Виды экспериментов

1)Лингвистический эксперимент.Лингвистический эксперимент – это эксперимент, эксплицирующий языковое чутье испытуемого (носителя языка) для цели верификации языковых моделей (моделей языкового стандарта) или функционально-речевых моделей, представляющие собой частный случай языковых. Основы теории лингвистического эксперимента заложены в 1931 г.Л.В.Щербой. Выделяются три метода лингвистического эксперимента:

1. Положительный: при таком эксперименте, «сделав какое-либо предположение о смысле того или иного слова, той или иной формы, о том или ином правиле словообразования или формообразования и т.п., следует пробовать, можно ли сказать ряд разнообразных фраз…, применяя это правило. Утвердительный результат подтвердит правильность постулата…» (там же, 1965).

2. Отрицательный: при таком эксперименте строится неправильное высказывание, и испытуемый должен найти неправильность и внести нужные исправления.

3. Альтернативный: эксперимент заключается в том, что испытуемый определяет тождество или нетождество предлагаемых отрезков (Леонтьев, 1965; Шахнарович, 1974).

Граница между лингвистическим и психолингвистическим экспериментом определяется тем, какая именно модель верифицируется в данном эксперименте. Если это языковая модель (модель языкового стандарта), то речь идет о лингвистическом эксперименте, если же верифицируется модель языковой способности или модель речевой деятельности, то в этом случае эксперимент является психолингвистическим.

2) Формирующий эксперимент. Отличие этого эксперимента от психолингвистического заключается в том, что исследуется не функционирование языковой способности в речевой деятельности, а формирование этой способности, причем эксперимент состоит в том, что по-разному организуются способы формирования и сопоставляется эффективность полученных результатов. Предметом формирования могут быть как отдельные компоненты языковой способности и отдельные аспекты ее функционирования в деятельности (например, классы речевых операций), так и система речевых операций в целом. Формирующий эксперимент может быть экспериментом в собственном смысле, то есть быть сознательно организованным и спланированным; его необходимо отличать от спонтанного формирующего эксперимента, когда различие условий формирования не задается нами сознательно, а возникает спонтанно помимо нашей воли, и задачей является проконтролировать, как это различие сказывается на языковой способности.

Формирующий эксперимент следует отличать от обучающего эксперимента. По существу это почти одно и то же, однако в первом случае предметом исследования являются различные пути формирования языковой способности, а во втором – различные варианты обучающих методик с точки зрения их эффективности для результатов обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: