Установка якорей - маркировка событий, идей, персонажей интонациями, жестами, прикосновениями и т.д. с тем, чтобы внедрить их а пределы внимания и зафиксировать в сознании (подсознательном) реципиента.
§ Использование ассертивов, иначе говоря, преобладание «да» в значении утверждения, согласия и одобрения и избежание слов «нет» и «не» (экспериментально установлено, что последние формируют отрицательное отношение к сказанному - запрет, ограничение, навязывание, желание поставить в подчиненно-зависимое положение).