Высказывания испытуемых

Спонтанные разъяснения. Испытуемый по собственной инициативе объясняет мотивы выбора.

«Я так считаю-». Давая разъяснение (чаще спонтанное), испытуемый подчеркивает, что данный образ выражает именно его собственное мнение, например, «мне думается, что лучше всего чистую любовь могут выразить два голубя».

Критика тестирования. Сталкиваясь с затруднениями при выполнении методики, испытуемый подчеркивает, что сама по себе методика ущербна, не может ни о чем свидетельствовать, исследование — «глупости», «детская забава», «выдумки врачей».

Самокритика. Испытуемый всячески подчеркивает собственную несостоятельность, высказывает предположение, что другие люди справляются с методикой намного лучше, обращает внимание экспериментатора на «банальность» своих рисунков и плохое качество их исполнения. Часто высказывания этого типа начинаются со слов «вот раньше» или «раньше, до болезни...»

Высказывания, находящиеся вне рамок экспериментальной ситуации. Выполняя задание или уклоняясь от его выполнения, испытуемый говорит о своих соматических жалобах, обстоятельствах интернирования и т. п.

Прочие особые феномены.

Фрагментация. Испытуемый изображает лишь часть задуманного им образа, какую-либо деталь, часто несущественную. При этом он прямо говорит обо всем замысле, подчеркивая невозможность его выполнения. Например, на понятие «веселый праздник»: «Нужно нарисовать демонстрацию... Как по улице! идет с флагами, портретами... Молодежь... А мы, тут, на скамеечке сидим, смотрим...» (на рисунке — человек с флагом, скамейка).

Дублирование. Испытуемый рисует на одно понятие несколько совершенно идентичных изображений. I

Замена, Выбрав образ для опосредования, испытуемый под тем или иным предлогом зачеркивает рисунок и выполняет новый.

Феномен возврата. При предъявлении следующего понятия испытуемый возвращается к предыдущему рисунку, занимаясь его графической доработкой.

Спонтанная нумерация. Испытуемый по своей инициативе нумерует рисунки.

Пунктуация — рисунки разделяются запятыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: