Топ 25 русских художников

Рейтинги русских художников

ARTinvestment.RU – 22.04.2009, 11:22Рейтинг с 2001 года за 2 года за 1 год

Доходность — Общий рейтинг 700 658 568

Доходность — Живопись 529 492 414

Доходность — Графика 213 194 173

Темпы роста — Общий рейтинг 700 658 568

Темпы роста — Живопись 529 492 414

Темпы роста — Графика 213 194 173

Предлагаем вашему вниманию 18 ежедневно обновляемых рейтингов русских художников, построенных по специальной методике на основе статистики аукционных продаж из базы данных ARTinvestment.RU.

В ячейках таблицы указано количество художников, представленных в соответствующем рейтинге. Ссылка с этого текста ведет на страницу самого рейтинга, где даны также пояснения, каким образом формируется данный рейтинг и как им пользоваться.

Дополнительно о рейтингах художников можно прочитать в материале «Инвестиционные рейтинги художников в вопросах и ответах».

Топ 24 мировых скульпторов

Альберто Джакометти: $104,3 млн

Джефф Кунс: $58,4 млн

Амедео Модильяни: $52,686 млн

Анри Матисс: $48,8 млн

Константин Брынкуши: $37,2 млн

Генри Мур: $30,1 млн

Пабло Пикассо: $29,2 млн

Дэвид Смит: $23,8 млн

Ив Кляйн: $22 млн

Огюст Роден: $18,97 млн

Эдгар Дега: $18,82 млн

Александр Колдер: $18,6 млн

Такаси Мураками: $15,16 млн

Дональд Джадд: $14,16 млн

Поль Гоген: $11,28 млн

Адриан де Врис: $11 млн

Луиз Буржуа: $10,7 млн

Брюс Науман: $9,9 млн

Аристид Майоль: $8,37 млн

Маурицио Каттелан: $7,92 млн

Сай Туомбли: $7,7 млн

Хулио Гонсалес: $7,45 млн

Марино Марини: $7,15 млн

Урс Фишер: $6,8 млн

Топ 10 ныне живущих художников

Джефф Кунс: $58,4 млн

Герхард Рихтер: $37,1 млн

Джаспер Джонс: $28,6 млн

Кристофер Вул: $26,5 млн

Цзэн Фаньчжи: $23,3 млн

Дэмиен Херст: $19,2 млн

Такаси Мураками: $15,16 млн

Питер Дойг: $11,97 млн

Чжан Сяоган: $10,16 млн

Брюс Науман: $9,9 млн

Топ 10 мировых художников

Френсис Бэкон: $142,4 млн

Эдвард Мунк: $119,9 млн

Пабло Пикассо: $106,5 млн

Энди Уорхол: $105,4 млн

Альберто Джакометти: $104,3 млн

Густав Климт: $87,936 млн

Марк Ротко: $86,9 млн

Барнетт Ньюман: $84,2 млн

Винсент ван Гог: $82,500 млн

Клод Моне: $80,45 млн

Пьер Огюст Ренуар: $78,100 м

Топ 25 русских художников

Марк Ротко: $86,9 млн

Казимир Малевич: $60 млн

Василий Кандинский: $23 млн

Алексей Явленский: £9,4 млн

Хаим Сутин: $18 млн

Марк Шагал: $16,3 млн

Николай Рерих: £7,9 млн

Николай Фешин: £6,9 млн

Наталия Гончарова: £6,43 млн

Николя де Сталь: €7 млн

Тамара де Лемпицка: $8,48 млн

Илья Машков: £4,76 млн

Илья Репин: £4,52 млн

Борис Кустодиев: £4,4 млн

Аршил Горки: $6,8 млн

Василий Поленов: £4,07 млн

Константин Сомов: £3,7 млн

Соня Делоне: €4,59 млн

Иван Айвазовский: £3,23 млн

Илья Кабаков: £2,932 млн

Валентин Серов: $4,67 млн

Александр Яковлев: £2,82 млн

Владимир Баранов-Россине: £2,73 млн

Василий Верещагин: £2,28 млн

Юрий Анненков: £2,26 млн

Михаил Ларионов: £2,26 млн

Публикуемые ARTinvestment.RU новые инвестиционные рейтинги художников предназначены для оценки стоимостной динамики произведений конкретных художников как по сумме используемых ими техник, так и отдельно для живописи и графики. Использование статистически рассчитанных индексов позволяет оценить, в произведения каких художников наиболее выгодно вкладывать деньги, учитывая прибыль в абсолютных значениях, а также аргументировано ответить на вопрос, работы каких художников демонстрировали наивысшие темпы ценового роста на различных исторических отрезках.

Представляемое семейство инвестиционных индексов художников Artist’s ARTIMX и рейтинги, построенные на их основе, позволяют очертить круг художников, работы которых оптимальны как для крупных вложений, так и для микроинвестиций. Наряду с уже зарекомендовавшими себя индексами ARTIMX, новое семейство Artist’s ARTIMX позволяет сравнить ценовую динамику произведений конкретных художников со среднерыночным трендом по мировому и по русскому искусству, а также делать собственные аналитические выводы.

Ниже мы предлагаем познакомиться с особенностями работы с новыми индексами в формате вопросов и ответов.

Как следует трактовать инвестиционный индекс художника Artist’s ARTIMX?

Смысл применения инвестиционного индекса художника проще понять на конкретном примере. Так, из статистики ARTinvestment.RU видно, что общий инвестиционный индекс работ художника Василия Кандинского Artist’s ARTIMX в конце февраля 2009 года составлял 6 082,82 пункта. В нашей методике это означает, что цена условного «усредненного» произведения Кандинского в период с 2001 по 2009 год выросла с 1 000 до 6 082,82 пункта. За тот же период условная цена его живописи выросла до 4 419,28 пункта (это показывает индекс ARTIMX Painting), а графики — до 5 585,34 пункта (ARTIMX Graphics). Или, иными словами, каждая тысяча долларов, вложенная в работы Кандинского, в среднем превратилась за 8 лет в 6 082,82 доллара.

Как ARTinvestment.RU считает Общий рейтинг «Топ 10 русских художников по доходности в деньгах»?

В основе расчета рейтинга русских художников по доходности условного произведения в деньгах (в том числе опубликованного Топ 10) лежат данные о росте цены условной работы конкретного художника за период с 2001 по 2009 год — то есть разница между абсолютными (не нормированными) значениями индекса Artist’s ARTIMX по состоянию на 2001 год и в наши дни. Так, если расчеты показывают, что усредненное произведение художника N, которое в 2001 году стоило условно 1 000 долларов, в 2009 году стало стоить уже 15 000 долларов, то тогда доход в размере 14 000 долларов и будет определять его место в рейтинге русских художников по доходности. Таким образом, этот рейтинг иллюстрирует степень доходности произведений художника в деньгах. Он показывает коллекционеру и инвестору, в произведения каких художников имеет смысл вкладывать деньги с целью получения наибольшей выгоды.

Почему в своих индексах ARTinvestment.RU сравнивает ценовые значения с данными 2001 года? Очевидно, что с тех пор рынок русского искусства решительно изменился. Можно ли получить информацию, приближенную к нынешним реалиям?

Началом бума на рынке русского искусства можно считать 2003 год, а «сигнальной ракетой» стали «русские торги» Sotheby’s в Лондоне, на которых были «произнесены вслух» немыслимые ранее цены для шедевров национальной живописи. Но уже в 2001 году перспективы рынка русского искусства были довольно очевидны — участники к тому времени уже фиксировали значительный рост цен, поэтому 2001 год является вполне показательным для исторических сравнений. Впрочем, получить значения индекса на более коротких временных отрезках пользователю сайта тоже не составит труда — достаточно поместить курсор мыши в любую временную точку на графике и посмотреть цифру индекса на всплывающей подсказке. Кроме того, для удобства пользователей на координатной плоскости можно вывести график изменения инвестиционного индекса художника не за 8 лет, а за последние 12 месяцев — нужно только установить галочку в соответствующем поле.

Рядом с графиком Artist’s ARTIMX публикуется очень похожая по форме кривая Artist’s ARTIMXp. Чем отличаются эти два графика?

Сходство кривых, показывающих динамику индексов Artist’s ARTIMX и Artist’s ARTIMXp, вполне закономерно, так как Artist’s ARTIMXp — это тот же персональный инвестиционный индекс художника, только с поправкой на долларовую инфляцию. Например, Artist’s ARTIMXp для всех работ Кандинского за 8 лет составит уже не 6 082,82 пункта, а более скромные 4 899,02 пункта. Причина в том, что доллар за годы заметно «усох», а его удешевление бесстрастно фиксировал используемый нами для расчета Artist’s ARTIMXp инфляционный индекс CPI, публикуемый аналитическим ресурсом Financial Trend Forecaster. Таким образом, если считать доход в валюте 2001 года, то каждая 1 000 вложенных долларов 2001 года превратилась за 8 лет в 4 899,02 тогдашнего же доллара.

Почему инвестиционные индексы рассчитаны только для творчества 859 авторов из имеющихся в базе данных ARTinvestment.RU 4 500 художников?

Расчет индексов Artist’s ARTIMX производится не для всех русских художников, представленных в нашей базе, а лишь для наиболее «продаваемых» на мировых аукционах, для которых накоплена репрезентативная аукционная статистика. При этом не учитываются результаты сделок, отмеченных на сайте ARTinvestment.RU красными и желтыми индикаторами инвестиционного риска.

По каким критериям отбирались художники, участвующие в рейтингах «Топ 10»?

Отбор художников для включения в рейтинги осуществляется чисто математически: необходимо, чтобы аукционная статистика данного художника насчитывала не менее 10 состоявшихся аукционных продаж с 2001 года и обязательно в разные дни. Например, если в один день на одном аукционе было продано 5 работ художника, а на второй еще 5, то это будет засчитано за два независимых события. И потребуется еще минимум 8 продаж в разные дни, чтобы инвестиционный индекс такого художника мог быть включен в рейтинг. Это правило действует как для общих рейтингов, так и для рейтингов по живописи и графике.

Как так странно получается, что Казимир Малевич возглавляет Общий рейтинг по доходности в деньгах, но при этом в соседнем рейтинге топ 10 доходности в категории «Живопись» его нет вообще, а в топ 10 по доходности в категории «Графика» он занимает лишь 8-е место?

Для включения в рейтинг доходности в деньгах отдельно как по живописи, так и по графике методика требует наличия минимум 10 аукционных продаж по каждой категории в разные дни. Проблема в том, что подлинные работы Казимира Малевича крайне редко появляются на аукционных торгах. А продажи живописи вообще единичны. С 2001 года не набралось даже десяти аукционных продаж его картин, подлинность которых заслуживает доверия. Поэтому в рейтинг доходности по категории «Живопись» великий художник автоматически не попадает — правила одни для всех. А в рейтинге графики Малевич действительно присутствует на 8-м месте — с начала 2001 года его рисунки подорожали значительно, но не настолько, чтобы занять первое место по доходности в деньгах. А вот в суммарном Общем рейтинге, рассчитываемом по результатам продаж всех работ художника (где тоже требуется минимум 10 аукционных результатов в разные дни, но учитываются вместе и рисунки, и картины), вклада нескольких сверхуспешных продаж живописных работ Малевича оказалось достаточно, чтобы он с уверенным отрывом возглавил этот рейтинг. Что и объяснимо: за счет фантастически дорогих продаж Казимир Северинович занимает второе место в рейтинге русских художников — авторов самых дорогих работ по версии ARTinvestment.RU, уступая только Марку Ротко. Напомним, что в ноябре 2008 года холст Малевича «Супрематическая композиция» 1916 года был продан на Sotheby’s за 60 миллионов долларов.

Чем отличаются «Топ 10 русских художников по доходности» и «Топ 10 по темпам роста»? Зачем нужно вести два рейтинга?

Рейтинг доходности иллюстрирует расстановку художников по позициям в зависимости от среднего роста цен на их произведения в абсолютных значениях (то есть в деньгах). Этот рейтинг показывает позиции художников по абсолютным изменениям цен на их условные произведения с 2001 года (насколько усредненные работы конкретных художников подорожали в долларах). Так, согласно рейтингу «Топ 10 русских художников по доходности», работы Малевича за 8 лет подорожали в абсолютных цифрах значительнее, чем работы Кандинского, то есть принесли больший доход.

В свою очередь, рейтинг по темпам роста показывает расстановку художников по позициям в зависимости от процентного изменения цен на их условно усредненные произведения (то есть в зависимости от того, во сколько раз менялась цена условного произведения). При этом не важно, в бюджетном или сверхдорогом диапазоне котируются работы конкретного художника. Допустим, что в 2001 году цена условной работы конкретного художника составляла 1 000 долларов, а в 2009 году — уже 3 000 долларов. Получается, что цена за 8 лет выросла на 200 процентов (в три раза). Показатель на первый взгляд эффектный, но доходность в деньгах составит лишь 2 000 долларов. Напротив, условная работа значительного художника, которая в 2001 году стоила 1 миллион долларов, в 2009 году могла подорожать до 2 миллионов долларов. И, несмотря на то, что доходность такого художника в деньгах составит внушительные 1 миллион долларов, он не попадет в число рекордсменов, поскольку рост цен на его работы в процентном отношении составит меньшую величину — 100 процентов (в два раза). Для сравнения: чтобы получить аналогичный миллионный доход в деньгах стороннику микроинвестиций с трехкратным ростом пришлось бы управлять коллекцией из 500 удачных работ с начальной ценой в тысячу долларов каждая. Что, понятно, маловероятно, очень хлопотно и требует довольно внушительных затрат на хранение и продвижение. Но, с другой стороны, далеко не у каждого инвестора есть свободный миллион, чтобы вложить его в один дорогущий шедевр. Так что перечисленные рейтинги адресованы поклонникам разных инвестиционных стратегий, обладающих разными финансовыми возможностями.

Можно ли говорить о том, что рейтинг доходности адресован крупным инвесторам, а рейтинг по темпам роста позволяет эффективно выбрать художника для микроинвестиций?

Исключения бывают, но в целом эта логика верна. По коротким спискам из 10 фамилий сложно судить (нужно смотреть полную версию рейтингов), но математическая схема расчета рейтингов предполагает, что в верхней части списка по доходности в деньгах будут представлены чаще всего «первые имена». То есть вершину рейтинга доходности в деньгах формируют фамилии художников, чьи работы сегодня не просто дороги, а стоят, по обыкновению, миллионы и сотни тысяч долларов. Это и понятно. Случаи, когда шедевр, купленный ранее за миллион, был перепродан за 2-3 миллиона долларов (то есть с доходом в 1-2 миллиона долларов), в аукционной практике встречаются сплошь и рядом. В свою очередь, рейтинг по темпам роста будет содержать в верхней части имена тех художников, чьи произведения изначально нельзя было причислить к сверхдорогим, но цены на них неожиданно «выстрелили», продемонстрировав рост в десятки, а иногда и в сотни раз. Чаще этот рост происходит с невысокой первоначальной базы, ведь в 2001 году произведения многих художников были по нынешним меркам очень дешевыми.

Какую пользу из индексов и рейтингов могут извлечь начинающие инвесторы, оперирующие малыми бюджетами?

Можно ожидать, что рейтинг по темпам роста позволит сторонникам микроинвестиций очертить круг быстро прогрессирующих имен и, возможно, наметить перспективные цели для вложений. Мы надеемся, что самостоятельный анализ списка художников с выдающимися инвестиционными показателями и изучение их творчества и их индивидуальных рыночных индексов помогут «вычислить» характерные причины таких успехов и использовать эти выводы для будущих эффективных вложений. В будущем такие знания помогут инвесторам определять имена, находящиеся в начале ценового роста.

И еще один полезный совет. На странице с индексами можно выводить не только график изменения индекса конкретного художника, но и графики индексов русского арт-рынка ARTIMX-RUS. В одной системе координат все отклонения видны как на ладони. Так что лучше или хуже рынка растут цены на выбранного художника — больше не вопрос. При этом важно учитывать, что глобальные индексы для мирового и русского искусства обладают значительно более высокой точностью и репрезентативностью. Ведь для их расчета используется большая статистическая база, содержащая результаты продаж около 3 миллионов лотов на более чем 12 тысячах мировых аукционов.

Где можно ознакомиться с методикой расчета индексов ARTIMX и Artist’s ARTIMX?

ARTinvestment.RU не публикует подробную методику расчета базовых инвестиционных индексов для секторов рынка и для конкретных художников, оставляя за собой право не раскрывать формулы и «ноу-хау». Мы уверены, что для коллекционеров, инвесторов и аналитиков арт-рынка куда более полезны выводы, которые позволяют делать наши индексы. ARTinvestment.RU не делает секрета из того, что в методике расчета индексов ARTIMX учитываются техника исполнения произведения, его размеры, используются различные корректирующие коэффициенты, а также отсекаются случайные результаты, когда на торгах продавались сомнительные или низкокачественные работы, имеющие красный или желтый индикаторы инвестиционного риска. Все это позволяет получать довольно достоверную статистическую картину по ценовой динамике на рынке мирового и русского искусства.

Определенным свидетельством объективности индексов является то, что они быстро входят в общепринятый деловой оборот. Введенные ранее индексы ARTIMX и ARTIMX-RUS уже публикуют на главных страницах сайты ведущих деловых интернет-СМИ: газеты «Ведомости» (vedomosti.ru), аналитического еженедельника SmartMoney (smoney.ru), аналитического ресурса «Финам-лайт» (light.finam.ru). Индексы ARTIMX использует газета «КоммерсантЪ» (kommersant.ru) в своих аналитических материалах по рынку искусства, а также другие источники, адресованные аналитикам и инвесторам.

Чем индексы семейства Artist’s ARTIMX и ARTIMX лучше своих зарубежных аналогов?

Семейство индексов состояния арт-рынка, представляемое ARTinvestment.RU, на сегодняшний день не имеет аналогов ни на российском, ни на зарубежных рынках. Известные зарубежные индексы Artprice и ArtTactic основаны не на анализе статистических данных по аукционным продажам, а рассчитываются по результатам опросов посетителей сайта либо обработки мнений экспертов и участников арт-рынка. То есть упомянутые зарубежные индексы и рейтинги оценивают лишь субъективные настроения покупателей. ARTinvestment.RU для оценки настроений рынка использует индекс ARTIMXba, статистически показывающий степень активности покупателей на основных мировых аукционах (процент заключенных на аукционах сделок). Замечено, что за ростом индекса покупательской активности, как правило, всегда следует рост цен. Статистический и математический подходы сочетал известный индекс Mei Moses. Но его расчет ведется не регулярно. Его самые свежие данные доступны лишь за 2006 год.

Можно ли рассматривать индексы ARTinvestment.RU как исчерпывающее руководство к действию для вложений в работы конкретных художников?

Индексы Artist’s ARTIMX и рейтинги, построенные на их основе, помогают сузить область поисков, очертить круг особо перспективных для инвестиций имен и примерно определить место художника в ряду его коллег с точки зрения текущей рыночной конъюнктуры. Но на роль инвестиционной панацеи они не претендуют. Так, индексы и рейтинги не могут дать надежного исчерпывающего ответа на вопрос, стоит ли инвестировать в конкретную работу того или иного художника. При всех преимуществах системного подхода начинающим коллекционерам и инвесторам специалисты ARTinvestment.RU считают необходимым напомнить, что при принятии решений о покупке полагаться исключительно на математические выкладки и рейтинги все-таки нельзя. Методика будет прогрессировать. Но вряд ли стоит ожидать чудесной формулы, позволяющей диагностировать разницу в качестве произведений и отличать, скажем, сильную живопись от посредственной. Требуется комплексный подход, ведь рыночная ценность произведения искусства определяется массой субъективных факторов. Опытный коллекционер учитывает важность темы, технику, размер, год создания и принадлежность к ценному периоду, декоративность работы и множество других показателей, определяющих силу произведения. Бывает, что две картины художника созданы в один год, имеют сопоставимые размеры, похожи по манере, но одна пышет энергией, обладает особой «химией», а вторая оставляет равнодушным. Соответственно, первая, «заряженная» картина будет и стоить заметно выше, но при этом идеально подходить для инвестиций. То есть и дорожать такая работа станет быстрее, и перепродать ее будет проще. Чтобы понять это, ценителю достаточно одного взгляда. Но при этом никакая математика не в состоянии объяснить, чем первая картина значительно лучше второй. Так что совет начинающему инвестору от ARTinvestment.RU остается прежним: на индексы надейся, а сам не плошай!

О текущей ситуации на рынке живописи и графики

ARTinvestment.RU – 23.01.2014, 16:46

До недавних пор аналитики ARTinvestment.RU оценивали торговую ситуацию на внутреннем рынке по совокупности отзывов непосредственных его участников: ньюсмейкерами были другие, а мы собирали информацию, делали выводы и прогнозы. Помимо использования объективной аукционной статистики (которую наш портал сам ведет по внешнему и внутреннему рынку), ARTinvestment.RU всегда стремился получать дополнительную информацию из мира повседневной торговли искусством. На салонах и ярмарках мы регулярно опрашивали участников, в том числе «без протокола», беседовали с галеристами и дилерами — словом, суммировали мнения всех основных практикующих участников рынка живописи и графики. По результатам этих опросов читателям предлагалась «усредненная» картина мира разной степени оптимизма. И вот с оптимизмом в последнее время было неважно. Внимательные читатели заметили, что результирующие отчеты о последнем Антикварном Салоне и Салоне Изящных искусств мы решили вовсе не публиковать. Дабы не нагонять тоску.

Чтобы оценить объективность внешней информации и понять причины того, что сейчас происходит на рынке, нам не хватало только одного — самостоятельного торгового опыта. Вот он и появился в прошлом году с запуском собственного онлайн-аукциона ARTinvestment.RU. И этот опыт, надо сказать, кардинально противоречит мнению многих других участников рынка. Поразмыслив, мы решили изложить свою альтернативную оценку ситуации на внутреннем рынке искусства, для простоты представив ее в форме вопросов и ответов.

Можно ли сказать, что ситуация с продажами сегодня «убитая»?

Судите сами: на наших еженедельных аукционах продается в среднем 50–60 % лотов. И так все три последних месяца. Это нормальный, даже выше среднего, уровень покупательской активности для сегмента живописи и графики. В среднем по рынку очных аукционов эта цифра составляет 38 %. Наверное, в других условиях могло бы быть и лучше, но «убитой» такую ситуацию точно не назовешь.

Правда ли, что на рынке нет новых покупателей?

Жалобы на отсутствие новых покупателей противоречат тому, что мы наблюдаем собственными глазами. Они есть. Но только не те, кого обычно принимают в расчет. Например, мы с интересом отмечаем, что за купленные на нашем аукционе вещи расплачиваются не банкиры и бизнесмены, а врачи, менеджеры и вообще люди «мирных» профессий. Не бедные, но и не богачи. Среди них есть и те, кто только начинает коллекционировать или переключается с других направлений на живопись, — как раз те самые новые покупатели, новее некуда.

Можно ли сказать, что все проблемы с продажами объективны и возникают из-за депрессивной ситуации в экономике и политике?

Вялая ситуация в экономике точно не помогает. Но вместе с тем не стоит возлагать на нее все вину. Просто ситуация изменилась. И зря не все соглашаются на нее реагировать — в первую очередь признавать новый, более низкий уровень цен, на который готовы покупатели. Спрос есть почти на все, но по более низким ценам.

Все ли дело в ценах? Вот у нас на аукционе стартовые цены и вовсе 100 рублей. При этом все равно в среднем 40 % не продается. Чем это объяснить?

Тем, что резервная цена (минимальная согласованная с продавцом цена, по которой возможно заключить сделку) оказывается для текущей ситуации слишком большой. И при близком успехе продавец отказывается «подвинуться». Некоторым сдатчикам не удается объяснить, что нельзя ставить резервы на уровне сотбисовских рекордов. И на практике довольно часто до резерва остаются символические 1–2 шага. Это досадно, да и непонятно, ведь сделка расстраивается из-за каких-то 3–5 % цены. Но в целом наш опыт показывает, что покупатель есть на все, только по «правильным» ценам.

По отчетам AI с московских аукционов создается впечатление, что на книжном рынке бум, а на рынке изобразительного искусства жизнь не та. Может, всё потому, что живопись у нас не так уж любят?

Мы и сами долго ломали голову над этим феноменом. Но теперь обоснованно считаем, что при более гибком рыночном ценообразовании и дружественности продавцов процент продаж на аукционах живописи не уступал бы книжным торгам. Увы, пока до этого далеко. Но любовь к живописи тут ни при чем. Об этом свидетельствует и огромный интерес к важным выставкам в последнее время — очереди стоят. Итоги 2013 года еще не подведены, но в 2012 году, по данным The Art Newspaper, Эрмитаж посетило более 2,4 миллиона человек (это лишь немногим меньше чем посещаемость Орсе и Прадо), а Третьяковку — 1,4 миллиона. Кроме того, помимо государственных выставок в последние годы мы наблюдаем бум частных выставочных инициатив — так что упадка интереса к живописи нет.

Правда ли, что живопись сегодня сложно продать?

Это весьма распространенное опасение. Владельцы картин беспокоятся, сумеют ли они при необходимости быстро обратить картины в деньги. Все знают, что на обычном аукционе результата (не обязательно положительного) можно ждать месяца три: пока каталог верстается, время торгов подойдет. С галереей тоже все неопределенно. А вот быстрого варианта, как на бирже (выставил и продал по текущей рыночной цене), дескать, нет. На самом деле продать по рыночной цене можно довольно быстро. Например, за неделю на нашей аукционной площадке. Если выставить разумную резервную цену и ориентироваться именно на реальный спрос, то качественная живопись как актив вполне ликвидна.

Появились ли в последнее время на нашем рынке искусства какие-нибудь новые позитивные тенденции?

Явный рост интереса к выставкам мы уже отметили. Кроме этого, некоторые музейные структуры (например, ММСИ и ММАМ вместе с Phillips) начали собственные образовательные программы, направленные в том числе и на формирование новой волны образованных покупателей. В прошлом году появились новые аукционные дома, ряд их работает с ультрасовременным искусством. Пусть эти здоровые тенденции не сильно бросаются в глаза, но они, безусловно, являются индикатором позитивных для рынка искусства процессов.

Какое развитие ситуации на рынке живописи и графики в 2014 году мы считаем наиболее вероятным?

Экономическая ситуация не располагает к буму, но потребности покупателей не перестанут удовлетворяться. Жизнь не остановится. При этом и дальше будут расти требования покупателей к удобству покупки. Многие предпочтут не разыскивать материал по разным местам, как раньше, а получить предложение «на блюдечке». Да еще и иметь достаточно времени на принятие решения. И рынок в этом смысле будет идти за покупателем — цены должны сбалансироваться. Ну а в марте — апреле, если без форс-мажоров, может начаться постепенный рост цен, на это позволяет надеяться растущий с сентября график покупательской активности ARTIMXba.

Владимир Богданов, AI

Рынок русского искусства — 2012. Предварительные итоги

ARTinvestment.RU – 30.11.2012, 13:53

Подводить итоги за месяц до окончания года — дело несколько рискованное. Ведь для продавцов это тот самый месяц, который год кормит. На конец ноября — середину декабря приходится целый ряд значимых мероприятий: лондонская «русская неделя», серия важных внутренних аукционов, которые все больше набирают силу, плюс возобновленный в этом году Международный Салон Изящных Искусств. Они поставят эффектную точку в годовой статистике. Тем не менее с точки зрения тенденций уже вряд ли появится что-то новое. Вполне уже можно подводить черту.

Ситуация на внутреннем рынке

Внутренний аукционный рынок. Даже без финальных цифр на руках можно уверенно предположить, что для активных регулярных аукционов уходящий год стал лучше предыдущего. В 2012 году в России на регулярной основе работало более 15 аукционных домов, каждый из которых проводил от 2 до 10 торгов в год. Основной специализацией примерно 70 % аукционных домов оставалась реализация живописи и графики (именно по этому сегменту ARTinvestment.RU аккумулирует аукционную статистику). В прошлом году аукционы Москвы и Санкт-Петербурга продали более 5 тысяч произведений живописи и графики на общую сумму более 13 миллионов долларов. В этом году можно ожидать заметного роста этого параметра. Думаю, что даже кратно, с учетом того, что в ноябре один лишь аукцион «Русские сезоны» наторговал на 4 миллиона долларов (с учетом ДПИ), т. е. «выполнил» чуть менее 30 % прошлогоднего аукционного «плана» для всей страны. Внутренняя аукционная жизнь активизировалась. Это тенденция. И тенденция отрадная.

Ее составляющей стала установка новых персональных ценовых рекордов для русских художников. И рекордов для внутреннего рынка вообще. В частности, на конец ноября 2012 года был зафиксирован абсолютный рекорд публичной аукционной сделки на внутреннем рынке. Который, думаю, устоит. 55 200 000 рублей (с учетом комиссии) — именно за такую сумму 23 ноября питерский аукционный дом «Русские сезоны» продал картину Ивана Айвазовского. Впрочем, не будь этого эффектного Айвазовского, год все равно не остался бы без рекорда. Ну, было не 55, а 36 миллионов, и что?1 Для сравнения: по итогам прошлого, 2011 года самой дорогой публичной аукционной сделкой стала продажа картины Константина Маковского «Богиня вод» (2-я половина 1880-х. Холст, масло. 200 х 136) за 29 700 000 рублей, зафиксированная 15 мая 2011 года и тоже не в Москве.

ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ Афонская гора. 1846

Цена: 55,2 миллиона рублей

Русские сезоны. 23.11.2012

Вероятно, самое дорогое произведение внутреннего аукционного рынка в 2012 году

Но, как мы знаем, рекорды — это вещь в себе, они могут запросто устанавливаться и в разгар кризиса. Рекорды устанавливают только исключительные вещи, а рынок не состоит сплошь из шедевров. Для измерения общей температуры рынка гораздо важнее покупательская активность, выражающаяся в процентном соотношении количества проданных и выставленных на торги лотов. И тут тоже все хорошо, активность весь год росла. В сегменте антикварной живописи и графики в 2012 году она поднялась до уровня 40–50 % проданных лотов против 25–35 % в прошлом году. А в сегментах антикварной книги, а также орденов, медалей, знаков и предметов истории она была и того лучше — более 60 %. При этом по темпераменту торгов и по числу реальных участников книжные аукционы и «ордена-медали» всегда превосходили «живописные» торги. И в этом году мало что в этом смысле поменялось.

В 2012 году в Москве начали работу как минимум три новых регулярных аукциона, не считая электронных площадок. Кроме того, заметно возросла и плотность торгов. В 2012 году были даты, когда в один день проводилось по три и даже по четыре очных аукциона. Все это свидетельствует о росте популярности этой формы торговли на арт-рынке.

Антикварный галерейный сегмент. По нашим оценкам, ежегодный объем сделок на галерейном рынке в России составляет 2,25–3 миллиарда рублей. В России действует более 30 галерей высокого класса, каждая из которых способна обеспечить ежегодный оборот более 300 миллионов рублей, и еще столько же галерей второго ряда, оказывающих заметное влияние на рынок. Новых ярких тенденций на этом рынке в 2012 году не проявилось. Как и в прошлые годы, сильные галереи не только занимались коммерцией, но и реализовывали научные программы, делали просветительские проекты. Громких закрытий галерей, к счастью, в этом сегменте за год не отмечено. В числе итогов прошедшего XXXIII Антикварного Салона (20–23 октября 2012) специалисты отмечают умеренный уровень спроса и сохранение выжидательной позиции покупателей, связанной с вероятностью второго витка мирового финансового кризиса. Среди явных позитивных тенденций галереи — участники Салона отметили появление новых покупателей, ранее не приобретавших предметы искусства.

Сегмент современного искусства. Рынок национального искусства XXI века (современного актуального искусства) на конец 2012 года находится в состоянии кризиса. Пока этот очень небольшой по объему в деньгах сегмент не опирается на инфраструктуру повторных продаж: современное искусство почти не находит места на внутренних аукционах и редко продается на вторичном галерейном рынке. Исторически покупатели современного искусства совершали покупки преимущественно для формирования собственных коллекций, поэтом считалось, что необходимости в механизмах реализации ранее купленных работ они не испытывают. Большинство сделок в сегменте актуального искусства происходят по маршрутам «галерея — покупатель» или «мастерская — покупатель». Несмотря на имеющиеся локальные инициативы по перезапуску этого рынка, в 2012 году в нашей стране так и не появилось аукционных домов, специализирующихся на продаже актуального искусства или регулярно проводящих сессии по этому направлению.

Истоки кризиса рынка национального современного искусства уходят в период, предшествующий кризису 2008 года. За короткий промежуток времени рынок актуального искусства пережил резкий спекулятивный рост цен на первые имена, который был обеспечен спросом со стороны очень небольшого числа богатых коллекционеров. Последовавшее резкое снижение их активности перед экономическим кризисом, а также отъезд ряда коллекционеров за рубеж в 2008–2011 годах привели к падению ликвидности в этом сегменте. В результате в 2012 году несколько флагманских галерей рынка актуального искусства были вынуждены даже объявить о своем «переформатировании» — отказе от классического коммерческого представления интересов художников.

В числе прочих негативных факторов для рынка современного искусства можно отметить сокращение числа физических торговых площадок. Так, в результате административной реорганизации в 2012 году были закрыты выставки «Арт-Манеж» и «Худграф», на которых были традиционно представлены галереи, занимающиеся современным искусством.

Ситуация на конец 2012 года свидетельствует: при покупке актуального искусства коллекционерам по-прежнему следует учитывать повышенные инвестиционные риски, связанные с его низкой ликвидностью. Но вместе с тем важно не упускать из виду, что на мировом рынке именно сегмент современного искусства вышел в лидеры ценового роста. В этой связи покупки на временно низколиквидном и недооцененном рынке современного русского искусства не только сопряжены с повышенными рисками, но и обладают высоким инвестиционным потенциалом.

Конъюнктура внутреннего рынка. Как и в прошлом году, в числе наиболее значимых проблем внутреннего рынка искусства ARTinvestment.RU отмечает снижение общего спроса, связанное с экономической и политической ситуацией, а также дефицит предложения высококлассных предметов. Острота же проблемы оборота недостоверных экспертных заключений, преследующая рынок все последние годы, постепенно снижается. Не в последнюю очередь это связано с развитием процессов самоорганизации и саморегуляции в профессиональном сообществе. В частности, участники рынка, входящие в Международную конфедерацию антикваров и арт-дилеров России и СНГ регулярно ведут собственную аккредитацию экспертов на основе репутационной экспертизы. В 2012 году продолжилось становление профессионального сообщества оценщиков в сфере антиквариата и другие организационные движения.

Покупательские предпочтения на внутреннем рынке в 2012 году не претерпели значительных изменений. Максимальный спрос предъявляется на шедевры, то есть чаще всего в самом дорогом сегменте и в условно-доступном ценовом диапазоне (до 500 тысяч рублей). Средний же ценовой сегмент сталкивается с проблемами ликвидности. Наименьшим же спросом пользуются произведения низкого качества, которые до 2008 года без труда находили своего покупателя.

При отсутствии новых ярких инвестиционных идей экономический потенциал накапливается в ранее освоенных рынком направлениях: русское искусство первой половины XX века, послевоенное неофициальное искусство (нонконформисты) и русское зарубежье. В двух последних сегментах уже происходит ускоренный восстановительный рост после кризисного снижения в 2008 году.

По прогнозам специалистов, в среднесрочной перспективе (до трех лет) рост цен на российском рынке искусства может составлять чуть менее 20 % в год, традиционно опережая мировые показатели, составляющие 12–15 % годовых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: