Налоговая система Франции

Новое с 2013 года!

Конституционный суд признал неконституционной ставку налога на прибыль в 75% для отдельных лиц

31 декабря: Конституционный суд (Conseil Constitutionnel) 29 декабря 2012 признал некоторые положения недавно принятого пакета налоговых законов неконституционными, в частности, предлагаемое введение 75-процентной ставки индивидуального подоходного налога с заработной платы, превышающей 1 миллион евро.

Конституционный Суд постановил, что, поскольку частью 75-процентной ставки был исключительный налог в размере 18% (налог складывался из 18% исключительного налога, новой 45-процентной ставки индивидуального подоходного налога, исключительного налога в 4% для граждан с высоким уровнем дохода и 8-процентного налога на социальные взносы, что в сумме и дают общую налоговой ставку в 75%), то получилось бы, что налогом облагались бы отдельные группы граждан, а не группы налогоплательщиков, и вследствие этого положение нарушало бы принцип французского налогообложения – равенство всех налогоплательщиков. Соответственно, такая дополнительная налоговая ставка не может быть принята.

Кроме того, некоторые дополнительные "незначительные" статьи, касающиеся налогообложения опционных планов, неосвоенных земель, “анонимных облигаций”, а также определенных планов выхода на пенсию (retraites chapeau) - были признаны недействительными Конституционным судом, потому что эти новые положения приведут к “слишком высокой” налоговой ставке.

Налоговые специалисты вместе с FIDAL ожидают, что правительство может в 2013 году предложить новые налоговые положения, которые будут эффективно облагать 75-процентной ставкой определенные доходы физических лиц, но на данный момент, в 2012-м налоговом году 75%-ная ставка применяться не будет.

Кроме того, было отмечено, что максимальной ставкой налога в 75% (введенная в отношении ограничения увеличения налога на имущество) будет облагаться чистая прибыль по всему миру, что вызовет некоторые сложности, потому что в определение “доходов во всем мире” будут включены некоторые потенциальные (но не фактические) доходы.

Резиденты Франции обязаны платить налоги со всего своего дохода по всему миру. Однако, нерезиденты Франции выплачивают налоги на все доходы, полученные только на территории Франции.

Налоги во Франции:
Налоговая система Франции - это социальная направленность, широкая система льгот и скидок.Современные налоги Франции можно подразделить на три крупные группы:
- налоги с доходов (подоходный налог, налог на прибыль юридических лиц, всеобщий социальный взнос, налог на состояние);
- налоги на расходы: НДС, налоговые надбавки на бензин, на алкоголь, на табак и спички, а также другие налоги (регистрационные сборы на услуги, на марки, на биржевые операции и т.д.);
- местные налоги (налоги на землю с постройками, на землю без построек, профессиональный налог, налог на жилье).

Налог на прибыль корпораций
Рассчитывается в зависимости от размера прибыли, наличия иждивенцев в семье и типа юридического лица:
36% - для крупных;
33,3% - для мелких и средних компаний, а также фирмы, где 50% капитала в начале деятельности принадлежат физлицам

Налог на общества
ООО (SARL) и АО (SA Начисляется на прибыль, полученную во Франции.
Ставка: на первые 38 120 евро прибыли общества
составляет - 15%, затем - 33,1/3%
Ежегодное, определенное в твердом размере налогообложение, непосредственно связанное с налогом на общества.
Не начисляется на вновь открытые компании Начисляется в зависимости от товарооборота за год.
До 76 000 евро - 0%;
от 76 000 до 149 999 евро -750 евро;
от 150 000 до 299 999 евро -1125 евро, и так далее по шкале доходов

НДС
Общая ставка - 19,6%
Продукты питания - 5,5%
Медикаменты - 2,1%


Налог на земельную собственность и построенные на ней сооружения
Ставку определяет коммуна (для 1 района Парижа-7,98%, из них-7,11% сбор коммуны и 0,87% сбор региона)
Налогооблагаемая база-50% арендной платы за год, которая могла бы быть теоретически получена собственником. Размер арендной платы определяют кадастровые органы.)

Налог на земельную собственность (незастроенные земли)
Ставку определяет коммуна
(для 1 района Парижа -15%, из них 13,5% сбор коммуны и 1,5% сбор региона)

Налог на заработную плату (выплачивают работодатели, которые не платят НДС) Рассчитывается по прогрессивной шкале, в размере
от 4,25% до 13,5%

Подоходный налог
Рассмотрим один из важнейших налогов - подоходный налог с физических лиц.
Плательщиками этого налога являются все физические лица страны (начиная с 18 летнего возраста), а также предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами.
Даже если вы не являетесь налоговым резидентом Франции (то есть ваше постоянное место жительства и работы находятся вне Франции) все доходы, которые вы здесь получаете, обязательно будут облагаться подоходным налогом.

Главная особенность - налог исчисляется из дохода семьи (супругов, детей и других иждивенцев), а не физического лица. Например, если плательщик холост, то - это семья из одного человека.
В зависимости от доходов ставки составляют от 0 до 40%. Не облагаются налогом (ставка 0%) доходы, не превышающие 5875 евро.

В 2010 году во Франции применялись следующие ставки
2010 год Cтавка
до 5875 евро 0%
от 5875 евро до 11 720 евро 5,5%
от 11 720 евро до 26 030 евро 14%
от 26 030 евро до 69 783 евро 30%
от 69 783 евро 40%
Ежегодно шкала уточняется с учетом инфляционных процессов.

Налогообложение осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая составляется самим плательщиком один раз в год по доходам за предыдущий год.

Учтите! Налоговый год во Франции совпадает с календарным годом.
В доходы, полученные в течение года, включаются: заработная плата, премии и вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от движимого имущества, доходы от землевладения, от сельскохозяйственной, промышленной и коммерческой деятельности, доходы от некоммерческой деятельности, прибыль от операций с ценными бумагами, разовые доходы, получаемые в случае передачи прав собственности.

Несмотря на то что налог высчитывается по единой прогрессивной шкале, принимаются во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Общим правилом вычетов для определения чистого дохода является то, что из налогооблагаемой базы вычитаются все производственные расходы, обеспечившие доходы, например, целевые пособия на питание. Вычитаются расходы на содержание престарелых родителей и на благотворительность.
Подоходный налог с физических лиц является инструментом стимулирования семьи, оказания помощи малоимущим. За счет применения многочисленных льгот и вычетов из 25 млн плательщиков фактически платят налог только 15 млн.

Из истории налогов во Франции
Талья (франц. taille) – постоянный прямой налог во Франции 15-18 вв.
Королевская Талья как временный налог была введена в правление Людовика IX (1226-1270). С учреждением постоянной армии ордонанс в 1439 году Талья была утверждена как постоянный прямой налог. Талья была двух видов:
- в северной части Франции так называемая личная Талья (taille personnelle) – ею облагались лица из третьего сословия;
- на юге страны “реальная” или “имущественная” Талья (taille réelle) – ею облагалась земля недворянского статуса (terre roturière), независимо от сословной принадлежности землевладельца (таким образом дворянин тоже платил Талью, если имел недворянскую землю, которая, возможно, принадлежала ранее лицу третьего сословия).
В 17-18 вв. Талья уплачивалась преимущественно крестьянством. Большие размеры Тальи, произвол при её распределении делали этот налог одним из наиболее ненавистных для народа. Талья была отменена Великой французской революцией.

Особенности налоговой системы во Франции
Главная особенность налоговой системы во Франции: обязательные отчисления в государственные и общественные кассы складываются из двух крупных, примерно равных по объему, категорий: налоги (прямые, косвенные и местные), составляющие около 51 процента обязательных выплат, а также взносы в социальную кассу, объем которых составляет почти 49 процентов обязательных отчислений.
Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направления экономико-социальной политики государства.
Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как:
- социальная направленность,
- преобладание косвенных налогов,
- особая роль подоходного налога,
- учет территориальных аспектов,
- гибкость системы в сочетании со строгостью,
- широкая система льгот и скидок,
- открытость для международных налоговых соглашений.
Отличительная черта налоговой системы Франции – высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН).

Налоги во Франции: история и современность
НДС на новую недвижимость, Value Added Tax (TVA), в размере 19,6% ее стоимости взимается в течение 20 лет. Для иностранцев существует ряд схем возвращения суммы этого налога, в том числе пребывание в стране по туристическому виду на жительство. Другой путь – соглашение об ограниченном по времени использовании новой собственности. И, наконец, сумма налога возвращается владельцу, продавшему новую недвижимость раньше истечения 20-летнего срока действия TVA в пропорциональном размере.
Налог на прирост капитала от перепродажи недвижимости для граждан из стран ЕС, не подпадающих под действие французской налоговой системы, составляет 16%, если она продается в первые пять лет после покупки. Для остальных, в том числе россиян, этот налог составляет 33,3%. В последующие десять лет возможна скидка на десять процентов. После 15 полных лет владения недвижимостью при ее перепродаже никакого налога на прирост капитала не взимается вообще.
Если вы хотите избежать налога на собственность в новостройке в размере 19,6%, Вам следует рассмотреть вариант по схеме Leasback. Единственным недостатком этой схемы является то, что она ограничивает количество недель, в течение которых вы можете пользоваться своей недвижимостью непосредственно для проживания. Такую собственность можно использовать в качестве места проведения отпусков. В остальное же время года она сдается внаем, и вы гарантированно имеете долю прибыли от аренды через управляющую компанию.

Прямые налоги с доходов
1. Подоходный налог /ПН/, которым облагаются физические лица. Ежегодно он обеспечивает около 20 % налоговых поступлений, принося почти 300 млрд. франков. Он был введен в действие в 1914 году министром финансов правительства Гастона Думерга Жозефом Кайо, а позднее неоднократно преобразовывался. Поначалу налоговые ставки варьировались от 0 до 10 процентов, а ныне – от 0 до 52,75 процентов. Выплачивается на основе декларации о доходах, подаваемой в начале каждого года, как правило, в первой декаде февраля, фактически подоходным налогом облагается лишь каждая вторая французская семья /15 млн семей/, остальные либо пользуются многочисленными льготами /например, в связи с семейным положением и т.д./, или их доходы не достигают нижней планки, начиная с которой выплачивается подоходный налог.
2. Налог на прибыль юридических лиц. Он был введен сразу по окончании второй мировой войны. Им облагаются предприятия и фирмы с ограниченной ответственностью. Ставка налога – 33,33 процентов. В 1994 году этим налогом облагались почти миллион фирм (около 40 процентов от действующих во Франции предприятий). В том числе 10 процентов из них выплачивают до 75 процентов общей суммы налоговых поступлений. Общий объем поступлений в казну – примерно 150 млрд. франков. Для некоторых категорий предприятий, в частности для мелких и средних фирм, ставка налога на прибыль снижена до 19 проц. в целях стимулирования.
3. Всеобщий социальный взнос /ВСВ/. Введен в 1991 году правительством Мишеля Рокара в целях погашения долга социальной кассы. Выплачивался по фиксированной ставке в 2,4 процента от всех доходов. Ежегодно он дает бюджету до 100 млрд. франков, хотя дефицит социальной кассы эта мера не преодолела. С 1997 года ВСВ поднят до 3,4 процентов за счет перевода в него 1-процентного сбора на медицинские нужды из сумм, отчисляемых в социальную кассу. В 1996 году правительством Алена Жюппе, помимо ВСВ, был введен дополнительный 0,5-процентный взнос на погашение социального долга /ВПСД/, который имеет более широкий “радиус действия”, поскольку исчисляется также с пенсий и пособий по безработице. По замыслу правительства, эта мера должна погасить дефицит социальной кассы к 2009 году.
4. Солидарный налог на состояние /СНС/. Он учрежден правительством социалистов в 1982 году в виде налога на крупные состояния, но отменен правоцентристским правительством Жака Ширака в 1986 году. Возродился в нынешнем виде в 1989 году и предназначен для финансирования части субсидий неимущим слоям, отсюда его название. Им облагаются физические лица, обладающие состоянием свыше 4,6 млн. франков. Таковых во Франции ныне насчитывается около 170 тысяч, а общая сумма поступлений в бюджет не превышает 8,3 млрд. франков. Начиная с состояния в 43 млн. франков налоговые отчисления составляют 1,5 процента (максимальная ставка). Минимальная ставка – 0,5 процентов.

Прямые местные налоги
В 1959 году обрели свою нынешнюю форму /с некоторыми последующими поправками/. Включают в себя налоги на землю с постройками, на землю без построек, профессиональный налог /собирается с лиц, занимающихся частной экономической деятельностью, и юридических лиц/ и налог на жилье. Ими облагаются все собственники, арендаторы и предприятия как физические, так и юридические лица. Налог поступает в пользу местных органов власти – коммун, департаментов, регионов. Общий объем прямых местных налогов во Франции достигает около 290 млрд. франков. Из них на долю профессионального налога приходится 126 млрд. франков налога на жилье – 57 млрд. и налогов на землю – 72 млрд. Ожидается, что местные налоги будут и впредь проявлять в целом тенденцию к повышению. Это связано с общей политикой децентрализации и повышения роли местных органов власти в управлении.
Ставки местных налогов сильно варьируются по местностям и рассчитываются, как правило, из оценочной стоимости находящихся в собственности или арендуемых земли и жилых построек. Так, житель Ниццы платит ежегодно около 2100 франков в качестве налога на жилище, а парижанин – менее 1300. Профессиональный налог, выплачиваемый предприятием в южном Карпантра, достигает 38 процентов от расчетной ставки, а в парижском пригороде Нейисюр-Сен – 9 процентов. Ожидается, что в будущем разница в уровне местных налогов будет сокращаться, хотя и не должна полностью исчезнуть.

Налоги на нужды Европейского союза
Их объем не превышает 2,3 процентов обязательных отчислений.
Косвенные налоги (налоги на расходы).
1. Налог на добавленную стоимость. Учрежден для промышленности в 1954 году, а в 1968 году принял всеобщий характер. С тех пор неоднократно изменялся. Правительство Алена Жюппе повысило его до 18,6. Остается самым крупным источником государственных доходов – около 750 млрд. франков в год, или половина всех налоговых поступлений в государственный бюджет. Распространяется практически на все товары и услуги и включается в их продажную цену. На целый ряд товаров и услуг, относящихся к категории предметов “первой необходимости” /продовольствие, лекарства и т.д./, ставка налога снижена до 5,5 процентов, а на некоторые виды медикаментов – до 2,2 процентов. Решение о признании того или иного товара “предметом первой необходимости” зависит от того, насколько активно и организованно действует отстаивающее его лобби. Например, несмотря на сопротивление левых сил, к предметам первой необходимости отнесены цветы, а также услуги, предоставляемые кабельным телевидением. Их ставки НДС – 5,5 процентов. А вот мыло такой привилегии лишено, и его производителям приходится мириться со ставкой 18,6 процентов. Чистый шоколад облагается по сниженной ставке, а шоколадные изделия – по обычной. С рождественских елок отчисляются 5,5 процентов но, если они украшены искусственным снегом, налог моментально возрастает до 18,6 проц.
Среди членов ЕС лишь в Швеции, Финляндии, Дании, а также в Ирландии уровень НДС выше, чем во Франции.
2. Налоговые надбавки на бензин. Дают ежегодно до 9,6 процентов налоговых поступлений, или около 150 млрд. франков. С каждого литра бензина в пользу государства отчисляется до 70 процентов цены.
3. Налоговые надбавки на алкогольные напитки. В 1985 году отменена государственная монополия на продажу и торговлю отдельными спиртными напитками, но налог сохранился.
4. Налоговые надбавки на табак и спички. Один из самых древних налогов, связанный с государственной монополией на коммерцию этими товарами. С 1995 года табачная компания Сеита приватизирована и котируется на бирже. Однако налог на потребление табака сохранился. С каждой пачки сигарет покупатель выплачивает 75 процентов цены в пользу государства – в общей сложности более 40 млрд. франков в год.
5. Другие налоги (регистрационные сборы на услуги, на марки, на биржевые операции и т.д.). Поступления от них превышают 80 млрд. франков в год. Весьма высоким остается, на-пример, во Франции налог на право наследования. Так, с состояния в 13 млн. франков два прямых наследника должны выплатить государству 3 млн. С состояния в 1 млн. франков – около 60 тыс. Более высокие ставки лишь в Испании и Нидерландах. В Великобритании и США налог на наследство возрастает по более крутой шкале, чем во Франции и, например, с состояния в 1 млн. франков в пользу государства не отчисляется ничего, а с состояния в 13 млн – уже почти 5 млн. В целом налоги на наследство достигают 0,35 процентов ВНП (в Германии – 1 процент).
6. Кроме того, некоторые косвенные налоги взимаются местными органами власти (налог на пользование автотранспортным средством, тариф на электричество, на перемену собственника и т.д.). Их объем в общей сложности составляет около 285 млрд. франков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: