Сегмент русского искусства на международном рынке

МАРК РОТКО Оранжевое, красное, черное. 1961

Цена 86,9 миллиона долларов

Christie’s. 08.05.2012

Самое дорогое произведение художника орбиты русского искусства в 2012 году

По оценкам ARTinvestment.RU, оборот произведений русских художников и художников орбиты русского искусства, продаваемых на зарубежных аукционах, в 5–7 раз превосходит оборот всего нашего внутреннего рынка искусства.

В прошлом году зарубежный аукционный оборот по русскому искусству составил более 420 миллионов долларов (3,6 % общемирового аукционного оборота). В 2012 году этот показатель, вероятно, вырастет на 20 %. Самой дорогой сделкой первой половины 2012 года для произведения художника из орбиты русского искусства стала продажа работы Марка Ротко «Оранжевое, красное, черное» (1961) за 86,9 миллиона долларов на Christie’s. Картина стала не только самой дорогой работой художника русского происхождения, но и самым дорогим произведением послевоенного и современного искусства, проданным на открытых торгах.

Ценовая динамика и покупательская активность. Динамика индекса ARTIMX позволяет сделать вывод, что условная тысяча долларов, вложенная в рынок русского искусства в январе 2012 года, превратилась к ноябрю в 1232 доллара. При этом русский сегмент дорожал более высокими темпами, чем мировой.

Покупательская активность на зарубежных аукционах в 2012 году была в 1,5–2 раза выше, чем на внутреннем рынке. Так, в 2012 году на мировых аукционах продавалось в среднем 64–65 % «русских» лотов. А на торгах лондонской «русской недели» доля проданных лотов приближалась к 65–70 %. Произведения часто уходили без борьбы, по нижним эстимейтам, но на отдельных лотах завязывалась серьезная борьба. Помимо традиционного интереса к классике, по итогам торгов был отмечен повышенный спрос на произведения шестидесятников: работы первых имен уходили с двукратным превышением эстимейта.

Конъюнктура зарубежного рынка русского искусства. Аукционный сегмент русского искусства на международном рынке испытывает давление во многом тех же факторов, что и внутренний рынок, прежде всего фактора дефицита шедевров. Эксперты отмечают, что с каждым годом каталоги «русских торгов» ведущих мировых аукционов становятся слабее. Параллельно фиксируется значительный рост цен на шедевры. С высокой вероятностью, тенденция эта будет усиливаться.

Среди новых вызовов для сегмента русского искусства в среднесрочной перспективе можно отметить фактор смены интересов коллекционеров. Если раньше русские коллекционеры фокусировались преимущественно на русском искусстве, на антиквариате, то в последние годы в зоне внимания русских покупателей присутствуют и импрессионисты, и американское послевоенное искусство и мировое современное искусство. Эта тенденция к расширению инвестиционного кругозора особенно усиливается по мере отъезда части коллекционеров из России на Запад.

Динамика ценового индекса сегмента русского искусства ARTIMX-RUS в 2012 году

Источник: artinvestment.ru

Динамика индекса покупательской активности в сегменте русского искусства ARTIMXba в 2012 году

Влияние на рынок искусства политических факторов

Как это ни парадоксально, но в числе негативных политических факторов, действующих на российский арт-рынок, можно выделить два: коррупцию и борьбу с коррупцией. Первая меняет горизонты планирования у экономически активного класса, а вторая снижает склонность к покупкам в среде чиновников и приближенных к ней бизнесменов. При этом неизвестно еще, какой фактор действует сильнее.

Согласно опросам ARTinvestment.RU, в среде антикваров много надежд связывалось с наступлением пресловутой стабильности после окончания выборного цикла. Многие (хотя далеко не все) рассуждали так: сейчас изберут кого положено, все поймут, что теперь все надолго, и люди вернутся к отложенным покупкам. Логика оказалась ошибочной. Вероятно, после подведения официальных итогов выборов спокойствия и уверенности в будущем у коллекционеров не прибавилось. Вместо ощущения «стабильности» усилились «чемоданные» настроения: заметные фигуры арт-бизнеса перебрались в Лондон, часть активного населения уехала в Европу. И не удивительно, что среди уехавших оказались и коллекционеры, которых у нас и так было наперечет. За рубежом же люди получают доступ к более экономичным каналам продаж и сокращают взаимодействие с нашим внутренним рынком. Особенно чувствительными последствия отъезда коллекционеров оказались для рынка современного искусства.

В четвертом квартале рынок искусства столкнулся с другой напастью — показательными разоблачениями в среде чиновников. Можно спорить, идет ли речь о неожиданном прозрении наверху или это отголоски борьбы элит, но для рынка искусства это в данном случае безразлично. Значение имеет другое: карьерное поражение любого высокого чиновника порождает почти тектонические процессы на втором и третьем уровнях иерархии. Когда сдвигается одна фигура, то за ней перемещается еще 30–100 человек «начальства» уровнем пониже. Запускаются мощные процессы должностных перестановок, люди устраиваются на новые места. Процесс этот растягивается примерно на полгода-год. Галеристы давно заметили, что все это время никто ничего не покупает. Ни для подарков, ни для личного потребления. Несложно спрогнозировать, что когда в процесс втягиваются десятки чиновников высокого уровня, то последствия ощущает весь арт-рынок. Среди косвенных, но дополнительных осложнений демонстративной борьбы с коррупцией для арт-рынка приходится отметить и негативный информационный фон. После обысков для красоты на телекамеру нельзя продемонстрировать зарубежные депозиты и акции в виде записей на счетах. А вот антикварные картины — можно. С посылом: «Вот они, жулики, утопают в антиквариате!» И мало кто удосужится разобраться, что картинки далеки от шедевров, словно покупались не очень разбирающимися людьми в подарок не сильно разбирающимся людям. Главное, что в одном ряду стоят обыск в московской квартире у сомнительно разбогатевшего чиновника и изъятый в качестве вещдоков антиквариат. Последствия этого информационного воздействия могут отравлять жизнь участникам российского рынка искусства уже далеко не один год. Чего удивляться, что в Лондоне продолжают покупать задорно и шумно, а у нас — тишина.

Чтобы не заканчивать на проблемах, вспомним еще раз положительные итоги 2012 года. Итак, что у нас было хорошего?

В Москве активно развивался аукционный формат торговли. Покупатели стали стремиться фиксировать результат сделок на публичных торгах. На 10–15 % увеличилась покупательская активность. Был установлен аукционный рекорд для внутреннего рынка (Айвазовский за 55,2 млн руб.).

На важном для рынка XXXIII Антикварном салоне в ЦДХ участники отметили появление новых покупателей.

Новые устроители возобновили Московский Международный Салон Изящных Искусств.

На международном рынке были обновлены персональные рекорды многих русских художников, включая тех, кто входит в топ-20 русского искусства. В частности, в 2012 году были обновлены рекорды Бориса Кустодиева, Ивана Айвазовского, Марка Ротко. Работа последнего, проданная за 86,9 миллиона долларов, установила мировой рекорд цены для произведения художника из орбиты русского искусства.

Владимир Богданов, AI

Источник: artinvestment.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: