Игры на развитие памяти

У детей с ЗПР, как правило, память развита значительно хуже, чем у их сверстников. У них преобладает наглядно – образная память, смысловая практически не развита, снижен объем запоминаемого материала, низкая точность запоминания, нарушена продуктивность запоминания. Наглядно представленный материал дети запоминают лучше, чем словесный, поэтому словесный материал должен подкрепляться опорами.

У этих детей очень долго ведущей остается механическая память, они не умеют дифференцировать задачи запоминания, поэтому надо учить выделять главное, существенное, обучать продуктивным приемам запоминания, учить устанавливать логические связи, выявлять последовательность. Чаще всего эти дети медленно запоминают и быстро забывают учебный материал. Однако установлено, что большое количество повторений одного и того же материала вызывает потерю интереса и не дает желаемого результата. Повысить интерес ребенка позволяет использование игр.

В процессе обучения "память ребенка должна становиться мыслящей" (Д.Б.Эльконин). Поэтому в процессе работы по развитию памяти выделяют следующие направления:

- развивать объем и точность запоминания, улучшать продуктивность запоминания;

-усиливать роль и увеличивать удельный вес словесно–логического запоминания (по сравнению с наглядно – образным);

-научить ребенка сознательно управлять своей памятью, регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

1. Игра "Кто больше "

Игра развивает вербальную память.

Учитель читает 10 слов, дети должны запомнить как можно больше слов и записать их.

Например: дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол.

2. Игра " Что за чем "

Игра развивает логическую, смысловую память. Учитель читает детям группу логически связанных слов, определяет с детьми, в какой связи находятся эти слова. Затем учитель читает первое слово, а дети записывают второе

Например:

листок – книга

долька – апельсин

ученик – класс

капля – река

Дети определяют, что первое слово обозначает часть целого. Учитель читает вразбивку первые слова, а ученики записывают второе слово.

Игра усложняется, если учитель предлагает учащимся три слова, объединенных по смыслу. При этом так же обращается внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес – медведь – берлога.

Затем учитель читает вслух группу слов:

весна – солнце – ручей

река – рыболов – уха

мост – река – вода

пчела – улей – мед

дуб – желудь – свинья

Учитель называет первое слово, а ученик должен вспомнить два других.

3. Игра " Поймай злодея "

Игра развивает зрительную память, тренирует процессы припоминания, развивает внимание.

Дети – миллиционеры, которые ловят преступника.

"Портрет" преступника изображен на карточке геометрическими фигурами разного цвета. Учитель на какое – то время показывает детям "портрет" и предлагает его хорошо запомнить, т. к. взять с собой его нельзя.


Потом портрет убирается и учитель задает детям вопросы о том, как выглядит преступник.

- какой формы у него глаза?

- какого они цвета?

- какой формы нос? и т. д.

После того, как ребята вспомнили как "выглядит преступник", портрет демонстрируется еще раз и дети проверяют себя.

Игры на развитие внимания

Преобладающим видом внимания у детей с задержкой психического развития очень долго остается непроизвольное внимание. Это объясняется тем, что у них преобладает наглядно–образный характер мыслительной деятельности.

Рост произвольного внимания у хорошо успевающих детей происходит интенсивно с 1 класса, а у слабоуспевающих лишь небольшой рост наблюдается к концу 3 класса. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием мотивации учения, которая у детей с ЗПР обычно развита плохо. Кроме того, у детей с ЗПР значительно меньше возрастной нормы объем внимания, слабее распределение внимания, низкая устойчивость внимания, они не могут быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Использование в ходе урока игр позволяет повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания.

1. Игра " Найди отличия ".

Игра развивает внимание, память, наблюдательность.

Вариант 1. Детям предлагается найти отличия (сходства) на двух картинках.

Вариант 2. На уроке игру удобнее проводить в следующем виде:

на магнитную доску выставляются несколько картинок.

Дети смотрят на них какое – то время.

Затем они закрывают глаза и учитель вносит изменения в порядок следования картинок, заменяет одну из них и т.д. Дети по сигналу открывают глаза, находят изменения и исправляют их.

Вариант 3. На доске записаны слова. Дети их читают и запоминают. Затем закрывают глаза. Учитель вносит изменения. По сигналу дети открывают глаза и находят изменения.

Например: сын, стол, стул, соло.

После изменения: сон, стул, стол, солома.

Количество слов и количество изменений учитель подбирает учитывая уровень подготовленности класса.

2. Игра "Где ошибся Незнайка"

Игра развивает внимание и орфографическую зоркость.

На доске или на индивидуальных карточках записан текст с ошибками, которые дети должны найти и исправить.

Если игра вызывает затруднения, сначала можно предложить детям находить ошибки в составлении узоров.

Итак, использование на каждом уроке развивающе–коррекционных игр позволяет у каждого ребенка развивать познавательные способности, формировать общеучебные интеллектуальные умения и навыки, позволяет каждому ребенку проявить себя в доступной для него деятельности, повышает заинтересованность в достижении целей, позволяет чаще менять вид деятельности ребенка на уроке.

Использование игр на уроке позволяет учителю:

- научить детей классифицировать предметы, явления и т.д.

- обобщать и дифференцировать предметы, явления, понятия;

- научить планировать свою деятельность;

- научить детей самоконтролю;

- развить познавательные способности каждого ребенка;

- создать положительную мотивацию обучения;

- развить волевую сферу ребенка

- создать на уроке обстановку эмоционального подъема, комфортности для каждого ребенка;

- учитывать на уроке потенциальные возможности и уровень развития всех и каждого из учеников класса.

Коррекционно-развивающие игры на формирование элементарных

математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

с задержкой психического развития.

Игра: «Чего не стало?»

Цель: Развитие внимания, памяти, речи.

На столе под салфеткой несколько предметов.

Воспитатель поднимает салфетку и просит назвать, что было под салфеткой. Затем предметы вновь накрываются салфеткой, и незаметно убирается один предмет. Когда салфетку поднимают во второй раз, дети должны определить, чего не хватает. Так можно убирать по одному предмету несколько раз.

Игра: «Магазин овощи – фрукты»

Цель: Развитие счетных умений, закрепление знания цифр, объединение предметов в совокупности и разбиение совокупности на части.

Дети за столом. У каждого набор геометрических фигур и карточка с двумя полосками.

На фланелеграфе – груша, яблоко, помидор, огурец, апельсин, морковка, лимон.

Вот мы и вернулись из путешествия, надо сходить в магазин за продуктами. В какой магазин попали? Что в нем продается? Какой здесь беспорядок! Давайте овощи, расположим справа, а фрукты – слева (делают дети на фланелеграфе).

Сколько фруктов? Сколько овощей? (рядом ставятся цифры, которые дети выбирают из цифр 1 – 4, лежащих около фланелеграфа). Положите на полку столько кругов, сколько в магазине фруктов, а на нижнюю – столько квадратов, сколько там овощей.

Сколько кругов ты положил? Сколько квадратов? Почему? Чего больше? Чего меньше? Как сделать поровну? (2 варианта)

Игра: «Геометрическое лото»

Цель: Развитие мыслительных операций, речи, вариативности мышления.

У каждого ребенка геометрические фигуры двух цветов, двух размеров и двух форм, например:

Воспитатель рассказывает:

- Жили – были фигуры, вдруг поссорились: «Не хотим вместе жить, мы такие разные! Соберемся группами!».

Как разделить фигуры:

а) по цвету;

б) по размеру;

в) по форме?

Обычно деление по цвету не вызывает у детей затруднения, более сложное задание – деление по размеру, и самое трудное – по форме. В случае необходимости воспитатель помогает детям выполнить задание с помощью наводящих вопросов. Дети раздвигают фигуры на столах в разные стороны.

а) б) в)

Игра: «Найди два одинаковых предмета»

Цель: развитие мыслительных операций, речи.

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе всевозможные треугольники разного цвета. Два треугольника должны быть совершенно одинаковыми и еще один такого же цвета.

Игру можно повторить с кругами и другими фигурами.

Игра: «День – ночь»

Цель: Закрепление счетных умений и знание цифр, развитие внимания и памяти.

Дети садятся за столы. На фланелеграфе размещены несколько групп предметов. Дети их пересчитывают и подбирают подходящие цифры. Затем дети закрывают глаза – «ночь», а воспитатель нарушает соответствие между количеством и цифрой (например, меняет цифру местами или убирает из какой – либо группы предмет, оставляя цифру без изменений и т. д.).

Дети открывают глаза – «день». Заметив ошибку, они должны исправить её двумя способами: или изменить количество предметов, чтобы оно соответствовало цифрам, или изменить цифру.

Игра повторяется несколько раз.

Игра: «Пятый лишний»

Цель: Формирование пространственных отношений «внутри» и «снаружи».

Воспитатель выставляет на фланелеграфе 5 карточек. На четырех нарисованы клетки, в которых сидит по одной птице, а одна клетка пустая, птица сидит на ней. Дети должны найти лишний рисунок и объяснить, почему он лишний (на всех картинках птицы внутри клеток, а на одной – снаружи).

Можно спросить детей, что находиться внутри комнаты, а что снаружи, что находится внутри домика, а что – снаружи и т. д.

Игра: «На что похоже»?

Цель: Развивать фантазию, творческие способности, учить распознавать геометрические фигуры в предметах окружающей обстановки.

На столах у детей листки с изображением овала. Воспитатель, предлагает спрятать его в какой – нибудь предмет – дорисовать картинку. После выполнения задания работы детей обсуждаются.

Игра: «Что изменилось»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, зрительной памяти.

Воспитатель ставит на стол домик и на разном расстоянии от него лису и кота.

- Кто ближе к домику? Кто дальше?

Затем дети закрывают глаза, воспитатель переставляет игрушки. Дети должны рассказать о том, что изменилось.

Игра повторяется несколько раз.

Игра: «Молчанка»

Цель: Закрепление навыков счета, знание цифр.

Дети садятся за столы. Перед ними на тарелках крупная фасоль, рядом – набор цифр.

У воспитателя на столе ширма. Он за ширмой ударяет несколько раз в бубен. Дети должны отсчитать и положить перед собой столько фасоли, сколько было ударов. Затем молча, они находят нужную цифру и показывают ее воспитателю. Брать фасолины можно только после того, как воспитатель покажет пустые руки.

Игра: «Что изменилось?»

Цель: Развивать внимание, память, закреплять счетные умения и умение соотносить цифру с количеством.

На столе выставлены группы игрушек. Около каждой - цифра, показывающая, сколько игрушек в группе. Дети вместе с воспитателем проверяют, правильно ли расставлены цифры (пересчитывают количество игрушек в каждой группе и смотрят, соответствует ли цифра количеству).

Затем дети закрывают глаза, а воспитатель выставляет еще одну группу игрушек или, наоборот, убирает одну группу. Открыв глаза, дети должны объяснить, что изменилось (убрали трех уточек, поставили две пирамидки и т. д.).

Воспитатель может поставить игрушки без цифры или цифру без игрушек. Дети должны восстановить порядок: подобрать соответствующую цифру или поставить нужное количество игрушек.

Игра: «Загадки»

Цель: Закрепление знания цифр, умение соотносить цифру с количеством, развитие внимания, интереса к предмету.

Перед каждым ребенком на столе набор цифр от 1 до 9. Воспитатель загадывает загадки про цифры, дети отгадывают, показывают цифру воспитателю и переворачивают ее лицом вниз.

- Переверните цифру, которая встречается в сказке о Машеньке и медведях (три).

- Переверните цифру, которая показывает. Сколько раз я хлопнула в ладоши (пять).

- Переверните цифру, которая показывает, сколько предметов на этой картинке (шесть).

- Переверните цифру, которая встречается в сказке о Белоснежке и т. д.

Сверяют последнюю оставшуюся цифру, проверяя правильность выполнения задания.

Игра: «Право – лево»

Цель: развитие пространственной ориентировки.

1) Дети садятся за столы по одному. Воспитатель читает стихотворение.

Стоял ученик на развилке дорог,

Где право, где лево – понять он не мог:

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал,

«Победа» - раздался ликующий крик,

Где право, где лево узнал ученик.

(В. Берестов)

Воспитатель просит детей поднять правую руку, левую руку, закрыть рукой левый глаз, правый глаз, подергать правое ухо, левое ухо и т. д.

2) На столах у детей известные им геометрические фигуры двух размеров и четырех цветов. Воспитатель дает детям задания:

а) Возьмите в правую руку большой красный О, в левую руку маленький синий. Положите перед собой маленький желтый О, справа от него – большой синий круг, слева – маленький красный.

б) Справа от меня встанет тот, у кого в левой руке маленький синий, позади меня встанет тот, у кого в правой руке большой желтый О и т. д.

Игра: «Садовник»

Цель: Развитие пространственных представлений, речи внимания, закрепления счетных умений.

Воспитатель предлагает детям вспомнить лето и посадить на клумбу цветы. «Клумбой служит лист зеленой бумаги прямоугольной или квадратной формы», а «цветами» - геометрические фигуры разного цвета и разной формы.

- Какой формы твоя клумба?

- Сколько у нее углов?

- Покажи верхние углы (нижние).

- Покажи углы, которые справа (слева).

- Сколько их? – а теперь найди верхний правый угол, нижний левый, верхний левый, нижний правый.

- Начинаем сажать цветы: посадите в верхний левый угол – 2 синих цветка, в нижний правый – 1 желтый, в верхний правый – красный и синий цветки.

- Какой угол остался свободным? Посадите туда какой хотите цветок.

- А теперь соберем цветы с клумбы. Срывайте и рассказывайте, сколько каких цветов и откуда вы сорвали. (Например, я сорвал 2 красных цветка из левого нижнего угла и т. д.)

Игра: «Калейдоскоп»

Цель: Закрепить знания геометрических фигур, ориентировку в пространстве.

Дети сидят на стульях, стоящих по кругу. У каждого в руках карточка с изображением геометрической фигуры определенного цвета. Карточки не повторяются.

Одно место свободно. Входящий говорит «Место справа (слева) от меня свободно. Я хочу, чтобы его занял зеленый треугольник (красный круг и т. д.) тот рядом с кем место освободилось, становится водящим. Игра продолжается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: