Ликвидация теории ценностей

Суждения о ценностях (этические и эстетические), так же как и метафизические, неопозитивисты считали бессмысленными. Они являются результатом недоразумений и существуют только благодаря тому, что используемые ими выражения не были подвергнуты логическому анализу. Выражения «добрый» и «плохой», «правильный» и «неправильный», «обязанность» и «долг» трактуются так, как будто они означают что-либо реальное, а между тем они выражают только директивы и правила поведения. Они не могут быть выведены из знания о фактах и не являются ни истинными, ни ложными; они, скорее всего, являются только призывом к тому, чтобы сделать соответствующие фактические утверждения истинными. Традиционная моральная философия, настроенная метафизически, пыталась основывать свои утверждения на интуиции или доказательстве, но подобные попытки уже заранее были обречены на неудачу, с точки зрения логического эмпиризма, эти утверждения не имеют фактических оснований, являются непроверяемыми и благодаря этому бессмысленными; они существуют только благодаря смешению различных языков - смешению фактического и эмоционального языка, фактов и императивов.

Под названием «моральная философия», или «этика», скрываются весьма различные утверждения: I) познание ценностей, добра, того, что правильно и должно быть - задача эта является бессмысленной, но помимо этого сюда входит 2) исследование того, что признают люди в качестве ценностей, и 3) отыскание средств, ведущих к намеченным целям - а это уже задачи, отличные от первой, и могут быть истолкованы научно; 4) моральное воспитание и пропаганда - задачи, которые могут быть полезными, но не являются научными; 5) анализ этического языка, что является единственной характерной проблемой философской этики.

Философия как анализ языка.

Какие последствия вытекают отсюда для философии? Не может быть метафизикой ни теория познания, ни теория ценностей, ибо их проблемы являются бессмысленными. Реальное знание о мире исчерпывающим образом дают частные науки. Для философии, следовательно, остается только одно - анализ выражений, которые используют науки. Нет, утверждал Карнап, никакой философии как теории, как системы собственных утверждений, которая бы существовала наряду с научными утверждениями. Заниматься философией означает только одно - объяснять понятия и утверждения с помощью логического анализа. Можно ли ее еще считать наукой? Философия не только не является конкретной наукой (об этом уже писали многие до неопозитивистов), но и вообще не является наукой. Поскольку она занимается понятиями других наук, ее даже можно назвать «царицей наук», писал Шлик. Но нигде не написано, что «царица наук» сама является наукой. Наука ищет истины, а философия только анализирует готовые истины. Наука пытается разрешить проблемы, философия же, в лучшем случае, учит, как следует эти проблемы формулировать. Иначе говоря, целью науки является истинность утверждений, философия же раскрывает их смысл. Иными словами: наука констатирует истины, философия учит их выражать.

Каждый опыт, чтобы стать утверждением, должен быть выражен каким-либо языком, и «границы моего языка являются границами моего мира» (Л. Витгенштейн). Поэтому проблема языка является не менее важной, чем опыт. Если философия хочет стать наукой, то в качестве таковой она может выступать как логическая теория языка и только в этой роли. Не как метафизика к чему стремилась в прежние времена, и не как теория познания, как этого хотел XIX век. Все начинается и завершается анализом языка; если же философия хочет быть чем-то большим, она становится нонсенсом. Неопозитивисты в начале своей деятельности боролись с философией, позже, считая эту борьбу завершенной, занялись теорией языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: