Игры первого вида – это игры, в которых ученикам для группировки "посредством рук и зрения" предлагаются сначала реальные объекты – геометрические фигуры, небольшие игрушки и другие предметы, находящиеся в поле их непосредственного визуального восприятия в классе, на улице. На первых порах педагог сам задает игрокам основание для группировки, которую они должны выполнить. Затем дети сами определяют основание для группировки и объясняют его.
1. Игра " Аукцион"
Ведущий предлагает "участникам аукциона" назвать как можно больше предметов, которые могут быть охарактеризованы одним и тем же словом, например "белый" ("круглый", "быстрый"…). Слова следует называть по очереди, не повторяясь и ожидая знака "аукциониста". Тот, в свою очередь, строго придерживается правил "торгов" и тогда, когда основной поток слов начнет иссякать, а паузы между ними станут все более длительными начнет отсчет: "Белый….- раз! Белый…- два! Белый… ". Если не найдется желающего назвать еще одно слово, ведущий произносит: " …три!" –и победителем игры считается тот, кто назвал последнее слово.
|
|
Игра так же позволяет обогатить словарь учащихся.
Условия игры могут варьироваться:
- назовите слова, начинающиеся со слога МА-,….
- выберите из "Словаря" названия предметов, которые могут быть охарактеризованы, например, словом "далекий" и т. д.
В других играх этого вида задача, стоящая перед учениками, усложняется, и поиск основания для классификации объектов ими осуществляется уже самостоятельно.
2. Игра " Разноцветные пуговицы"
(название условно, так как пуговицы отличаются друг от друга не только по цвету, но и по форме, размеру, количеству отверстий и т.д.)
Педагог предлагает игрокам разделить собранную совместными усилиями "богатую коллекцию" пуговиц сначала на две группы – подходящие к подходящим, потом – на три, четыре и т.д. Каждый раз после того, как дети выполнят игровое задание, с ними необходимо обсудить основание, по которому были выделены группы, и оценить соответствие результата группировки выбранному основанию (основаниям).
" Группировку зрением" дети проводят в тех играх, где в качестве игрового материала выступают изображения предметов (картинки). Проиллюстрируем принцип составления таких игр на примере следующей игры:
3. Игра "Бабочки"
Для проведения игры необходимо подготовить 18 карточек с изображением бабочек, которые отличаются друг от друга цветом крыльев, формой пятен на крыльях и характером края крыла; три листа белой бумаги, три полоски и квадрат из серой бумаги.
|
|
В ходе игры ученикам необходимо правильно рассадить бабочек на "полянки" (листы белой бумаги) и "мостики" (серые полоски и квадрат) в соответствии с заданными педагогом условиями.
Задание 1. Сначала педагог предлагает расположить всех насекомых на двух листах – "полянках" так, чтобы на одном оказались все насекомые с красными крыльями. После того, как задание будет выполнено, он просит игроков объяснить, какие бабочки на какой "полянке" расположились.
Задание 2. Разложить бабочек на два белых листа – "полянки" и соединяющую их серую полоску – "мостик" так, чтобы на одном белом листе оказались все насекомые с круглыми пятнами на крыльях, а на другом – все насекомые с желтыми крыльями. Дети должны сами догадаться, какие насекомые должны расположиться на "мостике". Бабочек, которые не подходят ни к одной из "полянок" и ни к одному "мостику", положить отдельно.
Задание 3. Разложить насекомых на трех "полянках" и соединяющих их "мостиках" так, чтобы на первой "полянке" были все насекомые с красными крыльями, а на второй – все насекомые с круглыми пятнами на крыльях, на третьей – Все насекомые – все насекомые с ровными краями на крыльях (на листы бумаги кладутся карточки с соответствующими символами). Догадаться и найти тех насекомых, которых надо посадить на каждый из "мостиков". Насекомых, которые не подходят ни к одной "полянке", ни к одному "мостику", положить отдельно.
По окончании выполнения задания 3 ученикам вновь предлагается как можно точнее и короче рассказать, какие насекомые на какой "полянке" и на каком мостике находятся.
По аналогии с этой игрой может быть проведена и другая – с использованием геометрических фигур разного цвета, разного размера, с разным количеством углов. При распределении фигур детям можно предложить называть эти геометрические фигуры.
Такие игры помогают учителю познакомить детей с возможностью включения одного и того же объекта в разные классы в зависимости от того, какое свойство каждый раз лежит в основе группировки. Тем самым преодолевается формирование "однолинейности" мышления, прикованности к какой – либо одной стороне рассматриавемого объекта.
Кроме того, игры первого вида должны помочь учителю обратить внимание детей на то, что признаки по которым может быть проведена классификация, весьма разнообразны и не могут быть сведены только к внешним проявлениям (цвет, форма, величина и др.). Он учит их группировать объекты по материалу, из которого они сделаны, функциональным признакам, месту нахождения в пространстве и т.п., подводя к наиболее сложному виду группировки – смысловой (или категориальной), в основе которой лежит выделение родо–видовых отношений между объектами. Например, подборку картинок животных и птиц разделить на две группы. Дети предлагают основания для классификации сами или с помощью учителя. Возможны варианты: домашние – дикие, хищники – травоядные, живущие в наших лесах – животные жарких стран и т.д.
Игры второго вида направлены на развитие у учеников умений анализировать слуховые сигналы и определенным образом группировать их. Игры направлены также на развитие вербального внимания.
1. Игра "Слухачи".
ученикам предлагается послушать звуки, которые "живут" в классе, затем переключить внимание на звуки, "живущие" внутри школы, исключая классную комнату, затем – на звуки, доносящиеся с пришкольного участка, со спортивной площадки и т.д. По окончании цепочки переключений слухового внимания и группировки доносящихся звуков учитель обсуждает все услышанные звуки с детьми.
Постепенно следует подводить детей к группировке речевых звуков – слов по формально – структурным или смысловым признакам. Например, в игре "Угадай, кого позову " дети учатся различать слова по ритмическому рисунку и слоговой структуре, а в игре "Летает – не летает " – основой группировки служит значение слов.
|
|
2. Игра "Угадай, кого позову".
Педагог предлагает встать тем ученикам, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.
Например, учитель хлопает три раза, учащиеся считают, после чего должны встать: Се – ре – жа, Ма – ри – на, Ок – са – на и др. Вместо имен ученикам можно предложить называть предметы, которые они видят в классе, овощи, мебель, и т.д.
3. Игра "Летает – не летает"
Педагог объясняет правила игры: " Я буду называть предмет и говорить слово "летает", например голубь летает, самолет летает и т.д. Если я назову предмет, который летает вы поднимаете руки вверх.
Если я назову не летающий предмет, вы хлопаете в ладоши.
Аналогично проводится игра "Трава, кусты, деревья":
4. Игра "Трава, кусты, деревья".
Ее можно проводить во время физкультминутки. Если ведущий говорит: "деревья " дети встают, поднимают руки вверх и поднимаясь на носках, тянутся вверх; если ведущий говорит: "кусты" – дети вытягивают руки перед грудью на уровне плеч, а если "трава" – дети приседают. Ведущий свои команды сопровождает действиями, которые могут быть и правильными и обманывающими. Дети же должны слушать команды и выполнять их.
Игровая задача может быть значительно усложнена, если классифицировать поступающую на слух информацию ученикам придется по самостоятельно найденному основанию, как в игре "Скажи пятое".
5. Игра "Скажи пятое "
Водящий обращается к кому–либо с предложением: "Скажи пятое". При этом он должен быстро назвать подряд четыре названия растений (или птиц, продуктов, предметов одежды и др.), а тот, к кому водящий обращается, должен успеть, как только он закончит, немедленно назвать пятое. Повторять сказанное водящим нельзя. Если ответ последует вовремя, то тот, кто ответил, становится водящим; если нет – водящий остается прежним. Игра позволяет также развивать и уточнять активный словарь учеников.
|
|
Игры третьего вида нацелены на развитие сочетания умений чтения, классификации и самоконтроля.
1. Игра "Слова, слоги, буквы "
Вариант 1. на отдельных карточках или на доске педагог заранее пишет следующие слова: дым, дал, рот, бок, рак, рыл, вал, бык, выл, вол, сон, бак, сын, сад, мох, маг, мыл. Дети должны распределить слова на три равные группы, разложив карточки или записав каждую группу в свой столбик.
Победителями в игре являются те, кто верно найдет основание для классификации и допустит меньше ошибок
при распределении слов по группам (основание для классификации – одинаковая гласная в каждом слове).
Вариант 2. В этой игре в качестве игрового материала используются слова с разным количеством слогов. Записав их на доске, учитель просит детей распределить слова на три группы. Побеждает тот, кто быстро и правильно справится с предложенным заданием (основание для классификации – количество слогов в каждом слове).
Вариант 3. Игру можно использовать при работе с непроверяемыми написаниями.
На доске записаны слова: Т…трад.., з…вод, м…двед.., гор…д, м..роз, к…р…ндаш, с…бака, к..рова.
Учитель просит придумать для этих слов как можно больше групп. Вот несколько примеров:
- классификация по пропущенной букве:
тетрадь, медведь – "е" "ь"
мороз, город, собака, корова - "о"
завод, карандаш – "а".
- тетрадь, завод, медведь, город, мороз, карандаш –оканчиваются на парный согласный, а собака, корова – на гласный
- тетрадь, завод, город, мороз, карандаш - отвечают на вопрос "что?", а медведь, собака, корова – на вопрос "кто?"
- по количеству слогов.
Все игры, в ходе которых дети совершают классификационные действия, предполагают обязательное органичное включение в них контрольно – корректировочных действий. Сначала внешний, идущий от учителя и организующий деятельность детей в ходе игры контроль и постепенный переход к взаимо- и самоконтролю помогают объективно оценить ход и результат каждой игры, правильность действий игроков и определить победителей.
Формирование у учащихся комплекса умений анализировать зрительно представленную информацию и обобщать ее, находя частное в общем и общее в частном, устанавливать родо – видовые отношения – суть дидактических игр четвертого вида. Выполнение этих действий требует от детей высокого уровня операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, которые в то же время и сами являются основой формирования подлинно научных знаний, обеспечивая перевод полученной информации из системы конкретного мышления в систему абстрактного мышления. В таких играх педагог стремится научить детей выделять наиболее значимые, существенные признаки в предметах и явлениях и на этой основе познавать их главное, составляющее внутреннее единство, скрытое за разнообразием внешних выражений, несущественных признаков, т.е. "поднять" их от ситуативных обобщений к метаобобщениям – понятиям.
1. Игра "Раз – два "
Для этой игры потребуется комплект предметных картинок, которые учитель распределяет произвольным образом на больших картах по 4 – 6 штук. На счет "раз" учитель открывает одну карту и ученики должны определить какие картинки относятся к одной группе и определить эту группу.
Например, если на картинках изображены огурец, мак, диван и капуста, играющий быстро должен сказать:"Овощи!". Картинки берет себе тот игрок, кто первым ответил. В дальнейшем он должен дополнять свою серию картинок. А следующий игрок определяет свою группу картинок. Например: посуда. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек и не ошибется.
Обобщение признаков предметов, явлений ученики осуществляют в играх пятого вида. Их игровым материалом являются представленные в той или иной форме загадки. Определение загадки позволяет рассматривать ее, как логическую задачу, содержащую проблемную ситуацию, а поэтому ее отгадывание требует от детей определенного уровня развития интеллектуальных действий, активизирует логическое мышление. Важно и то, что загадка всегда является описанием не конкретного предмета или явления, а описанием вида предметов (явлений). Следовательно, чтобы ее отгадать, требуется не только знание признаков предмета, но и умение видеть среди них существенные, установить их иерархию, соотнести слово с существенными признаками, составляющими содержание понятия и закрепленными в слове.
Например, в игре "Отгадай загадку – посмотри отгадку" учитель ставит перед детьми шкатулку и предлагает поиграть: "Эта шкатулка не простая, в ней загадки спрятались. Если загадку правильно отгадаете, отгадку на картинке увидите". Количество и тематика загадок, которые учитель предлагает детям для отгадывания в ходе одной игры. определяются им самим и зависят от задач конкретного урока, знаний и интересов учеников. Желательно подбирать такие загадки, которые требуют быстрой и точной идентификации предмета или явления по их существенным признакам путем их обобщения, например:
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
Игры шестого вида способствуют становлению у детей умений обобщать прочитанный материал, а также проверять правильность его обобщения. Такие игры по своему содержанию уже близки к собственно учебным заданиям, но при умелой методической инструментовке могут проходить очень интересно и с пользой для учеников.
1. Игра "Придумай название".
Для проведения игры понадобятся тексты небольших, но интересных по содержанию рассказов. Дети читают рассказ и стараются придумать как можно больше заглавий к нему. Заглавие должно быть кратким, выразительным и возможно более точно отражать содержание рассказа или одну из основных его идей. Когда название придумано, организуется их обсуждение и выбор лучших, самых интересных.
2.Игра "Подбери пословицу "
Учитель предлагает детям прочитать текст и выбрать из предложенных пословиц ту, которая, по их мнению, лучше передает смысл прочитанного текста. Свой выбор ученик должен объяснить.
Таким образом, проводимые в определенной системе развивающие игры, обеспечивают единство и взаимосвязь в формировании информационно – ориентировочной, операционно–исполнительной и контрольно – корректировочной функции учебной деятельности.
Кроме непосредственной реализации этой задачи, все игры в значительно степени будут эффективно содействовать развитию познавательной сферы и личности каждого ребенка путем совершенствования зрительного и слухового восприятия, мыслительных операций, речи, непроизвольной и произвольной логической памяти, внимания, и т.п.
Игры, направленные на развитие познавательных способностей детей с задержкой психического развития.
Хотя подобное деление весьма условно, т.к. каждая игра выполняет сразу несколько функций.