Организация фискального контроля

Налоговая служба Франции находится в составе Министерства экономики, финансов и бюджета, возглавляемого министром-делегатом по делам бюджета. Администрирование налогов осуществляют Главное налоговое управление и Главное управление пошлин и других поступлений. Структурно Главное налоговое управление состоит из пяти отделов: 1) отдел подготовки законодательства (функции: разработка проектов законов и других нормативных актов в сфере налогообложения) 2) отдел общего управления налогами (функции: обеспечение аккумуляции налоговых поступлений в государственном бюджете) 3) отдел рассмотрения споров (функции: рассмотрение жалоб и подготовка материалов для уголовного преследования за налоговые правонарушения) 4) отдел по делам земель и государственного имущества (функции: кадастровая оценка земель, управление движимым и недвижимым государственным имуществом), 5) отдел кадров (функции: кадровое обеспечение налоговой службы).

Главное управление пошлин и других поступлений организует работу таможенных пунктов на границах Франции и внутри страны. Оно обеспечивает надзор за соблюдением государственного запрета на продажу оружия, наркотиков и т. д.. А также осуществляет санитарный контроль внешней торговли.

Главное управление учёта определяет объем государственных доходов на основе данных о налоговых поступлениях, поступающих от управлений налогов и пошлин и других государственных ведомств.

Численность налоговой службы составляет около 80 тыс. работников, занятых в 830 налоговых и 16 информационных центрах. Известно, что персонал налоговых органов подбирают путём тщательного отсева. Сотрудники налоговых центров рассчитывают налоговую базу по каждому налогу, собирают налоговые платежи, контролируют правильность уплаты налогов. Взимание налогов регламентируется Налоговым кодексом, который считают образцовым для других стран. Каждый кодекс уточняют при утверждении закона о бюджете и выдают комментарии к кодексу.

О налоговом контроле во Франции дают представление некоторые детали системы наказаний и организации налоговых проверок. Так, за несвоевременное представление декларации налог взимается в полной сумме с одновременным наложением штрафа в размере 0,75 % в месяц (9 % в год). Если доход скрыт умышленно с целью уклонения, то штраф составляет от 40 до 80 % от суммы начисленного налога. В случае регулярного умаления доходов налоги взимают в бесспорном порядке со счетов плательщика. При серьёзных нарушениях налогового законодательства (фальсификация документов и т. п.) предусматривается уголовная ответственность, вплоть до тюремного заключения.

Во Франции обвинения в уклонении от уплаты налогов юридического лица предъявляют только руководителю предприятия, а в случае переплаты налогов соответствующая разница возвращается немедленно с процентами. Списание долгов (налоговая амнистия) проводится во время президентских выборов (один раз в пять лет)[2].

Для Франции свойственны общепринятые в мировой фискальной практике санкции уголовного и административного характера за налоговые правонарушения. Отдельного внимания заслуживает оригинальное исправительно-воспитательное мероприятие: суд, после рассмотрения дела об уклонении от уплаты налогов путём обмана, даёт разрешение на повторяющуюся в течение трёх месяцев публикацию приговора в средствах массовой информации, а также сообщает о вынесении приговора по месту работы или жительства осуждённого.

В процессе сбора и обработки налоговой информации интенсивно применяются компьютеризированные технологии. Налоговая служба имеет специальное подразделение, занимающееся вопросами упрощения документооборота и автоматизации расчётов. Декларации обрабатываются в специальных вычислительных центрах, каждый из которых обслуживает несколько десятков налоговых центров, а также обеспечивает обмен налоговой информацией и услугами. Например, в случае необходимости определённый вычислительный центр может взять на себя обработку деклараций другого центра, перегруженного работой в настоящее время.

Налоговый процесс осуществляется по единой государственной системой бухгалтерского учёта, обязательной для всех категорий налогоплательщиков. При этом допускается упрощённый бухгалтерский учёт для мелких фирм. На всех предприятиях, расположенных в стране, в том числе иностранных, независимо от вида их деятельности (промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля и т. п.) для учёта затрат на производство продукции, выполнение работ и услуг, определения финансовых результатов используется единый план учёта. Это обеспечивает обобщение финансовых показателей по всей стране, что важно для составления прогнозов развития экономики, формирования проектов государственного бюджета, ведения национальной статистики; облегчает проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также осуществления налогового контроля; вносит уверенность в действия предпринимателей; создаёт условия для надлежащей автоматизированной обработки информации.

Работа по пересмотру и совершенствованию плана учёта возложена на национальный Совет бухгалтерского учёта — общественный межведомственный орган, в состав которого входят представители частного бизнеса, государственных институтов, высших учебных заведений, профессиональных союзов. Совет возглавляет ответственный работник Министерства экономики и финансов Франции, которому подчиняется рабочий аппарат, состоящий из высококвалифицированных специалистов в области бухгалтерского учёта.

Основная функция Совета состоит в совершенствовании бухгалтерского и аналитического учёта на предприятиях, приведение его в соответствие с требованиями экономического развития страны и фискальными интересами государства. Важно, что дискуссии по методологии учёта могут вестись до принятия решения, после принятия оно становится нормой, обязательной для всех предприятий и коммерческих организаций. Работа Совета ведётся на основе краткосрочных планов, информационной базой для которых служат материалы парламентских дебатов по проекту бюджета. Наряду с установлением правил учёта затрат и финансовых результатов Совет уделяет большое внимание упрощению учёта, а также вопросам унификации налогообложения и учёта согласно требованиям ЕС. Конечным результатом работы Совета служит периодический выпуск новой редакции плана учёта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: