Краткий терминологический словарь

Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека до ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (А. А. Бода-лев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина). Акмеология изучает развивающегося человека как индивида, субъект труда и личность. У истоков формирования акмеологических идей в науке стояли выдающиеся русские ученые Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев и Н. А. Рыбников, предложивший само понятие «акмеология». В настоящее время в силу гетерохроннос-ти развития акмеологического знания наибольший импульс получили исследования развития человека как субъекта труда, общих и частных закономерностей и феноменов развития профессионализма личности и деятельности, поэтому на данном этапе акмеология выступает прежде всего как наука о профессионализме. Расширение объектного и предметного полей акмеологии позволит ей обрести содержание, соответствующее заложенным при ее создании идеям.

Акмеологические инварианты профессионализма — основные качества и умения профессионала, а в ряде случаев и необходимые условия, обеспечивающие высокую стабильную эффективность деятельности, главным образом независимо от ее содержания и специфики.

Акметектоника (греч. akme — «вершина, расцвет, зрелость»; tektonike -«строительное искусство, мастерство») — акмеологическая система оценивания, коррекции, моделирования и развития профессионального образа акме субъекта деятельности. Акметектоника — это осознанное внутриличностное движение субъекта к эталону, которое позволяет ему на основе самопознания, саморазвития, самореализации определить свою «точку опоры» — источник, движущую силу развития. В акметектонике моделируемый эталон субъекта профессиональной деятельности определен как образ акме. Образ акме — совокупность наивысших качественных показателей ценностно-мировоззренческих,

интеллектуальных, эмоционально-чувственных, мотивационных, волевых, коммуникативных характеристик и составляющих психического, физиологического и духовного здоровья субъекта деятельности как профессионала, полученных в процедурах оценивания, коррекции и развития.

Аттракция — привлекательность одного человека для другого, особая форма отношения, окрашенного исключительно положительными эмоциями, сверх того — большая симпатия, привлекательность. Аттракция может проявляться также в виде особой положительной социальной установки на личность, организацию и пр.

Архетип — способ связи образов, переходящих от поколения к поколению. Согласно теории К. Юнга, он представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всех людей. Архетипы структурируют понимание мира, себя и других людей. Особенно отчетливо они проявляются в мифических повествованиях и сказках. Архетипы наследуются, правда, это далеко не всегда осознается. Они влияют на поведение и отношения человека посредством сильных и слабо осознаваемых влечений, симпатий или антипатий, скрытых установок. Познание закономерностей действия архетипов дает мощный рычаг управления поведением людей и их отношениями.

Базисные принципы PR-деятельности: демократичность, согласование интересов организации и общественности, исключение диктата и дезинформации, постоянного саморазвития. Данные принципы не исключают применения методов психологического воздействия на партнеров по взаимодействию. Их применение возможно только в соответствии с ориентацией на корпоративность отношений, иначе они будут манипулятивными, а следовательно, и неэтичными.

Взаимопонимание — достижение взаимного понимания, согласие. В самом общем виде состоит из двух взаимосвязанных частей. Первая часть направлена на достижение понимания друг друга. Вторая связана с собственно согласием, которое проявляется в виде согласования интересов и ценностей, формирования общих для обеих сторон.

Имидж (от англ, image) — особый вид психического образа, характеризуемый как:

1) сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа сильно эмоционально окрашенный психический образ чего-

либо или кого-либо; сильное впечатление, обладающее большими регуляторными свойствами;

2) особый психический образ, сильно и определенным образом влияющий на эмоции, поведение и отношения личности или группы;

3) манипулятивный, привлекательный, легко трактуемый психический образ-стреотип, воздействующий на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), а через них — на механизмы сознания и поведения, выбор человека.

Имидж политический — сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ конкретного политического лидера или политической организации. На практике политический имидж связывается прежде всего с имиджем политического лидера.

Интерес — одна из форм направленности личности, проявление познавательной потребности. Интересом называют также окрашенное положительными эмоциями сосредоточение внимания на определенном предмете. Интерес бывает непроизвольным и произвольным.

Конфликт — общенаучная категория, принадлежащая прежде всего конфликтологии. Конфликтные ситуации имеют глубокое психологическое содержание, потому что конфликтуют прежде всего люди из-за действия причин, носящих субъективный или объективный характер. В процессе конфликтного противоборства они используют различные приемы психологического давления на оппонентов. Стиль, стратегии и тактики противоборства отражают их индивидуальные характеристики. Способы предупреждения и разрешения конфликтов основаны в первую очередь на оказании психологического воздействия на оппонентов с целью изменения их отношений.

Лидерство — способность личности побуждать других действовать, воодушевляя и уверяя их в том, что избранный курс является правильным. В практическом плане лидерство — это совокупность правил или процедур, в рамках которых осуществляется лидерская деятельность. Здесь имеется немало интересных примеров в конкретно-историческом и психологическом аспектах.

Модели PR-коммуникаций:

1) одностороннее информирование без обратных связей (информация в виде буклетов, писем и пр. просто рассылается тем, в ком организация заинтересована);

2) одностороннее информирование через СМИ (модель пресс-агентства);

3) специальное информирование с учетом психологических особенностей потребителей и партнеров («двусторонняя асимметричная модель»);

4) диалогическое общение с учетом психологических характеристик партнеров и потребителей («двусторонняя симметричная модель»).

Обаяние — ценнейшее личностное качество, которое для PR-специалиста является еще и профессионально важным. Обаятельные люди обладают притягательной силой, они быстро располагают к себе, создают обстановку психологического комфорта, а самое главное — они умеют оказывать влияние на людей. Обаяние зависит от природных качеств личности, но его можно успешно развивать. Обаятельная личность обладает следующими характеристиками:

1) неординарной, что называется, с «изюминкой», внешностью (лучше, конечно, если внешность привлекательная);

2) эмоциональной заразительностью;

3) остроумием;

4) внимательным и доброжелательным отношением к партнеру пообщению;

5) коммуникабельностью;

6) психологической защищенностью.

Общение — это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностью в совместной деятельности и направленное на значимое изменение состояния, поведения и лич-ностно-смысловых образований партнера. Категория общения настолько многогранна, что общение рассматривается с разных позиций: как деятельность, специфическая форма взаимодействий между людьми, как необходимое условие жизнедеятельности, средство передачи культуры и общественного опыта, способ раскрытия субъективного мира, средство влияния и пр.

Общение деловое — это взаимодействие людей, в котором его участники выполняют социальные роли, поэтому в нем запрограммированы конкретные цели общения, его мотивы, а также способы осуществления контактов [8]. Активность познавательной и эмоционально-волевой сфер в данном случае имеет прагматический характер.

Общение межличностное (неформальное) — взаимодействие субъектов, в котором нет жесткой регламентации, задаваемой целями деятельности, социальными ролями, нормами поведения. В процессе такого общения происходит эмоциональное раскрепощение, погружение во внутренний мир партнера, отношения приобретают доверительный характер.

Общение управляемое — возникает тогда, когда один из партнеров по общению владеет психологической инициативой, а другой партнер, тем не менее, рассматривает диалог как равноправный или против этой инициативы не возражает, полагая, что она направлена на его благо и принесет ему только пользу.

Отношения — одна из важнейших психологических категорий. Категория «отношения» очень сложна и имеет разнообразные внешние и внутренние проявления. Можно выделять пространственные и временные отношения, причинно-следственные, отношения формы и содержания, целого и частей, логические и иные отношения. Особым типом отношений являются общественные отношения как взаимосвязи между социальными общностями, возникающие в процессе совместной деятельности и различных взаимодействий. Существуют также классовые, национальные, производственные, групповые, семейные и другие отношения. Важный тип отношений — это отношения личности. Отношения, по мнению выдающегося отечественного психолога В. Н. Мясищева, являются ядром личности, они представляют собой индивидуально-целостную систему ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющих собой интериоризованный (внутренний) опыт взаимодействий с другими людьми. Психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, реагирования и поведения. Все составляющие психической организации человека так или иначе связываются отношениями.

«Паблик рилейшнз» — это:

1) особый вид управленческой деятельности, направленной на создание благоприятных условий для двусторонних взаимодействий, позитивного отношения к деятельности организации, гармонизации и согласования интересов;

2) специально организованное общение, направленное на формирование общих интересов, искусство достижения взаимопонимания;

3) искусство избегания, предотвращения и урегулирования конфликтов.

Политический лидер — глава, руководитель, формальный или неформальный лидер (даже «вождь») государства, политическый группы или общественной организации, движения (массового или элитарного), ведущее лицо политического процесса, осуществляющее функции объединения и сплочения социальных сил, задающее направление деятельности государственным и общественным институтам, политическим движениям, лицо, во многом определяющее особенности курса на политические преобразования.

Понимание — способность постичь смысл и значение чего-либо, а также достигнутый благодаря этому результат. Для понимания характерно ощущение ясности и внутренней связанности рассматриваемых явлений и отношений.

Правила «паблик рилейшнз»:

1) положительное отношение к организации, ее деятельности, руководству и персоналу формируется только на основе положительного опыта взаимосвязей и взаимодействий;

2) личностные характеристики PR-специалистов, их поведение, деятельность, отношения и общение должны быть такими, чтобы к ним обязательно возникала симпатия;

3) PR-специалист должен обладать высокой коммуникативной компетентностью и связанными с нею коммуникативными умениями; в процессе общения должен стремиться к психологической инициативе, быть активным, но организовывать при этом равно заинтересованный диалог;

4) интерес формируется при соблюдении следующих условий: если деятельность организации связана с реальной жизнедеятельностью людей; если дается информация только о том, что знакомо людям (новое и значимое — к уже знакомому и известному); если наглядно сопоставляется то, что предлагается, с тем, что имеется, то есть дается «почувствовать разницу»; PR-деятельность, буквально генерирующая положительные эмоции, должна вызвать интерес уже хотя бы потому, что в наше время всем очень не хватает именно положительных эмоций;

5) взаимопонимание может быть достигнуто лишь на основе общих ценностей и ценностного обмена или ценностного регулирования, воспринимаемых как справедливые;

6) специалисты, работающие в системе «паблик рилейшнз», должны обладать высоким уровнем конфликтологической компетентности.

Принятие информации — процесс, в котором сообщение воспринимается как субъективно ценное. Это важный этап на пути достижения взаимопонимания и согласия. А субъективно ценной информация становится тогда, когда она соответствует интересам реципиента, когда к нему — партнеру по общению — сформировано положительное отношение или когда он умело применяет методы неявного скрытого психологического воздействия.

Профессионал — в широком понимании это субъект профессиональной деятельности, у которого высокие показатели профессионализма личности и деятельности, высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающаяся система личностной и деятель-постной нормативной регуляции. Он постоянно нацелен на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение.

Профессионализм деятельности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе базирующихся на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой стабильной продуктивностью.

Профессионализм личности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие.

Психологическая модель имиджа — это структурированная определенным образом разнообразная информация, транслируемая самим субъектом, и информация о нем, соответствующая «вычисленному» или разработанному с определенными целями имиджу. Существуют такие виды моделей, как:

1) модель имиджа политического лидера — «интеллект — потенциал — нравственные качества»; «лидерские качества — интеллект -потенциал — нравственные качества»; «личность — деятельность —отношения», многофакторные модели;

2) модель имиджа политической организации — семи- и десятиком-понентная;

3) модель имиджа организации — десятикомпонентная.

Психологические механизмы влияния СМИ — информационная потребность; система психологических воздействий — убеждение, внушение, или суггестия, нейролингвистическое программирование, мифология;

Психологические технологии формирования имиджа — это совокупность средств, способов и приемов определения желаемых характеристик имиджа, обусловливающих его эффективность. Существуют следующие виды технологий: социально-психологическое определение «идеального образа»; сценарный подход; использование психологических феноменов контраста, подобия, ореола; лингвистические суггестивные описания.

Психологические основания «паблик рилейшнз» — система знаний, состоящая из психологии личности, познавательных процессов, отношений, общения, социальной перцепции и других направлений психологии, необходимая для эффективного решения задач «паблик рилейшнз».

PR-управление — сложно совмещенная управленческая деятельность, соответствующая специфике управляемых объектов и преследующая различные цели, координируемые управляющей системой. В PR цели сложно-совмещенного управления могут быть по меньшей мере односторонне согласованными, то есть соответствующими только целям управляющей системы. Наиболее эффективной управляющая деятельность будет при взаимном учете или согласовании интересов с управляемым объектом.

Развитие личностно-профессиональное — процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и ее профессионализма, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и взаимодействиях.

Стереотип — весьма упрощенный, но в то же время устойчивый психический образ, основанный на обобщении личного опыта, предвзятых представлениях, стремлении быстро понять смысл и сущность явления.

Технологии «паблик рилейшнз» — система методов и способов решения актуальных PR-задач. Основными технологиями являются: фасилитация, «мозговые атаки», промоушен, психологическое воздействие, управляемое общение, медиация, презентация, паблисити, привлечение инвестиций и пр.

Установка (психологическая) — готовность, предрасположенность субъекта к определенной форме реагирования. Установка во многом определяет характер поведения и деятельности. Психологическая установка по отношению к тем или иным социальным объектам и явлениям называется социальной или социально-психологической установкой.

Установка социальная и установка социально-психологическая -могут возникать под влиянием пропаганды или специальных видов рекламы.

Установка смысловая — формируется под влиянием социальных и социально-психологических установок и выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют для нее личностный смысл. Смысловые установки имеют определенную психологическую структуру: они содержат информационный компонент (взгляды человека на мир, образ того, к чему он стремится), эмоционально-оценочный компонент (симпатии или антипатии по отношению к значимым объектам), поведенческий или регулятивный компонент (готовность действовать по отношению к объектам, имеющим личностный смысл). Смысловые установки могут меняться только в результате деятельности субъекта, его личного опыта.

Харизма (от греч. harisma — божественный дар, благодать) — первоначально обозначала исключительно духовное свойство, ниспосланное Богом. Харизматическое понимание лидерства основано на исключительных качествах лидера, наличествующих у него или приписываемых ему. Взаимоотношения такого лидера с массами основаны на вере. Харизматический лидер — это прежде всего лидер-трибун, лидер для публики.

Ценность — междисциплинарная научная категория, обозначающая какие-то объекты, свойства или идеи, воплощающие в себе идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного. Она может выступать в различных формах: как общественный (или групповой) идеал, как произведение материальной или духовной культуры, как то, что очень значимо для конкретной личности. Для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в виде ценностных ориентации. Если в группе сформировалось ценностно-ориентационное единство, то она превращается в коллектив, группу единомышленников, где доминируют товарищеские отношения и нормы поведения.

Этнопсихологические инварианты политического имиджа — характеристики личности (в нашем случае политического лидера), одинаково ценимые представителями разных национальностей. Политики как носители таких инвариантов найдут немало своих сторонников на выборах в многонациональных регионах.

Список литературы

1. Агапов В. С. Я-концепция личности: теория и практика. — М.,1999.

2. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. — М., 1996.

3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.:Наука, 1972.

4. Блажное Е. А. Паблик рилейшнз. — М., 1994.

5. Блэк С. «Паблик рилейшнз»: что это такое? — М., 1990.

6. Богданов Е. Я., Зазыкин В. Г. Психологические факторы эффективной политической рекламы. — Калуга, 1999.

7. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. — Калуга,2000.

8. БодалевА. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.,1982.

9. Бодалев А. А. Психология межличностного общения. — Рязань,1994.

10. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М., 1998.

11. Бороздина Г. В. Психология делового общения. — М., 1998.

12. Браун Л. Имидж — путь к успеху. — СПб., 1996.

13. Воловикова М. И. Представления о русском человеке / Психология личности: новые исследования. — М., 1998.

14. Голдмен С. Как создается имидж в американской политике //США: экономика, политика, идеология. 1990. № 10.

15. Голъман И. А., Добробабенко Н. С. Практика рекламы. — Новосибирск, 1991.

16. Государственная кадровая политика: концептуальные основы,приоритеты, технологии реализации / Под ред. С. В. Пирогова. -М., 1996.

17. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. — М.,1998.

18. Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологическоговоздействия. — М., 1999.

19. ГримакЛ. П. Гипноз и телевидение // Прикладная психология. —1999. № 1.

20. Гусева А. С.,Деркач А. А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. — М., 1997.

21. ДанкипД. М. Проблема политического доверия в международныхотношениях. — Автореф. дисс. доктора политических наук. — М.,2000.

22. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развитияпрофессионала. — М., 2000.

23. Дзялошинский И. М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности. — М., 1996.

24. ДотиД. Паблисити и паблик рилейшнз. — М., 1996.

25. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. — М., 1996.

26. Душков Б. А. География и психология. — М., 1987.

27. Евстафьев В. А., Ясонов В. Н. Введение в медиапланирование. —М., 1998.

28. Елисеева Т. А. Комплексный социально-психологический анализкоммуникативного воздействия СМИ на целевую аудиторию. —Автореф. канд. дисс. — М., 1999.

29. Зазыкин В. Г. Психологические аспекты формирования интересак телевизионным и радиопередачам // Аудитория. 1988. № 6.

30. Зазыкин В. Г. Особенности деятельности творческих работниковтелевидения (психологический взгляд на проблему). — ВестникВИПК.-М.,1989.№1.

31. Зазыкин В. Г. Психология в рекламе. — М., 1992.

32. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. — М., 1972.

33. Зазыкин В. Г. Психологические особенности взаимодействия политических лидеров со средствами массовой информации в период избирательных кампаний, — Новосибирск, 1995.

34. Зазыкин В. Г., Колосова С. В., Фуре Р. Ф. Психологические факторы повышения активности избирателей с помощью телевизионных передач рекламного характера. — М., 1996.

35. Прилутская О. А. Социальные страхи у населения. — Оренбург,1997.

36. Зазыкин В. Г., Белоусова И. Э. Психологические характеристикиэффективного политического имиджа. — М., 1999.

37. Зазыкин В. Г. Психологические основы гуманистической рекламы. - М., 2000.

38. Зазыкин В. Г., Егорова С. Е. К вопросу об имидже политическойпартии / Современные психотехнологии в образовании, бизнесе,политике (материалы Международной научно-практической конференции). — М., 2001.

39. Имидж лидера / Под ред. Е. В. Егоровой-Гантман. — М., 1994.

40. Кисмерешкин В. Г. Позитивный деловой имидж страны // Реклама. 2000. № 3.

41. Князев Т. В. Факторы влияния на социальную перцепцию организации. — Автореф. канд. дисс. — М., 2000.

42. Корольков В. Г. Основы «паблик рилейшнз». — Киев, 2000.

43. Котикова Е. Р. Почему власть не любит журналистов, и как с этимбороться //Дон. 1997. № 17.

44. Кудинов О. П., Колосова С. В., Точицкая Н. Н. Комплексная технология проведения эффективной избирательной кампании в регионе. - М., 1997.

45. Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. — М., 2000.

46. Мельников-Печерский П. И. В лесах. — М., 1897.

47. Меньшикова В. В. Регуляция взаимоотношений организации с общественностью службами ПР. — Автореф. канд. дисс. — М., 1998.

48. Меренкова И. Ю. Разработка социально-психологической типологии российских потребителей. — Автореф. канд. дисс. —М., 1998.

49. Мухина О. В. Психологическое воздействие электронных СМИ(политико-психологический анализ). — М., 1999.

50. Мясищев В. Н. Психология отношений. — М.-Воронеж, 1995.

51. Николаев А. Ю., Борисов И. В., Герасъкин С. В. Имидж политика. —Новосибирск, 1995.

52. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л., 1979.

Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бо-далева и А. Н. Сухова. — М., 1995


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: